Проект "Быт русской деревни" для детей с ОНР средняя группа
проект по логопедии (средняя группа) по теме
: Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информационная карта проекта | 94 КБ |
итоговое занятие по проекту "Быт русской деревни" | 38.5 КБ |
презентация проекта "Быт русской деревни" | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ комбинированного вида детский сад№1 МО Кореновский район Педагогический информационный проект «Быт русской деревни». / Развитие экспрессивной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания и ознакомления с историей нашей страны. / 2014-15 учебный год. |
Автор проекта: Филимонова Оксана Николаевна учитель-логопед
Кучерёнок Елена Алексеевна учитель-логопед
Участники:
Кастулина Лада Александровна музыкальный руководитель МДОБУ
Дети группы ОНР-3
Дети группы ОНР-5
родители воспитанников.
База проекта:
МДОБУ комбинированного вида д/с№1,
МБУК «Кореновский историко-краеведческий музей»
Этапы реализации проекта:
1 этап: организационный (сентябрь2014 г.)
2 этап: практический (октябрь 2014 г. апрель 2015г.)
3 этап: заключительный (май 2015 г.)
Проект :«Быт русской деревни».
/ Развитие экспрессивной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания и ознакомления с историей
нашей страны. /
Содержание
- Актуальность проекта………………………………………………………...4
- Программа исследования
- Цель проекта…………………………………………………………………5
- Задачи проекта……………………………………………………………….5
-Гипотеза………………………………………………………………………5
- Участники проекта…………………………………………………………..6
-Практическая значимость проекта………………………………………….6
- Предполагаемый результат проекта………………………………………..6
- Основные принципы реализации проекта…………………………………6
-Содержание проекта…………………………………………………………7
- Основные этапы реализации проекта «Быт русской деревни». …………………………………………………………………..8
- Выводы……………………………………………………..……………..11
Итоги проекта……………………………………………………………..
Дальнейшие перспективы реализации проекта…………………….......
- Список литературы……………………………………………………….
Приложения:
- Результаты диагностики знаний детей группы.
- Материально-техническое и методическое оснащение логопедического кабинета.
- Консультации для педагогов и родителей.
- План самообразования.
- Конспекты занятий с использованием мультимедийных презентаций.
- Фото-отчеты по итогам экскурсий в музей.
- Анкеты и отзывы родителей и педагогов.
- Актуальность проекта
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Но было замечено, что даже детям старшего и подготовительного возраста трудно дается восприятие таких понятий как: страна, Россия, Русь, русский, Отечество, Родина, родной город, столица, защитник Родины и др. Без знания исторических корней трудно осознать и представить себе красоту и богатство страны: «И красива и богата наша Родина, ребята…. ».
Особенно трудно дается этот материал детям с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих, чаще всего, находится на нормальном уровне.
Это подвело нас к мысли начать уже со средней группы работу по развитию импрессивной речи, объединив её с работой по патриотическому воспитанию. И начали мы со знакомства с бытом и историей родной страны. С народными ремёслами и фольклором. С богатырями – защитниками древней Руси и их подвигами.
II. Программа исследования
Цель: развитие импрессивной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством патриотического воспитания.
Стимуляция активной речи и обогащение словаря детей за счет:
- обогащения знаний о нашей стране и родном крае,
- о национальных традициях,
- о народных ремёслах и фольклоре,
- расширения зоны общения с взрослыми.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- целенаправленно обогащать словарь детей по выбранной теме; закреплять и активизировать лексический материал на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
- формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу;
- совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
- совершенствовать тонкую и общую моторики при ознакомлении с фольклором и народными промыслами;
- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать память, внимание и мышление.
Гипотеза: Ознакомление дошкольников с историей страны и народными промыслами помогает сформировать патриотические чувства дошкольника и развить его экспрессивную речь.
Участники проекта:
- Учителя-логопеды
- Музыкальный руководитель
- Инструктор физкультуры
- Родители
- Дети
Практическая значимость проекта: включение родителей в единое образовательное пространство через разработку методических мероприятий совместно с детьми и родителями.
Предполагаемый результат проекта:
-Организация и систематическая работа семейного интернет-клуба;
-повышение уровня педагогической компетентности родителей;
-проведение кружковой работы с детьми дошкольного возраста;
-улучшение артикуляционной, тонкой и общей моторики детей;
-проявление уважения и любви к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-целостное воздействие на речевую систему, речевое раскрепощение ребенка;
-позитивное взаимодействие детей в коллективе;
-обогащение игротеки дидактических игр по выбранной теме;
-обогащение предметно-развивающей среды группы.
Основные принципы реализации проекта:
- Принцип доступности – обучение и воспитание ребёнка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребёнка.
- Принцип деятельности – развитие осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
- Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип регионализма – использование объектов культуры своей местности с учётом историко-географических и этнографических особенностей.
Содержание проекта.
1. Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы в которой обозначены: проблема, задачи патриотического воспитания в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:
- ориентировка на широкое использование цифровых технологий, авторских дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в учреждении и направленных на углубленное развитие экспрессивной речи посредством патриотического воспитания в течении всего учебного года;
- широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- совместная деятельность родителей и детей;
- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;
- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни и открытых занятиях.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана по патриотическому воспитанию на 2014-2015 учебный год.
3. Взаимодействие с родителями (собрания, заседания интернет-клуба, участие в конкурсах внутри группы, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).
4.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
5. Создание базы дидактических игр по патриотическому воспитанию.
7. Подготовка и заинтересованность воспитателей, для закрепления полученных детьми знаний. Так как для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса.
III. Основные этапы реализации проекта «Быт русской деревни»
Этапы | Формы работы | ||
Деятельность педагогов | Работа с детьми и родителями | ||
Первый этап организационный (подготовительный) (сентябрь 2014 г.) | Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. Налаживание контактов с Кореновским историко- Краеведческим музеем. Диагностирование детей. Разработка положения о семейном родительском клубе. | Проведение организационного родительского собрания с целью ознакомления с темой проекта , списком мероприятий по проекту и выяснения возможного участия родителей в мероприятиях по проекту. «Семейный интернет-клуб родителей группы» – как одна из форм совместной работы педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». | |
Второй этап практический (реализация намеченных планов) (октябрь - декабрь) | Разработка конспектов занятий, мультимедийных презентаций, консультаций для детей. Проведение просветительской работы с педагогами и родителями (консультации, рекомендации, мультимедийные презентации, ведение и постоянное обновление материала на страничке интернет-клуба «Радуга» для педагогов МДОБУ и родителей группы). Посещение семьи, индивидуальные беседы. Анкетирование родителей. Проведение открытых занятий и праздников. Отбор тем для экскурсий в музей. Оформление промежуточных результатов.
| Разработка и проведения цикла занятий: «Убранство русской избы», «Лекарственные растения», «Богатыри -защитники Родины», «Народные ремёсла. Откуда к нам деревянная ложка пришла», «Народные ремёсла . Кузнец-молодец», «Народные ремёсла. Гончар», «Обрядовые песни, игры», «Народные песенки, сказки, потешки, игры» В творческой мастерской интернет – клуба: Конкурсы для детей и родителей: «Подари радугу», «Роспись на ложках» «Сочиняем частушки», Изготовление буклетов, памяток, мультимедийных презентаций информирующих родителей о этапах реализации мероприятий по проекту. Проведение заседаний семейного интернет-клуба. | |
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта | Реализация вышеизложенных мероприятий в рамках проекта и закрепление полученных результатов во всех видах деятельности. | ||
Практическая работа с родителями по плану реализации проекта | Проведение круглых столов, мастер классов, ознакомление с промежуточными результатами работы, обмен мнениями. Проведение индивидуальных консультаций, открытых занятий и праздников, конкурсов. | ||
Третий этап заключительный (обобщающий) (январь 2015 г.)
|
Проведение открытых мероприятий. Оформление выставок детских работ. Распространение опыта работы. Публикации, участие в семинарах, научно-практических конференциях. Оформление результатов работы над проектом в виде отчёта, таблиц и диаграмм. Анализ результатов реализации проекта.
| Проведение итогового мероприятия по проекту: РМО учителей –логопедов и РМО воспитателей открытое занятие «Быт русской деревни» Заключительное заседание семейного клуба Анкетирование родителей (отзыва, пожелания и выявления направлений дальнейшей работы) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район
ПЛАН-КОНСПЕКТ
логопедической НОД с применением ИКТ
в группе для детей с ОНР (средней).
Тема:«Быт русской деревни».
Учитель-логопед: Филимонова О.Н.
Ноябрь 2014г.
Цель: Развитие речи посредством ознакомления детей с историей страны, ее бытом, ремёслами и фольклором.
задачи:
Обогащение словаря и развитие связной речи детей.
Формировать умение понимать значение устаревших слов и понятий русского языка.
Учить подбирать и правильно применять данные слова и выражения в любом контексте.
Развивать темпоритмические способности и общую моторику.
Воспитывать любовь и бережное отношение к истории страны, родному языку, народным традициям.
Ход занятия:
Давайте поздороваемся с нашими гостями и представимся им. Сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебное путешествие. Во времена старинные, когда ещё ваших бабушек на свете не было. Когда не ездили по улицам машины, когда не было самолётов и телевизоров. Помните, мы с вами ходили в музей и видели панораму Кубанского куреня? (слайд 2)
Давайте вспомним, что казаки строили в центре села? (церковь и мельницу) (слайд 3-4)
(слайд 5) Из чего строили дома? (из глины и из дерева)
А как назывались такие дома из глины? (Хата)
Чем крыли крышу хаты? (камышом или соломой).
(слайд 6) Закройте глазки и представьте, что пришли мы с вами в гости в хату. Стучим в дверь, заходим и видим самый красивый угол хаты. Украшен он рушниками вышитыми, иконами. Как называется самый красивый угол хаты? (красный угол)
(слайд 7) Большой стол с самоваром накрыт, гостей ждет. А почему самовар так называли ? САМ+ВАРИТ сам воду греет, чаем нас поит.
