Проект для детей подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести «Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения» (в условиях логопункта)
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Проект для детей подготовительной группы, который подойдет для среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._srednesrochnyy_dlya_detey.art_.gimn_.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино
Чукотского автономного округа»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Сказка»
______________ Л. А. Лабузова
«____» _________________ 2015
Проект
для детей подготовительной группы
с нарушениями звукопроизношения различной тяжести
«Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения»
(в условиях логопункта)
Составитель:
Учитель – логопед
Калашникова С. С.
2015 год
Тема проекта: «Язычок – акробат»
Тип проекта: среднесрочный (сентябрь – февраль), информационно - практико – ориентированный, подгрупповой.
Участники проекта: Дети подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести; родители, дети, воспитатели, учитель – логопед
Актуальность:
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Четкое произношение является основой при обучении письму в начальных классах. А нарушения произношения звуков могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Благодаря своевременным и систематичным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься специалист: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Чтобы добиться успеха в выполнении артикуляционного упражнения, поддержать положительную динамику и позитивный настрой, возникает необходимость творческих, нестандартных подходов.
Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Цель проекта: выработка детьми правильных, полноценных движений и артикуляционных укладов для формирования различных фонем; повышение уровня заинтересованности родителей в выполнении артикуляционных упражнений в домашних условиях
Задачи:
- Обследование звукопроизношения детей, а также степени развития артикуляционной и мимической мускулатуры.
- Формирование подгрупп детей в зависимости от количества и степени нарушенных звуков.
- Знакомство детей с органами артикуляционного аппарата.
- Формирование у детей мотивации к выполнению правильных, полноценных движений необходимых для правильного произношения звуков
- Создание положительного эмоционального настроя у детей к занятиям посредством игровых, нетрадиционных методов и приемов.
- Пробудить желание детей заниматься дома с родителями.
- Повысить интерес родителей к выполнению ребенком правильных артикуляционных упражнений.
- Повысить уровень взаимодействия по схеме «родитель воспитатель логопед»
- Создание книжки - малышки «Веселые полянки» для домашних занятий.
Методы реализации проекта:
- Распределение детей по группам речевых нарушений, степени тяжести речевых нарушений.
- Разработка и подготовка практического материала: профили артикуляции фонем русского языка; отдельные карточки с названием артикуляционного упражнения, описания его и картинки; пособие с комплексами артикуляционных упражнений для определенных групп звуков; распечатки картинок-раскрасок артикуляционных упражнений, узкая лента или тесьма, альбомные листы;
- Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий, игр с учетом индивидуальных особенностей.
- Применение разных приемов и методов для формирования правильных артикуляционных укладов
- Изготовление книжки – малышки (подготовка материала для поделки, побуждение к творческому воображению, мышлению в процессе сочинения историй о Язычке)
- Размещение выставки книжек – малышек в коридоре группы детского сада.
- Размещаем презентацию с итоговой работой на стенде (журнал «В гостях у логопеда»), на сайте ДОУ.
План – график
Период | Вид деятельности |
Сентябрь | Формулировка цели Определение цели, задач Обследование Подготовка методического, практического, информационного материала |
Октябрь | Поиск и анализ информации Подготовка методического, практического, информационного материала Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми Беседы с родителями, взаимодействие с воспитателями группы |
Ноябрь | Подготовка методического, практического, информационного материала Подготовка материала консультаций для родителей Разработка методического материала для дальнейшей работы. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в традиционной форме с включением вариативных форм (биоэнергопластика) Заполнение экрана артикуляции «Я уже умею» |
Декабрь | Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с использованием вариативных форм, не исключая традиционных Изготовление книжки – малышки «Веселые полянки» Выставка книжек – малышек |
Январь | Размещение информационного практического материала Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. |
Февраль | Выполнение мониторинга и оценка проекта для определения прогресса. Определение уровня качественного воздействия на органы артикуляционного аппарата (сравнение результатов обследование артикуляционной и мимической мускулатуры) Написание отчета о проделанной работе Подготовка итоговой презентации Обобщение опыта, подготовка материала для публикации |
Ожидаемые результаты:
- Умение детей выполнять основные и специальные артикуляционные упражнения для выработки артикуляционного уклада определенных звуков.
- Обобщение опыта применения вариативных форм при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Повышение уровня заинтересованности родителей и детей в выполнении артикуляционных упражнений в домашних условиях.
- Выпуск книжки – малышки «Веселые полянки» для домашних занятий.
- Создание артикуляционных пособий, картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.
Риски: инертность родителей к взаимодействию с детским садом; некомпетентность родителей, незнание возрастных норм развития детей старшего дошкольного возраста формирует ошибочное мнение «само пройдет» и о том, что воспитывать и обучать должны именно детском саду, т.е. самоустранение от образования ребенка; отстраненность педагогов от работы учителя-логопеда.
Литература
- Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2007
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика
- Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006
- Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 1999г.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989 .
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра для детей подготовительной группы с нарушением слуха на тему "Цвет - форма - размер"
Тема: "Цвет - форма - размер"Цель: продолжать формировать представление о таких свойствах предмета как: цвет - форма - размер....
Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Применение игровой терапии при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми....
«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...
«Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях. Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные уп...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...