конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_zanyatie_zvuki_s_s._bukva_s_pod_gruppa.docx | 22.12 КБ |
3_zanyatie_zvuki_s_s._bukva_s_pod_gruppa.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №3 Звук С, СЬ. Буква С.
- Орг.момент.
Сядит тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику лыжи и т. д.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
а) Общее расслабление.
Как на горке – снег, снег, | Руки поднимают вверх. |
И под горкой – снег, снег, | Приседают, опускают руки. |
И на елке – снег, снег, | Встают и поднимают руки. |
И под елкой – снег, снег. | Приседают, опускают руки. |
А под снегом спит медведь Тише, тише… Не шуметь! | Садятся на свои места и изображают спящего медведя. |
Б) Развитие общей моторики.
Снежок порхает, кружится, На улице бело. | Дети взмахивают руками и кружатся. |
И превратились лужицы В прозрачное стекло. | Приседают, встают (2 раза) |
Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! | Руки поднимают вверх. |
Как розовые яблоки, | Кольцо из рук над головой – «яблоки». |
На ветках снегири! | Руки вверху, пальцы растопырены – «ветки». |
В) Развитие мелкой моторики.
Птички полетели, | Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. |
Крыльями махали, | Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами. |
На деревья сели, | Руки вверх, все пальцы широко расправить. |
Вместе отдыхали. | То же, что и на первую строку. |
Г) Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
Д) Развитие мимических мышц.
Злится старуха зима - | Сердитое лицо. |
Хочет заморозить маленького снегиря! | Злость. |
Но снегирю все нипочем! | Удивление. |
Повесим для него и других птичек кормушки! | Улыбка. |
А птички с радостью будут к ним прилетать. | Радость. |
Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;
- для щек: « помидоры – толстячки», «огурцы худышки»;
- для губ: «трубочка» - «улыбка»( 5 раз);
- для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).
д) Работа по развитию дыхания и голоса.
- упражнение по развитию дыхания:
Вы устали? Отдохнем,
Больше воздуха вдохнем.
Выдох: - пффф( через рот) ----Пауза. ---- Возврат дыхания (вдох через нос). ---- Пффф----Пауза.----Возврат дыхания: -----Пфффф-----
Пауза----Возврат дыхания.
На морозе расслабляться,
Очень, очень нам приятно.
- голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Вдох – выдох. АУО_________
АУО____________
АУО_________________
- Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
А) Объявление темы.
Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, СЬ.
Б) Акустико - артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков С, СЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.
Звук С – согласный ( не поется, воздух встречает преграду – зубы), твердый, глухой, свистящий.
Звук СЬ – согласный, мягкий, глухой, свистящий.
Звук С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.
В) Развитие фонематического слуха.
Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки название которых начинаются на звуки С, СЬ ( снегирь, сорока, синичка, сова и т.д)
Г) Связь звуков и букв .
Рассматривание буквы С, подбор предметов, которые она похожа. Буква С – домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.
Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра « Скажи наоборот». СА – СЯ; Со – СЕ, Су – СЮ, Сы – Си.
- Звуковой анализ слогов СЫ, Си. Графическая схема.
- Подбор картинок ( из выставленных на доске схемам) к схемам:
с | к | с | з | к | с | к |
( сок, сито). Деление слов, на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.
- Составление предложений со словами сок и сито. Членение их на слова. Запись графических схем.
4. Физкультминутка.
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю снег. | Медленно приседают. |
С неба все скользят пушинки – Серебристые снежинки. | Встают. |
Кружатся над головою Каруселью ….снеговою. | Кружатся. |
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой….снегири. | Приседают. |
- Упражнение по развитию лексико - грамматической стороны речи. Игра « Кто как голос падает?»
На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? ( Зимующие.) Голоса каких птиц мы слышим зимой»?
Голубь (что делает?) – воркует
Воробей – чирикает сорока - стрекочит
Ворона – каркает сова – ухает.
- Итог занятия и оценка деятельности детей.
Сравнение звуков С, СЬ. Их характеристика.
Называние птиц, которые остаются зимовать.
