Звук и буква У.
план-конспект урока по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Кечаева Ольга Сергеевна

Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [У], а также познакомить с печатным написанием буквы У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква У» 

Цель: Обучение детей чтению и письму слов и предложений с буквой У.

Задачи:

1. Учить чётко произносить звук У.

2. Выделять начальный ударный гласный звук из слов.

 3. Познакомить с печатным написанием буквы У.

4. Дать представления о том, что звук и буква У могут находиться в слове в начале, в середине, в конце.

5. Формировать умение произносить звуки различной силы голоса.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: предметные картинки со звуком У, демонстрационная карточка с буквой У, панно: звуковые дома—красного, синего и зеленого цветов, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, тетради, разрезные азбуки.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Назовите гласные и согласные звуки.

2. Сообщение темы занятия. Звучит сигнал паровоза: У-У-У! - Что это гудит? (Логопед показывает паровоз, произносит звук У)

Правильно, паровоз.

- Какой вы слышите звук? – Звук У.

-Сегодня мы будем произносить звук У.

3. Упражнение в произношении звука У.

 а) Хоровое и индивидуальное произнесение.

 б) Тихим и громким голосом («паровоз удаляется, приближается»).

в) Произнесение звука У на длительном выдохе («паровоз даёт долгий сигнал»), на прерывистом выдохе («паровоз даёт короткие сигналы»).

 4. Характеристика звука У по акустическим и артикуляционным признакам. - Это волк. Когда наступает ночь, он воет: У-У-У-У (символ звука).

Какой звук у него получается?- Правильно, звук У.

Как вы догадались, что это звук? (Звуки слышатся и произносятся.) Посмотрите в свои зеркала и произнесите звук У.

Что происходит с нашим ротиком? Губки вытянуты трубочкой и их форма напоминает маленький круг. Зубки закрыты губками. Язычок лежит на дне ротика. Воздух легко проходит через рот, воздуху ничего не мешает, горлышко дрожит (проверяем, прикладывая руку). Звук можно петь. Если во рту нет преграды воздуху, и звук можно петь, значит, он какой? (Гласный). Повторите. (На доску выставляется панно: Звуковые дома—красного, синего и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета). Ребята, вы помните, в каком доме живёт Звук У – в красном, синем или зелёном? (В красном.) Как мы обозначаем гласные звуки? (Красным квадратом.)

5. Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами).

- Поднимите красный квадрат, если услышите звук У:

 А) из ряда гласных: ио, ау, уи, иу, аоу …

Б) из обратных слогов: оп, уп, им, ом, ух, ах, ит, ут …

В) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, паук, курица, кот, петух, гамак, туфли, тапки…

6. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах.

 - Какой звук спрятался в начале слов: Ух, ах, ох, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля…

7. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок. Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, Левой рукой поочерёдно загибать пальчики правой руки.

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

8. Произношение слов со звуком У, определение позиции звука. - Посмотрите на рисунки:

 • Назовите рисунки (утка, лук, какаду).

• Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов (.У).

• Назвать слова еще раз, и подольше тяните звук У (утка, лук, какаду).

- Как обозначаются схемы слов? – В виде белых прямоугольников.

Как изображается звук У в этих словах? – Красным квадратом.

Звук У в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:

 Назовите слово, где звук У находится в начале (утка). Обозначим его место на схеме слова.

 Назовите слово, где звук У находится в конце (какаду). Обозначим его место на схеме слова.

 Назовите слово, где звук У находится в середине (лук). Обозначим его место на схеме слова. (Логопед показывает схемы на доске указкой, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.)

 9. Знакомство с буквой У

- У звука У есть своя буква. Чтобы прочитать эту букву, нужно произнести звук У.

Букву видят и пишут, в отличие от звука, который слышат и произносят. Посмотрите на букву У.

У с улиткою дружна,

Носит рожки как она.

На что ещё похожа буква У?

Сложим букву У из пальчиков.

Представьте, что буква У – это ушки зайчика: средний и указательный пальцы вверх, а остальные сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками.

Найдите букву У в разрезной азбуке. Посмотрите, как я рисую букву на доске. Обводим букву в тетради по точкам, затем рисуем самостоятельно. Какого цвета карандаш мы возьмём? Почему? (Буква У – письменный знак звука У.)

  10. Место буквы в слове.

- Назовите изображённые предметы (утка, лук, какаду). Определите, где в этих словах находится звук У – в начале, в середине или в конце. В схемах слов звук У обозначен теперь не красным квадратом, а буквой У. Буква У, как и звук, может находиться в словах в начале, в середине и в конце. (Логопед вызывает детей с тем, чтобы они показали схемы слов, которые подходят к названию каждой из картинок.).

11. Итог.

- Дайте характеристику звуку.

 - Чем буква отличается от звука?

- Почему мы называем звук У гласным?

 - Как мы его обозначаем?

- Как звук У обозначается на письме?

 - Чем различается звук и буква? - Чем они похожи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....