Мастер-класс для воспитателей на тему: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
методическая разработка по логопедии

Гузель Мунавировна Иванова

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Задачи:

- формировать знания по применению артикуляционной гимнастики на практике;

 -        совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_a.g.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Берёзка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

         

   

 

МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Артикуляционная гимнастика – основа

правильного произношения звуков»

(в рамках городской методической мастерской)

Подготовила и провела:

учитель – логопед

высшей квалификационной категории  

Гузель Мунавировна Иванова

Дата проведения:

«23» марта 2023г.

 

 

 

 

г. Октябрьский – 2021г.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Задачи:

- формировать знания по применению артикуляционной гимнастики на практике;

 -        совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели, логопед.

План семинара – практикума:

  1. Введение. Актуальность вопроса.
  2. Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики.
  3. Мастер – класс.
  4. Рефлексия.

Материалы и оборудование: проектор; мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика», музыкальный центр, музыка для проведения артикуляционной гимнастике, рефлексивная технология: «Все в твоих руках».

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

В норме к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

•        речевой слух,

•        речевое внимание,

•        речевое дыхание,

•        голосовой и речевой аппарат.

Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или лёгкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные   на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц. Её цель: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Так как, артикуляционный аппарат  у ребенка развивается не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики, ему следует помочь подготовить мышцы. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Это шесть основных упражнений.

Упражнение № 1 Улыбка – Трубочка

Упражнение  № 2 Открой и закрой дверцу.

Упражнение № 3 Часики.

Упражнение № 4 Лопатка. Иголочка.

Упражнение № 5 Качели.

Упражнение № 6 Кошечка.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей      навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.
  2. В комплексе должны присутствовать 2-3 статических и 2-3 динамических упражнения. Начинают    гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд.
  3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 8 раз.
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую   последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоциональной, игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая   спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Не надо сильно злоупотреблять зеркалом, когда дети уже научатся выполнять упражнения, то можно и даже нужно убрать, чтобы формировался кинестетический уклад, чтобы формировалось ощущение, как выполнить упражнения. Гимнастика должна оставаться с нагрузкой, потому что если сегодня спортсмен присел 100 раз, а завтра 50, то тренировочного эффекта не будет.

Упражнения бывают:

-        статические (неподвижные), направленные на удержание определённого положения губ, языка (чашечка, трубочка и др.)

-        динамические (подвижные) - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости (лошадка, часики, качели и др.)

Вопрос к воспитателям: Как вы думаете, какие упражнения будут для ребенка легче?

Правильно динамические. Когда ребенок будет переключается с одного упражнения на другое «улыбка-трубочка», это делать гораздо легче, чем просто долго держать заборчик или чашечку.

Важна последовательность упражнений. Надо идти от переферии к центру. Центр – это язык, а периферия – это шейно-воротниковая зона и мышцы шеи, мышцы на полости рта и мышцы корня языка. Начинать работу нужно с поворотов головы:

Любопытная Варвара

смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит, вниз, смотрит вверх,

Удивила нынче всех.

Повороты головы готовят, разминают мышцы шеи, а мышцы шеи – это периферия языка. Никогда не просите детей делать круговые движения головой, потому что у них бывают нестабильность позвонков шейного отдела. Им нельзя забрасывать голову далеко назад. Движения должны быть плавными, спокойными. Просто повороты головы, наклоны вниз и поднятие головы вверх. Можно попросить шею вытягивать, тянись к потолку. Вытягивание шеи – это хорошее артикуляционное упражнение, снимающее напряжение на полости рта.

Следующим блоком будут жевательные мышцы, это движения на нижнюю челюсть. Но прежде чем открывать и закрывать рот, нужно заострить внимание ребенка, что губы улыбаются. Есть базовые и не базовые упражнения. Базовые – это те упражнения, без которых мы никак не обойдёмся. Это упражнения, которые составляют артикуляционный уклад для разных звуков. А есть упражнения вспомогательные, но они тоже нужны. Ведь не может пловец только плавать в бассейне, ему нужны тренировки в зале и велосипед крутить. Поэтому эти виды упражнений чередуются. Вот «Заборчик» («Оскал», «Широкая улыбка») - это базовое упражнение. Должны быть видны зубы. И все, что мы будем делать дальше, делается на этом упражнении.

Артикуляционные упражнения

(все упражнения воспитатели выполняю вместе с логопедом)

1. Очень полезно, когда мы начинаем обучать ребенка артикуляционной гимнастике и при этом сопровождаем упражнения движениями рук. Это называется биоэнерго пластика (рот открыл – закрыл, сопровождаем движениями. Педагоги выполняют вместе с логопедом).

