Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи
Гладышко Н.В., учитель-логопед
МДОУ детский сад №24 с. Крутой Лог
Белгородского района Белгородской обл.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, необходима для овладения ими самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты и в итоге формирования готовности к обучению в общеобразовательной школе.
К основным задачам этой работы относятся:
- развитие неречевых психических функций, фонематического слуха, общих речевых навыков, связной речи;
-формирование правильного звукопроизношения;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- подготовка к обучению грамоте.
Эффективность коррекционной работы будет достигнута при постоянной и всесторонней взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения. Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций {1:3}. Для достижения высокого уровня в развитии необходимо индивидуальное сопровождение воспитанника_ это главный элемент коррекционной работы.
Применительно к конкретному ребёнку определяется индивидуальный маршрут сопровождения развития, который практически образует траекторию достижения конечной цели всей коррекционной работы. Адаптивность и открытость - наиболее важные требования к индивидуальному маршруту, Он формируется на этапе предварительной и первичной диагностики, а его адаптивность в динамике должна обеспечиваться возможностью корректировки на основе данных промежуточных обследований и наблюдения. Индивидуальное сопровождение начинается с предварительной диагностики проводимой планово в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида логопедами с целью выявления контингента детей с речевыми дефектами. На этой стадии происходит отбор детей с речевыми нарушениями, закладываются начальные данные для формирования в последующем индивидуального маршрута сопровождения каждого из них. Выявив ребёнка с речевыми нарушениями, логопед фиксирует в журнале «Логопедическое обследование состояния речи дошкольников». Если у ребёнка общее недоразвитие речи второго или третьего уровня- выписывается направление на консультацию к медицинским специалистам: педиатр, хирург, окулист, оториноларинголог, невролог, психиатр. А также готовится пакет документов в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для принятия решения о направлении в ДОУ. По зачислении ребёнка в соответствующую возрасту и логопедическому заключению группу ДОУ фактически начинается индивидуальное сопровождение. Данные первичного обследования и результатов осмотра специалистами служат основой для формирования индивидуального маршрута сопровождения. В течении трёх недель сентября учитель-логопед диагностирует состояние речи каждого ребёнка по разделам:
- неречевые психические функции;
- фонетическая сторона речи;
- фонематическая сторона речи;
-особенности анатомического строения артикуляторного аппарата;
- речевая моторика, дыхательная, голосовая функции;
- лексика и грамматический строй импрессивной и экспрессивной речи; связная речь.
Полученные результаты диагностики логопед заносит в индивидуальную речевую карту ребёнка. Одновременно другие специалисты ДОУ диагностируют детей по различным направлениям с отображением результатов в соответствующих документах. По окончании обследования и обобщении результатов в дошкольном учреждении проходит психолого-медико-педагогическое совещание всех специалистов, на котором каждый сообщает о выявленном уровне развития каждого ребёнка. Сообщения специалистов заносятся в « Журнал протоколов психолого-медико-педагогических совещаний ». После обсуждения устанавливается обобщённый показатель уровня развития, который фиксируется в « Журнале регистрации заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума». Главным преимуществом обобщённого показателя в отличии от общего состоит в том, что он интегрирует в себе все частные показатели, обеспечивая в ходе работы комплексный дифференцированный подход и налаженную взаимосвязь специалистов. На основе этого реализуется индивидуальное сопровождение ребёнка и формируется его индивидуальный маршрут. Для методического сопровождения коррекционного процесса специалистами ДОУ ведётся журнал «Журнал взаимодействия специалистов ДОУ и педагогов». В журнале в течении года отражаются практические рекомендации специалистов с указанием упражнений, дидактических игр, игр-драматизаций, подвижных игр и упражнений, игр с пением, творческих игр для обогащения словарного запаса, развития лексико-грамматического строя речи, её просодии, фонематического слуха, мелкой моторики, всех видов внимания, памяти, мышления, а также для коррекции эмоционально-волевой сферы. Также в середине года осуществляется промежуточная диагностика физического и психического развития детей, связанная со сбором, оценкой, обобщением, анализом результатов проводимой работы. Практика работы показывает- индивидуальное сопровождение развития ребёнка на основе продуманного, всесторонне обоснованного и обеспеченного маршрута-достаточно действенный механизм повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи различной тяжести. Это мы рассмотрели работу специалистов ДОУ. Но важно отметить, что наилучшие результаты развития дошкольников в нашем случае с нарушениями речи это когда специалисты ДОУ действуют с родителями согласованно. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали ДОУ, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом и девизом: «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ». Важно привлекать родителей к обсуждению проблем, находить правильные решения в их устранении. Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Литература
- Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / Под ред. О.А. Степановой, - М.: ТЦ Сфера. 2008.-128с
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы / Ю. В. Иванова.-М.; Издательство ГНОМ, 2011.-160с
- Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал/ авт.-сост. Н.Л. Стефанова.- Волгоград: Учитель, 2011.-97с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....
Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А
Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...
Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)
В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...
Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)
Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...