конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рахимова Лейсан Ильдусовна

. Развитие фонематического слуха.

4. Соотношение звука с буквой

.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах

.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса

.6. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Звук и буква Р

1.Организационный момент.

Чтения стихотворения: «Чем пахнут ремесла»

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак.

    Выделение названий профессий из текста.

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

     Раз, два – выше голова.

     Три , четыре – плечи шире.

      Пять, шесть – тихо сесть.

2. Развитие общей моторики.

Снега прошли не малые,

А все идут, идут….

Шаги на месте.

Дворники усталые

Метут, метут, метут…

Имитация взмахов  метлой.

Гремят они лопатами

Хлопки ладонями.

Под тучами лохматыми,

Взмахи руками над головой.

Метелками шуршат.

Имитация взмахов метлой.

На улицах, на улках,

В дворах и закоулках

Взмахи руками вправо, влево (2 раза)

Управиться спешат.

Садятся на места.

3.Развитие мелкой моторики . «Маляры»

Маляры известку носят,

Дети руками изображают «ковшики»

Стены кистью купоросят.

Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой руки.

Не спеша разводят мел….

Я бы тоже так сумел.

На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот.

4. Массаж лица.

Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо.

Поглаживание.

Но ветерок еще холодный!

Постукивание подушечками пальцев.

А все таки солнышко сильнее!

Поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; закрыть правый глаз; затем  левый; надуть щеки.

6.Развитие артикуляционной моторики . Упражнения:

- для челюсти : удерживать рот открытым под счет до десяти;

- для губ: одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю (видны нижние и верхние  зубы), удержать под счет;

- для языка: «чашечка»; «чистим зубки» (нижние); «лопаточка» - подуть на пушинку.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

- « Трубач». Исходное положение: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить в трубу: «п- ффф», по окончании вдох. Повторить три раза.

- Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Произнесение предложения «Зайца ужалила пчела» с изменением силы голоса.

3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявления темы занятия.

Логопед: «Сегодня мы с вами будем говорит о разных профессиях и при этом будем следить за правильным произношением звука Р».

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед: Проверьте, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р.

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит  – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка- опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.

Звук « Р» - согласный, твердый, звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Детям раздаются красные и синие кружки. Они должны поднять синие кружки, когда услышат правильное название того, кто изображен на картинке (маляр): маляк, баляр, каляр, маляр, лямак, каляр.

4. Соотношение звука с буквой.

   Как запомнить букву «Р»?

   Каждый может , например,

   Руку на бочок поставить,

   И друг другу «Р» представить!

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

- Воспроизведение слоговых рядов: ра-ро-ру-ры; ар-ор-ур-ыр.

- Игра «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слогов, составление схем.

- Проговаривание названий предметных картинок, выставленных на доске.

Звуко- слоговой анализ и синтез слова.

- Игра «Посели слово». Выставляются большие картины «Дом», «Замок», « Избушка» (в них в зависимости от количества слогов поселяются слова.). Составление схем слов.

- С данными словами (ракета, помидор, рука) составляются предложения . Распространение предложений глаголами и прилагательными .

Графическая запись предложений.

6. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: А давайте мы  узнаем,  кто чем управляет». (Выставляются  картинки с изображением различных видов транспорта.)

Логопед показывает картинку и задает вопрос «Кто управляет автобусом, самолетом …?

Дети должны ответить полным предложением .

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем  Управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

Логопед: «А теперь игра наоборот « Почему так называется?» ( по картинкам).

Пчеловод – пчел разводит.

Рыболов – рыбу ловит.

Землекоп – землю копает.

Лесоруб – лес рубит.

7.Итог занятия и оценка работы детей.

О каком звуке мы сегодня говорили?

Какие профессии вы запомнили? Почему они так называются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»

Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе

Конспект  занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе .

-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический  и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.-Упражнять в чтении по сло...