2. Следующее упражнение «Запилила пила» - двигаем подбородок. Это упражнение для жевательных мышц. Далее делаем упражнение «застучал молоток» (быстро открываем и закрываем рот. Руками делаем клювик - открываем и закрываем). Далее эти два упражнения чередуются.

Упражнения для губ

4. «Улыбка – кружочек («рупор») – трубочка» - это упражнения для круговой мышцы рта.

5. «Поцелуй» - отличное, очень эмоциональное упражнение.

6. «Рыбка» - открываем и закрываем рот прикусывая губы.

7. «Почешем губки» - верхнюю и нижнюю губу поочерёдно проводим между зубами.

8. «Кролик» (верхний и нижний) – это не очень распространённое упражнение среди логопедов, но оно очень актуально при губно-зубном произношении звуков.

9. «Спрятал губы – фыркнул» - упражнения для расслабления губ.

10. «Надуем щёчки» - это упражнение не для щёк, как можно подумать, а для круговой мышцы рта.

Упражнения для языка.

4. Чаще всего язык у ребенка бывает в тонусе. Чтобы его расслабить очень хорошее упражнение – это пошлепывание языка «пя-пя-пя», покусывание языка, также можно поплевывать на язык. Эти три упражнения прекрасно расслабляют язык. Давайте повторим еще раз.

После каждого упражнения даём детям отдохнуть. Сделали 8 раз, отдохнули.

5. Следующее упражнение «Качели». Его можно делать вне полости рта (демонстрация упражнения с движениями рук) и во рту. Некоторым детям вне полости рта это упражнение недоступно из-за укороченной уздечки. Если кто-то не может высунуть язык, то делаем «Качели» только за зубами.

6. Упражнение «Блинчик» («Лопаточка») – широкий язык лежит на нижней губе.

7. Упражнение «Жало» («Иголочка») – вытягиваем вперед острый язык.

Чередуем упражнения «Лопаточка» - «Жало» (помогаем руками).

Верхняя группа упражнений

8. «Оближем верхнюю губу» («Вкусное варенье») – при выполнении должны быть видны нижние зубы.

9. «Чашечка».

10. «Болтушка».

11. «Маляр» – движение языка по верхнему нёбу вперёд и назад.

12. «Чистим зубки» - упражнение делается в двух вариантах – узким языком водим по верхним и нижним зубам влево – вправо; широким языком водим по зубам вверх – вниз.

Упражнения на вытягивание подъязычной уздечки.

13. «Лошадка» - цокаем языком.

14. «Грибок» - присасываем язык к верхнему нёбу.

15. «Гармошка» - язык держим в положении «Грибок», открываем и закрываем рот.

Мы вспомнили с вами базовый комплекс упражнений.

На первых порах дети делают артикуляционную гимнастику с удовольствием. Но через некоторое время, они начинают скучать, выполняют её без энтузиазма. И тогда на помощь приходят книжки, картинки, стихи, игрушки – мотиваторы, мотиваторы в виде «надеть розовый носочек на руку», который будет символизировать язычок, мячики (сколько раз я брошу мяч вверх – столько раз пощёлкай языком), пищащие игрушки (сколько раз игрушка пропищит, столько раз сделай «Трубочку»), пока волчок крутится – держи «Грибок», сколько точек выпадет на кубике – столько раз сделать какое – либо упражнение, использование различных презентаций и т.д. на что хватит фантазии.

И самый главный мотиватор – это музыка. Предлагаем вам сделать все пройденные упражнения под музыку. Но это уже продвинутый этап, то есть когда дети уже знают эти упражнения, могут выполнять их без зеркала, они понимают все движения рук, что они обозначают. Артикуляционную гимнастику под музыку очень хорошо делать в групповом варианте. Им практически не надоедает гимнастика, потому что музыку можно менять – брать медленную, быструю, а также музыку можно подвязывать в тематику занятия (песни про посуду, животных и т.д.) 

Просмотр педагогами видео артикуляционной гимнастики под музыку, выполняемой детьми. Затем предложить педагогам выполнить самим под музыку.

Рефлексия

Уважаемые педагоги! Наш мастер-класс подошел к завершению. Выразите своё отношение к прослушанной информации.

На листочках обведите свою ладонь и закрасьте палец, который соответствует следующим высказываниям.

«Большой» -  для меня информация была важной и интересной, но пока не готова использовать этот опыт в своей работе.

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию.

«Средний» - было не интересно, мастер-класс показался скучным.

«Безымянный» -  было актуально, полезно. Буду использовать этот опыт в своей практической деятельности.

«Мизинец» -  материал оказался для вас ненужным и бесполезным.

Уважаемые педагоги, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"...

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....

Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для  тренировки  подвижности  органов...

МАСТЕР-КЛАСС учителя логопеда «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика дома».

Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика и произношение звука С

Артикуляционная гимнастика и произношение звука  С...

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».

Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....