конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рахимова Лейсан Ильдусовна

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква Э.20.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Звук и буква  Э

  1. Орг. момент

Вспомнить картинки, в названии которых есть звуки Г, К.

2. Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.  «Рыбка».

Глаза есть, но не мигает,

Мигают глазами.

Крылья есть, но не летает,

Взмахи руками, разведенными в стороны.

Плавает под мостиком,

Хвостиком виляет,

Руки сложены ладошкой к ладошке, плавные, волнообразные движения.

Ночью тихо засыпает.

«Засыпает»

  1. Развитие общей моторики.

Рыбка плавает  в водице,

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.

Воолнообразные движения

руками.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Бегут друг за другом.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Далее по тексту.

  1. Развитие мелкой моторики. «Акула».

Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула , выйди вон.

Делают  ладонями  отталкивающее движение.

  1. Массаж лица.

По общим правилам.

  1. Развитие мимических мышц:

- нахмурить брови;

- подмигнуть;

- втянуть щеки в рот.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

- для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:

       Рассердился язычок,

      Крепко стиснул кулачок.

     Разбежался сильно он,

    Дверь открыл  и вышел вон!

- для губ: губы – «художники» (беззвучно  произносить звуки а-о-э-и-у – ы ).

- для языка : « язык лопаткой», «иголкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту

 Посмотри направо,

Посмотри налево,

Посмотри вниз на дорожку – нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.

7.Работа по развитию дыхания и голоса.

- «Ныряльщики». Дети «превращаются» в «ныряльщиков». Логопед «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 раза.

- Голосовые упражнения: звуком « Э» спеть песенку «Солнышко лучистое».

8. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.

2. Акустико – артикуляционный образ звука.

Изолированное произношение звука Э – хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука.

Звук Э – гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.

3. Развитие фонематического слуха.

Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.

4. Связь звука и буквы.

      Это – Э

     С открытым ртом

    И большущим языком.

Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ.

Составление их из букв разрезной азбуки, печатание  в тетрадях.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

А) - Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э.

(Эдик, Эмма, Эля.)

Б) Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (Эскалатор, эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической схемы.

В) Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.

Г) Составление предложения со словом Эдик по предложенной схеме:

__________    __________    _________ .

Эдик                     видит             эскимо.

Д) Составление этого предложения из букв разрезной азбуки.

- Выделение слов со звуком  Э из стихотворения.

           Электричество в домах,

          Свет горит на этажах,

          Экономить надо свет.

         Ты запомнил или нет?

  1. Физкультминутка. Игра « Запретное движение».
  2. Упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи .      

- Рассматривание картины с изображением рыбы. Название частей тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед говорит детям, что тело  большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы живут   в воде.

- Игра «Назови: чей плавник , чей хвост, чья голова, чье туловище» (образование притяжательных прилагательных).

У щуки:                                У акулы:

Голова – щучья                  голова – акулья

Хвост – щучий                  хвост - акулий

Туловище –щучье            плавник - акулий

Плавник – щучий             туловище – акулье

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку. Где живут рыбы?

Чем покрыто их тело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»

Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе

Конспект  занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе .

-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический  и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.-Упражнять в чтении по сло...