Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
- Лексическая тема «Транспорт»
- Виды деятельности: игровая, коммуникативная
- Цели:
1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».
2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических категорий:
• Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных
• употребление в речи простых предлогов;
• согласование порядковых числительных с существительными и прилагательными.
3). Воспитание у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_teme.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» г.Волжка Республики Марий Эл.
Конспект открытого занятия
по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ» для средней группы.
Провела: учитель-логопед группы №3 (ОНР)
Сафиуллина З. З.
г. Волжск
2013
- Лексическая тема «Транспорт»
- Виды деятельности: игровая, коммуникативная
- Цели:
1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».
2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических категорий:
• Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных
• употребление в речи простых предлогов;
• согласование порядковых числительных с существительными и прилагательными.
3). Воспитание у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Ход занятия:
Организационный момент.
Входит расстроенный Буратино (логопед)
Буратино: Дети, я купил автомобиль, но для того чтобы им управлять, мне необходим документ, который называется водительские права. Но для того чтобы мне их получить нужно, сдать экзамены по билетам. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Буратино: Здравствуйте, уважаемые члены комиссии! (все ребята здороваются) Я готов сдавать экзамен, а мои друзья мне помогут. Если мы правильно будем отвечать на вопросы, то комиссия оценит нас и поднимет звезды.
Буратино: Билет первый. Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта.
(картинки разных видов транспорта, карта «земля, вода, воздух)
Буратино: Посмотрите внимательно на картинки. На чем можно передвигаться по воздуху?
Дети: По воздуху можно передвигаться на самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете.
Буратино: На чем можно передвигаться по воде?
Дети: По воде можно передвигаться на пароходе, паруснике, лодке.
Буратино: На чем можно ехать по железной дороге?
Дети: По железной дороге можно ехать на поезде, электричке.
Буратино: На чем можно ехать по дороге?
Дети: По дороге можно ехать на машине, автобусе, грузовике.
Буратино: Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?
Буратино: Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называется воздушным.
Буратино: Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по земле, называется наземным.
Буратино: Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по воде, называется водным.
(комиссия показывает звезды)
Буратино: Билет второй. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. «Едем в гости».
Буратино раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости к бабушке, к дедушке и т.д. Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Я поеду на машине.
Я поеду на поезде.
Я поеду на трамвае.
Я поеду на мотоцикле.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
Буратино: Билет третий. Составление предложений с союзом а.
Буратино: «Предложение договори и его ты повтори».
Лодка плывет, а машина... (едет).
Трамвай едет, а самолет... (летит).
Мотоцикл едет, а корабль... (плывет).
Самолет летит, а автобус... (едет).
Корабль плывет, а ракета... (летит).
Ракета летит, а поезд... (едет).
Буратино: Билет четвертый – вождение. Употребление простых предлогов.
(макет дороги и машинка)
Незнайка: Дети:
Машина стояла у дома,
Поехала по дороге
Проехала у светофора
Проехала под мостом
Остановилась за автобусом
Заехала в гараж
Буратино: Кто сможет повторить путь машины?
Буратино: Ребята, мы с вами так успешно сдаем экзамены, что можно немножко отдохнуть.
(Физминутка - движения под музыку «Автобус»)
Буратино: Отдохнули, теперь продолжим.
Билет пятый. Согласование порядковых числительных с существительными
Буратино: Друзья, в этом билете нужно посчитать предметы на карточках.
Дети: Одна машина, две машины, три машины – всего три машины
Один вертолет, два вертолета – всего два вертолета.
Один самолет, два самолета, три самолете, четыре самолета – всего четыре самолета.
Один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса пять автобусов – всего пять автобусов.
Буратино: И последний билет, нам нужно правильно ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете –ключик. Если мы наберем много ключей, я получу права.
1. Назовите ласково.
Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм имен существительных
Буратино: Дети:
Паровоз - паровозик
Корабль - кораблик
Лодка - лодочка
Машина –машинка
Колесо - колесико
2. Какое слово не подходит?
- колесо, руль, мяч, фары,
- самолет, машина, автобус, чайник
Назовите сказочный, волшебный транспорт
Дети: Ковер – самолёт, помело, ступа, сапоги – скороходы, , тыква у Золушки, печь у Емели, , воздушный шарик у Вини-Пухаи т.д.
Буратино: На какой цвет светофора можно переходить дорогу?
Дети: Дорогу можно переходить на зелёный цвет.
Буратино: Какой цвет светофора запрещает движение?
Дети: Если горит красный цвет дорогу переходить нельзя.
Буратино: Что пешеходы делают на жёлтый свет светофора?
Дети: Пешеходы готовятся начать движение.
Буратино: Ребята, давайте посмотрим, сколько у нас фишек?
Комиссия: Незнайка, ты с ребятами сдал все экзамены, и мы тебе вручаем права.
Буратино: Ура! Благодаря Вам, ребята, я получил права и теперь могу водить автомобиль. Спасибо, что Вы были такие внимательные, умные, добрые. Проводим комиссию и я покатаю вас на машине.
Билет первый. Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта.
(картинки разных видов транспорта, карта «земля, вода, воздух)
Незнайка: Посмотрите внимательно на картинки. На чем можно передвигаться по воздуху?
Билет второй. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. «Едем в гости».
Незнайка раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад (к бабушке, к дедушке и т.д.). Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Незнайка: Билет третий. Составление предложений с союзом а.
Незнайка: «Предложение договори и его ты повтори».
Незнайка: Билет четвертый – вождение. Употребление простых предлогов.
(макет дороги и машинка)
Незнайка: Дети:
Машина стояла у дома. Поехала по дороге. Проехала у светофора. Проехала под мостом. Остановилась за автобусом. Заехала в гараж .
Билет пятый. Согласование порядковых числительных с существительными
Незнайка: Друзья, в этом билете нужно посчитать предметы на карточках.
Незнайка: И последний билет, нам нужно правильно ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете – фишку. Если мы наберем много фишек, я получу права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)
Занятие направлено на расширение знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"
Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Логопедичяеское занятие...
Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «В гостях у Мухи – Цокотухи»
В данном материале раскрыты цель, задачи НОД, оборудование, ход занятия: Вводная часть, основная часть и заключительная часть. Представлены вопросы учителя - логопеда и варианты ответов д...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР по теме: «Домашние животные»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные»....