Предварительный просмотр:
Занятие №3 Звук С, СЬ. Буква С.
- Орг.момент.
Сядит тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику лыжи и т. д.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
а) Общее расслабление.
Как на горке – снег, снег, | Руки поднимают вверх. |
И под горкой – снег, снег, | Приседают, опускают руки. |
И на елке – снег, снег, | Встают и поднимают руки. |
И под елкой – снег, снег. | Приседают, опускают руки. |
А под снегом спит медведь Тише, тише… Не шуметь! | Садятся на свои места и изображают спящего медведя. |
Б) Развитие общей моторики.
Снежок порхает, кружится, На улице бело. | Дети взмахивают руками и кружатся. |
И превратились лужицы В прозрачное стекло. | Приседают, встают (2 раза) |
Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! | Руки поднимают вверх. |
Как розовые яблоки, | Кольцо из рук над головой – «яблоки». |
На ветках снегири! | Руки вверху, пальцы растопырены – «ветки». |
В) Развитие мелкой моторики.
Птички полетели, | Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. |
Крыльями махали, | Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами. |
На деревья сели, | Руки вверх, все пальцы широко расправить. |
Вместе отдыхали. | То же, что и на первую строку. |
Г) Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
Д) Развитие мимических мышц.
Злится старуха зима - | Сердитое лицо. |
Хочет заморозить маленького снегиря! | Злость. |
Но снегирю все нипочем! | Удивление. |
Повесим для него и других птичек кормушки! | Улыбка. |
А птички с радостью будут к ним прилетать. | Радость. |
Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;
- для щек: « помидоры – толстячки», «огурцы худышки»;
- для губ: «трубочка» - «улыбка»( 5 раз);
- для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).
д) Работа по развитию дыхания и голоса.
- упражнение по развитию дыхания:
Вы устали? Отдохнем,
Больше воздуха вдохнем.
Выдох: - пффф( через рот) ----Пауза. ---- Возврат дыхания (вдох через нос). ---- Пффф----Пауза.----Возврат дыхания: -----Пфффф-----
Пауза----Возврат дыхания.
На морозе расслабляться,
Очень, очень нам приятно.
- голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Вдох – выдох. АУО_________
АУО____________
АУО_________________
- Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
А) Объявление темы.
Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, СЬ.
Б) Акустико - артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков С, СЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.
Звук С – согласный ( не поется, воздух встречает преграду – зубы), твердый, глухой, свистящий.
Звук СЬ – согласный, мягкий, глухой, свистящий.
Звук С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.
В) Развитие фонематического слуха.
Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки название которых начинаются на звуки С, СЬ ( снегирь, сорока, синичка, сова и т.д)
Г) Связь звуков и букв .
Рассматривание буквы С, подбор предметов, которые она похожа. Буква С – домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.
Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра « Скажи наоборот». СА – СЯ; Со – СЕ, Су – СЮ, Сы – Си.
- Звуковой анализ слогов СЫ, Си. Графическая схема.
- Подбор картинок ( из выставленных на доске схемам) к схемам:
с | к | с | з | к | с | к |
( сок, сито). Деление слов, на слоги, выделение ударного слога, составление слов из букв разрезной азбуки.
- Составление предложений со словами сок и сито. Членение их на слова. Запись графических схем.
4. Физкультминутка.
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю снег. | Медленно приседают. |
С неба все скользят пушинки – Серебристые снежинки. | Встают. |
Кружатся над головою Каруселью ….снеговою. | Кружатся. |
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой….снегири. | Приседают. |
- Упражнение по развитию лексико - грамматической стороны речи. Игра « Кто как голос падает?»
На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? ( Зимующие.) Голоса каких птиц мы слышим зимой»?
Голубь (что делает?) – воркует
Воробей – чирикает сорока - стрекочит
Ворона – каркает сова – ухает.
- Итог занятия и оценка деятельности детей.
Сравнение звуков С, СЬ. Их характеристика.
Называние птиц, которые остаются зимовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы
Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Конспект НОД "Звук и буква О". Подготовительная группа.
Конспект НОД....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...