Система работы по биоэнергопластике
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Просматривая семейные передачи в кругу родных, мы часто наблюдаем такую картину (Слайд 1).
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребенок самостоятельно научиться произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы. Очень важно своевременно обратить внимание родителей на имеющие трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, продлить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия.
Основная цель моей педагогической деятельности: выявить и устранить дефекты речи у детей, способствовать формированию правильного произношения, развитию грамматического строя речи, навыков связной и выразительной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов (слайд 2).
Мною определён круг задач, которые вы видите на экране: (слайд 3)
В логопедической работе использую различные методы: практические, наглядные и словесные (слайд 4). Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями детей, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Коррекционную работу осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Длительность занятия составляет 20 - 25 минут. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаю условия для повышения работоспособности детей, преодолению психоэмоционального напряжения и развитию мотивации к организованной деятельности.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям (слайд 5):
- Развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- Развитие просодической стороны речи;
- Формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
- Формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- Развитие диалогической и монологической речи.
Группа детей с нарушениями речи, с которыми я работаю, состоит из детей с разным уровнем развития и степенью подготовленности. Осуществляя педагогический процесс, учитываю возрастные, физические и нервно-психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого ребенка, чтобы ребенок был занят по интересам, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость от пребывания в детском саду, продвигался в развитии. На занятиях регулярно применяю дифференцированный подход.
Мною организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей (слайд 6). На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте, сообщаются результаты диагностического обследования речи детей, даются ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Провожу мастер-классы по обучению родителей артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью увидеть результат коррекционной работы. Оформляю информационные стенды в группах.
Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, я применяю такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка (слайд 7).
Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы (слайд 8).
Авторы методики по биоэнергопластике отмечают благотворное влияние биоэнергопластики на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координаций движений и мелкой моторики.
Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей:
-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;
-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;
-активизируется речевая функция
-повышается работоспособность
Первые две недели провожу обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей зачисленных в логопункт. Данные фиксируются в индивидуальных речевых картах. Провожу индивидуальные консультации с родителями по итогам обследования детей (слайд 9).
На 2 этапе дети знакомятся со строением органов речи. Далее дети разучивают артикуляционные упражнения по традиционной методике, знакомятся с элементами биоэнергопластики. Дети выполняют артикуляционные упражнения без движения руки (слайд 10). Со временем дети выполняют артикуляционные упражнения с использованием ведущей руки, обеих рук (слайд 11). На занятиях дети активно используют персонажей перчаточного театра, выполненных совместно с родителями (слайд 12). Что помогает удержать интерес к процессу, повысить мотивационную готовность детей к занятиям поддерживает положительный эмоциональный настрой.
На заключительном этапе: проводятся выставка перчаточного театра. Родители присутствуют на индивидуальных занятиях, знакомятся с выполнением традиционных артикуляционных упражнений, с элементами биоэнергопластики. Совместно с детьми изготавливают героев перчаточного театра для использования их на занятии (слайд 13).
Опыт работы по применению биоэнергопластики показал ,что дети достигли положительных результатов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, памяти, произвольного внимания, дети умеют действовать по словесным инструкциям, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений (слайд 14).
Для осуществления преемственности в работе с педагогами и воспитателями ДОУ провожу: консультации, семинары, мастер-классы, практикумы, различные интегрированные мероприятия.
Постоянно делюсь опытом с другими логопедами на городских методических объединениях (слайд 15). Если кого-то заинтересовал мой опыт работы, вы можете познакомиться с ним на моём персональном сайте (слайд 16).
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 200
с углубленным изучением отдельных предметов
Опыт работы по теме:
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Выполнила :
учитель-логопед
Антонюк Е.В.
г.Белогорск, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....
Использование элементов биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Чем больше уверенностив движении детской руки,тем ярче речь ребёнка!В.А. Сухомлинский Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у дете...
Использование биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую...