Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_traditsii_i_kultura.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний. Д. С. Лихачев Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русские народные традиции и культура» Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Русские народные традиции и культура».
Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов Задачи: Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Гипотеза: если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Воспитание любви к народному искусству России. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи. Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители Вид проекта: творческий, познавательный, долгосрочный. Срок реализации: с февраля по май
Предполагаемые результаты: Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта. Знание русских народных подвижных игр. Знание русских ремесел. Знание русских народных сказок, потешек, закличек . Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.
Работа с родителями Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Выставка детских поделок. Выставка работ родителей.
Этапы работы над проектом На подготовительном этапе работы необходим создать условия для реализации проекта, определить познавательное содержание для детей среднего возраста, мотивировать родителей на взаимодействие с воспитателями в рамках реализации проекта. Основные формы и методы работы на подготовительном этапе: Анкетирование и анализ анкетирования родителей по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры». Составление перспективного плана. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы; Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду; Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.
Практическая реализация проекта Организация совместной образовательной деятельности с детьми по плану Формирование предметно-развивающей среды в группе с родителями и детьми Организация творческой и исследовательской деятельности детей с родителями в семье.
Аналитический этап проекта Презентация итогового продукта проектной деятельности. Анкетирование родителей «Завершая проект» Определение уровня освоения программного содержания и развития интегративных качеств у детей. Оформление проекта и транслирование опыта работы.
К концу проекта дети средней группы Проявляют живой интерес к русским народным традициям и культуре; Уважительное отношение и чувство гордости за русские народные традиции и культу Фотовыставка по итогам проекта с комментариями детей; Основной метод диагностики - беседа, наблюдение.
Перспективный тематический план совместной образовательной деятельности с детьми и родителями Тема месяца Познавательно-речевое Социально-личностное Художественно-эстетическое Работа с родителями Февраль Презентация «Изба на Руси» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к бабе яге » Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. Лыкова, «Конструирование детском саду. Средняя группа», стр.82 Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» культуры» Март Беседа «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору» Хороводные игры: «Каравай», «Карусели». Лепка «Курочка и петушок» И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», стр. 114 Беседа с родителями по теме: «Ходили ли вы в краеведческий музей? Если да, то что вам там понравилось? На что вы обратили внимание вашего ребенка?»
Апрель Презентация «Русские узоры» « Танец «Мы матрёшки вот такие крошки» от Рисование «Веселые матрешки» И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», стр. 106 Беседа с родителями по теме: «Ездили ли вы со своим ребенком в музей-заповедник «Томская писаница»? Если да, то что вам там понравилось? На что обратили внимания своего ребенка?» Май Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц Экскурсия в библиотеку «Что за прелесть, эти сказки» Коллаж по русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конкурс «Русская народная игрушка» для родителей вместе с детьми «Завершая проект» Выставка «Предметы старины»
Результат Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта; Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть. Познакомились с народными пословицами, поговорками; У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка». У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.); Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.
Подводя итоги Активизировался познавательный интерес детей. Дети сами стали проявлять большую самостоятельность в образовательной деятельности. Все участники процесса обогатились новыми знаниями, представлениями о русских народных традициях и культуре. Развивающая предметно-пространственная среда существенно обогатилась за счет материалов творческой продуктивной деятельности с детьми и родителями. Опыт данной работы может быть полезен другим педагогам-дошкольникам, которые занимаются вопросами краеведения в детском саду.
Анкета для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» 1. Можете ли вы рассказать ребенку о традициях русского народа? ________________ Как жили наши предки? ___________________________________________________ Какими занимались ремеслами? ____________________________________________ Как сеяли хлеб? __________________________________________________________ Какую на Руси одежду носили? ____________________________________________ 2. Знаете ли вы русские праздники?___________________________________________ 3. Нужно ли давать толкования старославянских слов? ___________________________ 4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? _____________________________________ 5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? _____________________ 6. Надо ли знать русские народные сказки и былины? ___________________________ 7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? ___________ 8. Есть ли у вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?___ 9. Какие народные игры вам известны_________________________________________ 10. Играете ли Вы в них с ребенком? __________________________________________ 11. Ходите ли Вы с ребенком в музеи? Если да, то в какие? _______________________ Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
Тема моей педагогической работы «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщен...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети
Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...
Проектная деятельность на тему: «Русские народные традиции и культура» в средней группе
Проектная деятельность в средней группе на тему " Русские традиции и культура"...
Сценарий развлечения в старшей группе на тему: "Русские народные традиции и фольклор"
Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным традициям и фольклору - очень важная задача патриотического воспитания детей в ДОУ. Одной из эффективных форм работы, в которую можно в...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...