(слайд 8) А что ещё мы в хате увидели? (печь) Для чего нужна была печь? (Еду в печи готовили, хату печь грела, дети малые и старики хворые на ней спали)
А в чем кашу и борщи варили? В кастрюле? (нет, в чугунке)
А как в горячую печь чугунок поставить? (ухватом) (слайд 9-11)
(слайд 12) А ещё на печи спал Котик-коток, раскудрявый животок. А зачем кота в хате держали? (он от мышей защищал) А мы с вами песню старинную о котике знаем, давайте нашим гостям споем!
ФИЗМИНУТКА:
Песня : «Был у бабушки коток» (движения по показу)
Посмотрите на картинку, кто догадается, что это такое? (люлька) Для чего нужна была люлька? (в ней качали малых деток) Правильно, деток качали и песни им пели. Как называется песня под которую так сладко спиться? (колыбельная) (слайд 13)
Колыбельная «Баю-баю-баюшки» давайте представим, что мы с вами малыша качаем. (слайд 14)
Когда малыш заснул, хозяйка пошла к печи, обед готовить. А какой же посудой пользовались в старину? Мы с вами уже видели чугунок, а это что? (кувшин, крынка, кадушка, деревянные ложки- миски)(слайды 15, 16, 17, 18)
Ой! Мне кажется, что я заболела. А интересно, чем лечились люди в давние времена, ведь ни врачей, ни таблеток еще не было? (лекарственными растениями)
Каким растением мы разбитую коленочку полечим (черёмуха, подорожник), а если живот заболит, а если кто-то простудился, чем будем лечить? (малиновый отвар)
( слайд 19-21) Хорошо, вот все и здоровы.
(слайд 22) Поставила хозяйка обед готовиться и выглянула во двор, где большие детки играли! А в какие игры играли в старину? Телевизоров не было, компьютеров и планшетов тоже… А играли они в весёлые подвижные игры. И мы с вами такую игру знаем, а называется она…
Фольклорная музыкальная игра «Зайчик –выстрыбайчик». (слайд23) Прыгает зайчик на лугу через веточки. Нужно через веточки прыгать и ни одну не задеть, а мы увидим, кто из вас самый ловкий зайчик?
Закрепление знаний
Какая весёлая игра получилась!
И в гости к хозяйке Кубанской хаты мы сходили и много интересного видели.
Нужно обязательно дома маме рассказать об этом! И о Кубанской хате, и о деревянной посуде, и о лекарственных растениях , и о Котике, и о зайчике –выстрыбайчике. А чтобы не забыть, мы с вами пойдем в группу и нарисуем то, что нам больше понравилось. Что ты нарисуешь, Оля?.... А ты Саша что запомнил? Что тебе понравилось? Вы молодцы!
прощаемся с гостями и отправляемся в группу.
Слайды
- Музей панорама
- Церковь
- Мельница
- Хата
- Красный угол
- Стол с самоваром
- Печь
- Чугунок
- Ухват
- Каша
- Котик
- Люлька
- Кувшин
- Крынка
- Кадушка
- Соленья
- Деревянная посуда
- Черёмуха
- Подорожник
- Малина
22. печка
23. Зайчик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор проекта: Филимонова Оксана Николаевна учитель-логопед Кучерёнок Елена Алексеевна учитель-логопед Участники: Кастулина Лада Александровна музыкальный руководитель МДОБУ Дети группы ОНР-3 Дети группы ОНР-5 родители воспитанников. База проекта: МДОБУ комбинированного вида д/с№1, МБУК «Кореновский историко-краеведческий музей» Этапы реализации проекта: 1 этап: организационный (сентябрь2014 г.) 2 этап: практический (октябрь 2014 г. апрель 2015г.) 3 этап: заключительный (май 2015 г.)
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Но было замечено, что даже детям старшего и подготовительного возраста трудно дается восприятие таких понятий как: страна, Россия, Русь, русский, Отечество, Родина, родной город, столица, защитник Родины и др. Без знания исторических корней трудно осознать и представить себе красоту и богатство страны: «И красива и богата наша Родина, ребята…. ». Особенно трудно дается этот материал детям с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.
Это подвело нас к мысли начать уже со средней группы работу по развитию экспрессивной речи, объединив её с работой по патриотическому воспитанию. И начали мы со знакомства с бытом и историей родной страны. С народными ремёслами , фольклором, лекарственными растениями. С русскими богатырями – защитниками древней Руси и их подвигами.
Самовар:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы
Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению. Учить использовать для воплощени...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы.
Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группыВыполнила: Воспитатель: Дроганова В.В Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализова...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»
ull;Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинств...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...
Мастер – класс для детей и родителей средней группы «Русская матрешка» из воздушного пластилина.
Какой русский сувенирПокорил уже весь мир?Балалайка? Нет! Гармошка? Нет! ...То - русская матрёшка!!!...