Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конакова Ирина Вячеславовна
Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях. Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные упражнения, следите за его поставленными звуками в повседневной жизни. Старайтесь это проделывать через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям

        Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях.        Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные упражнения, следите за его поставленными звуками в повседневной жизни. Старайтесь это проделывать через игру. 

Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. 

При выполнении артикуляционной гимнастики следует помнить:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–15 минут.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. Нужно точно выполнять движения.
  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Старайтесь следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

СВИСТЯЩИЕ

Правильная артикуляция  звука «С»

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены.
  3. Кончик языка широкий, он упирается в нижние зубы. Посередине языка желобок.
  4. Голосовые связки отдыхают. Горлышко не дрожит.

Правильная артикуляция  звука «СЬ»

  1. Часть спинки языка больше приподнята вверх.
  2. Желобок разрушается.
  3. Передняя часть спинки языка более выгнута.

Правильная артикуляция  звука «З»

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Правильная артикуляция  звука «ЗЬ»
        Артикуляция звука ЗЬ такая же, как звука СЬ. Единственное отличие то, что звук ЗЬ звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Правильная артикуляция  звука «Ц»

  1. Губы слегка напряжены и растянуты.
  2. Между резцами небольшая щель.
  3. Кончик языка прижат к нижним резцам.
  4. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба.
  5. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом.
  6. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена.
  7. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  8. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук).
  9. Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов

свистящих звуков.

«Заборчик »

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение вытягивать вперед округлые губы.

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируем произнесение звуков и-о-у.

«Пошлёпаем по язычку»

Цель: выработать умение, расслаблять мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Цель: вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

«Кошечка» (Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. 

Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам. Потом  отодвинуть его по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх. В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

«Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

«Желобок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается пол счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

 «Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Маляр»

1587052239_24-p-foni-dlya-oformleniya-tekstov-47Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались.

«Качели»

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

«Маятник»

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

«Хомяк»

Цель: расслабление мышц щек. 

Рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Подуть через желобок»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

«Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейлей, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.


ШИПЯЩИЕ 

Правильная артикуляция  звуков «Ш» и «Ж»

  1. Губы округлены и выдвинуты вперед.
  2. Зубы сомкнуты, либо сближены.
  3. Кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
  4. Теплая воздушная струя выдыхается по середине языка.
  5. Звук «Ш» произносится без голоса – глухой.
  6. Звук «Ж» произносится с голосом – звонкий.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков. 

«Заборчик»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение вытягивать вперед округлые губы.

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение быстро менять положение губ.

        Зубы сомкнуты. Губами имитируем произнесение звуков и-о-у.

 «Парус»

Цель:  вырабатывать умение находить правильное положение языка, удерживать язык за верхними зубами, растягивать подъязычную связку.

 Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки. 

 «Пошлепаем по язычку»

Цель: выработать умение, расслаблять мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Блинчик»

Цель: вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Чашечка» 

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Рот широко открыт.

         Передний и боковой края широкого языка поднять вверх, но не касаться зубов.

 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

«Качели»

Цель: укрепить мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка» (Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх. В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

 «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

«Маятник»

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

«Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Улыбнуться, открыть рот и  кончиком языка « погладить» небо  вперед – назад (как кисточкой).

 «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх., растягивать подъязычную уздечку.

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

«Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков.

        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

ЗВУКИ Л И ЛЬ

Правильная артикуляция  звука «Л»

  1. Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  2. Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  3. Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  4. Голосовые связки создают звучание голоса.

Правильная артикуляция  звука «ЛЬ»

  1. Губы растянуты в улыбке.
  2. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами. Средняя часть спинки приподнята. Задняя часть спинки языка опущена.
  3. Язык напряжен.
  4. Выдыхаемый воздух проходит по бокам.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков «Л» и «ЛЬ».

«Пошлёпаем по язычку»

Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
        Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Как выполнить артикуляционное упражнение:

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

«Качели»

Цель: укрепить мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

        Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка» (Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

        Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх. В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

        Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

 «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

         Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

        Рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

«Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
        Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос.
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

ЗВУКИ «Р» И «РЬ»

Правильная артикуляция  звука «Р»

  1. Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного;
  2. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  3. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации;
  4. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость;
  5. Мягкое нёбо поднято;
  6. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют;
  7. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.
                    Правильная артикуляция  звука «РЬ»
  1. Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет;
  2. Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше;
  3. Голосовые связки сомкнуты, слышится короткий одноударный звук Рь.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов

звуков «Р» и «РЬ».

 «Заборчик»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение вытягивать вперед округлые губы.

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка»

Цель: укрепить круговые мышцы рта, развивать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируем произнесение звуков и-о-у.

«Блинчик»

Цель: вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

 «Качели»

Цель: укрепить мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка» (Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх. В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

«Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков.

        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Маятник»

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

 «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Улыбнуться, открыть рот и  кончиком языка « погладить» небо  вперед – назад (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умения управлять кончиком языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх., растягивать подъязычную уздечку.

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Дятел – барабанщик»

Цель: вырабатывать подъём языка, умение делать кончик языка напряженным, развивать его подвижность.

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - основа для формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика - подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а твк же для формирования правильного звукопроизношения....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....

Артикуляционная гимнастика - основа для формирования правильного звукопроизношения

laquo;Артикуляционная гимнастика - основа для формированияправильного звукопроизношения.»...

Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляци...

Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой ...