Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

 Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс 29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 6

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Районное методическое объединение для учителей – логопедов дошкольных образовательных организаций

Дата проведения: 30 ноября 2018 год

Мастер-класс по теме:

«Артикуляционная гимнастика – основа

правильного произношения звуков»

        Учитель-логопед:

        МБДОУ ЦРР-детский сад № 6

        ст.  Старощербиновская

                                                                           Бикетова В.А.

        2018 год

Цель: представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений; пропаганда логопедических знаний среди учителей-логопедов района.

Задачи: представить педагогический опыт по внедрению элементов

нетрадиционных технологий коррекционно-развивающего обучения;

 применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми.

Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Виды артикуляционных упражнений:

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

4.   Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью,  координированностью движения, за полнотой объема. При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным.  Проводить упражнения эмоционально, в игровой форме.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.  

        Всем известно, для того чтобы у ребёнка дошкольного возраста сформировался правильный артикуляционный уклад, ему необходимо наглядно доходчиво, посредством образов, объяснить положение органов артикуляционного аппарата при произнесении того или иного звука. А затем представленный образ закрепить при регулярном выполнении артикуляционных упражнений.

        Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий, и сопровождая интересной артикуляционной сказкой.

  Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески.

  Я использую в своей работе   пособия:  «Артикуляционная  гимнастика Тру-ля-ля», «Гимнастика со смешариками», пособие «Артикуляционная  гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т. А. Куликовской «Артикуляционная  гимнастика в стихах, и картинках»,  «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.

    Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры и упражнения:

  • «Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков (гусеница) или прямоугольников (вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.
  • В упражнении «Отгадай, что спряталось?» - дети переворачивают картинки и выполняют упражнение по  карточке.
  • Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".
  • Игра «Зарядка для языка»

На картинках сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям:

К каждому упражнению подобраны небольшие стишки.

Читаю стихотворение, ребёнок находит данное упражнение и выполняет его

или ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

  • Вашему вниманию хочу представить пособие «Артикуляционное дерево».

У нас не обычное дерево, а артикуляционное. Итак, на улице какое время года? (осень). Листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают (на каждом листочке – картинка с упражнением для язычка). Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать. (Учителя - логопеды берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)

  • С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например:

Жила  была Маша (игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”.

      Рассказываю  сказку, а дети выполняют движения по тексту и по показу. Широко использую тексты «Адаптированных сказок», стихи и загадки,  показ артикуляционных карточек.

  • Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Для этого использую  «Волшебные перчатки», на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же.

Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Для обыгрывания  артикуляционных упражнений «Качели»«Вкусное варенье»«Иголочка»«Лопаточка» применяю  наглядное пособие «Солнышко».

Предлагаю Вам немного поиграть: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

  • Использую  различные предметы для выполнения упражнений.

  Например, в ведерко насыпается фасоль, туда же кладу игрушки (соответствующие артикуляционным упражнениям, ребенок достает игрушку и выполняет упражнение).

  • Предлагаю Вам поиграть:

Ребята, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Квакуша (проводится артикуляционная гимнастика с Квакушей)  

  • Артикуляционная гимнастика - сказка "В гостях у Смешариков"

Успешное использование  нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение  (эмоциональное состояние от мастер- класса).

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике

Упражнения артикуляционной гимнастики, способствующие развития органов артикуляционного аппарата....

Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...

мастер-класс для воспитателей ""Секреты артикуляционной гимнастики"

мастер-класс состоит из теоретической и практической части....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Артикуляционная гимнастика и произношение звука С

Артикуляционная гимнастика и произношение звука  С...