Проект для детей подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести «Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения» (в условиях логопункта)
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Калашникова Светлана Сергеевна

Проект для детей подготовительной группы, который подойдет для среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._srednesrochnyy_dlya_detey.art_.gimn_.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино

Чукотского автономного округа»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Сказка»

______________ Л. А. Лабузова

«____» _________________ 2015

Проект

для детей подготовительной группы

с нарушениями звукопроизношения различной тяжести

«Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения»

(в условиях логопункта)

Составитель:

Учитель – логопед

Калашникова С. С.

2015 год

Тема проекта: «Язычок – акробат»

Тип проекта: среднесрочный (сентябрь – февраль), информационно - практико – ориентированный, подгрупповой.

Участники проекта: Дети подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести; родители, дети, воспитатели, учитель – логопед

 Актуальность:

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Четкое произношение является основой при обучении письму в начальных классах. А нарушения произношения звуков могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Благодаря своевременным и систематичным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься специалист: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Чтобы добиться успеха в выполнении артикуляционного упражнения, поддержать положительную динамику и позитивный настрой, возникает необходимость творческих, нестандартных подходов.

Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

 

Цель проекта: выработка детьми правильных, полноценных движений и артикуляционных укладов для формирования различных фонем; повышение уровня заинтересованности родителей в выполнении артикуляционных упражнений в домашних условиях

Задачи:

  • Обследование звукопроизношения детей, а также степени развития артикуляционной и мимической мускулатуры.
  • Формирование подгрупп детей в зависимости от количества и степени нарушенных звуков.
  • Знакомство детей с органами артикуляционного аппарата.
  • Формирование у детей мотивации к выполнению правильных, полноценных движений необходимых для правильного произношения звуков
  • Создание положительного эмоционального настроя у детей  к занятиям посредством игровых, нетрадиционных методов и приемов.
  • Пробудить желание детей заниматься дома с родителями.
  • Повысить интерес родителей к выполнению ребенком правильных артикуляционных упражнений.
  • Повысить уровень   взаимодействия  по схеме «родитель       воспитатель       логопед»
  • Создание книжки - малышки «Веселые полянки» для домашних занятий.

Методы реализации проекта:

  • Распределение детей по группам речевых нарушений, степени тяжести речевых нарушений.
  • Разработка и подготовка практического материала: профили артикуляции фонем русского языка; отдельные карточки с названием артикуляционного упражнения, описания его и картинки;  пособие с комплексами артикуляционных упражнений для определенных групп звуков; распечатки картинок-раскрасок артикуляционных упражнений, узкая лента или тесьма,  альбомные листы;
  • Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий, игр с учетом индивидуальных особенностей.
  • Применение разных приемов и методов для формирования правильных артикуляционных укладов
  • Изготовление книжки – малышки (подготовка материала для поделки, побуждение к творческому воображению, мышлению в процессе сочинения историй о Язычке)
  • Размещение  выставки книжек – малышек в коридоре группы детского сада.
  • Размещаем презентацию с итоговой работой на стенде (журнал «В гостях у логопеда»), на сайте ДОУ.

План – график

Период

Вид деятельности

Сентябрь

Формулировка цели

Определение цели, задач

Обследование

Подготовка методического, практического, информационного материала

Октябрь

Поиск и анализ информации

Подготовка методического, практического, информационного материала

Индивидуальные  и подгрупповые занятия с детьми

Беседы с родителями, взаимодействие с воспитателями группы

Ноябрь

Подготовка методического, практического, информационного материала

Подготовка материала консультаций для родителей

Разработка методического материала для дальнейшей работы.

Индивидуальные  и подгрупповые занятия с детьми в традиционной форме с включением вариативных форм (биоэнергопластика)

Заполнение экрана артикуляции «Я уже умею»

Декабрь

Индивидуальные  и подгрупповые занятия с детьми с использованием вариативных форм, не исключая традиционных

Изготовление книжки – малышки «Веселые полянки»

Выставка книжек – малышек

Январь

Размещение информационного практического материала

Индивидуальные  и подгрупповые занятия с детьми.

Февраль

Выполнение мониторинга и оценка проекта для определения прогресса.

Определение уровня качественного воздействия на органы артикуляционного аппарата (сравнение результатов обследование артикуляционной и мимической мускулатуры)

Написание отчета о проделанной работе

Подготовка итоговой презентации

Обобщение опыта, подготовка материала для публикации

Ожидаемые результаты:

  • Умение детей выполнять основные и специальные артикуляционные упражнения для выработки артикуляционного уклада определенных звуков.
  • Обобщение опыта применения вариативных форм при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Повышение уровня заинтересованности родителей и детей в выполнении артикуляционных упражнений в домашних условиях.
  • Выпуск книжки – малышки «Веселые полянки»  для домашних занятий.
  • Создание артикуляционных пособий, картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.

Риски: инертность родителей к взаимодействию с детским садом; некомпетентность родителей, незнание возрастных норм развития детей старшего дошкольного возраста формирует ошибочное мнение «само пройдет» и о том, что воспитывать и обучать должны именно детском саду, т.е. самоустранение от образования ребенка; отстраненность педагогов от работы учителя-логопеда.

Литература

  1. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2007
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004
  3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика
  4. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006
  6. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006
  7. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2013
  8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 1999г.
  9. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989 .
  10. Интернет - ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра для детей подготовительной группы с нарушением слуха на тему "Цвет - форма - размер"

Тема: "Цвет - форма - размер"Цель: продолжать формировать представление о таких свойствах предмета как: цвет - форма - размер....

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...

«Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях. Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные уп...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...