Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
статья по теме
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном процессе: теория, практика, инновации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи | 51.5 КБ |
Перезентация доклада | 1003.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутров Виталий Евгеньевич
педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино»
Семёнова Тамара Павловна
Музыкальный руководитель МДОУ № 13 «Буратино»
г.Волжск
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
В условиях перехода на новые образовательные стандарты проблема речевого развития является одной из важных в воспитании детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности.
Мы, работая ДОУ № 13 компенсирующего вида, г. Волжска, куда поступают дети с различными речевыми расстройствами с 3х-летнего возраста, ищем пути, которые бы повысили эффективность и качество профилактической и коррекционной работы с ребенком, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие. Кроме патологии речи у наших воспитанников выявляются нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Однако, если вовремя помочь, постоянно использовать все способы развития речи и личностной сферы, серьезные проблемы можно успешно решить.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, находясь в постоянном поиске, мы пришли к выводу, что самым приемлемым и близким методом для нас является сказкотерапия.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Один из самых авторитетных в этой области психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
Она считает, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».
Используя в работе сказкотерапию, детскому психологу необходимо учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок:
Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень.
Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты «я», в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.
В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.
В-четвертых, образы сказок помогают ребенку пережить реальную жизненную ситуацию, моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми в близкой и понятной ему форме.
Проводя занятия по сказкотерапии, мы поняли что, лучших результатов можно добиться при совместной работе педагога-психолога и музыкального руководителя, где ведущей является роль психолога. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, (если он сам не музыкант), работает совместно с музыкантом, которому даёт необходимые разъяснения. Следует всегда помнить, что усилиями одного какого-то педагога на занятиях без поддержки других трудно добиться желаемых результатов в развитии детей. Важен союз педагогов, соблюдение принципа интеграции, установленного Федеральными Государственными Требованиями, который даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений?
Музыка творит чудеса – это известно с незапамятных времен. В настоящее время музыка становится все более популярным средством психотерапевтического воздействия, способствующая интеграции и укреплению психического здоровья.
Сказоктерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения: музыка служит своеобразным звуковым представлением каждого персонажа, помогает создать нужный образ сказочного героя. Важно умело использовать на занятиях самую разнообразную музыку в жанровом отношении.
Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Чаще всего используем музыкальные произведения П.И. Чайковского, Камиля Сен-Санса, М.П. Мусоргского, М.И.Глинки, русские народные песни и мелодии, а также современные детские песни и фонограммы для изображения того или иного героя. Музыкальный репертуар соответствует заданиям педагога-психолога: индивидуальным способностям ребенка, разграничивается по степени трудности. Более развитый ребенок (группы детей) получает задания сложнее и соответственно он может воспринимать музыку и более сложного характера, менее развитый – доступные ему, но обязательно развивающие его способности.
На занятиях по сказкотерапии применяются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации.
Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память.
Наряду с народными, бытовыми сказками, сказками о животных, волшебными, на занятиях мы используем и свои наработки.
Основными принципами занятий по сказкотерапии являются:
- Добровольность участия детей центральный момент сказкотерапии. Этому способствует ритуал «вхождение в сказку»;
- Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Человек имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить веру в добро, при этом уровень тревоги снижается и наступает ощущение спокойствия и удовлетворения;
- Учет индивидуальных особенностей детей: от степени психологического комфорта участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности;
- Внимание двигательной активности детей: усталость после
многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения; - Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний.
Основные правила проведения занятий:
Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность достигает 25-30 минут. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8 – 10 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
Для проведения занятий создается безопасное пространство. Место для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.
В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс «слушания
себя» очень отвлекает внимание детей и легко разрушает созданную ведущими атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественным и сильным.
В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».
«Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент
волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия,
Роль педагога-психолога в этих занятиях ключевая. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создает, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога – психолога на протяжении всего занятия.
Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются успешными, удачными, раскрепощенными, помогают ребенку поверить в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Тому подтверждение использование метода сказкотерапии в работе с детьми с патологией речи.
Литература:
- Зинеквич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М.: Владос, 1998. – 176 с.
- Поваляева М. Взаимодей специалистов «Коррекционная педагогика». – Ростов на Дону, «Феникс», 2002., - 352 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. – (Программа развития).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности .
Сказкотерапия Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Цель: активизация ресурсов и потенциала личности. Задачи: научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки. научить ребенка осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку. создать условия для того, чтобы ребенок на подсознательном уровне стремился к совершенствованию и гармонии. пробуждение фантазии и образного мышления.
Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия.
Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений? Музыка творит чудеса – это известно с незапамятных времен. Сказкотерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения. Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память
Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям Учет индивидуальных особенностей детей Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний Внимание двигательной активности детей Добровольность участия детей Принципы
В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю Правила Для проведения занятий создается безопасное пространство
Игровые приемы Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды Словесное комментирование, пантонимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию Фантазирование по музыке, словесное рисование, пантонимические упражнения на преодоление телесных барьеров
Этапы: Ритуал «входа в сказку» (вступление). Повторение. Расширение. Закрепление. Интеграция. Резюмирование. Ритуал «выхода из сказки» (заключение ).
Ритуал «входа в сказку». Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Слушание музыки.
Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз. Какие выводы для себя сделали. Какой опыт приобрели. Чему научились. Вопросы о том, что было в прошлый раз. Использовали ли они новый опыт. Как им помогло то, чему они научились.
Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку. Спрашивает, хотят ли помочь кому-либо из персонажей.
Закрепление Приобрести новый опыт. Закрепить новые качества личности ребенка. Игры Превращения Путешествия Упражнения Рисование (лепка)
Интеграция Связать новый опыт с жизнью. Обсуждение и анализ опыта.
Резюмирование Обобщение приобретенного опыта. Связать его с уже имеющимся. Итоги занятия : Вспомнить ход занятия. Значимость нового опыта. Конкретные ситуации, где его можно использовать.
Ритуал «выхода из сказки» Закрепить новый опыт. Подготовить ребенка к взаимодействию. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами. Все, чему мы научились.
Методики исследования качеств личности дошкольника Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна. Тест тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М. Дорки, В. Аменом. Методика Луизы Дюсс тест «Сказка» (оценка эмоционально-волевой сферы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические средства физического развития ребенка
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавля...
Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"
Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...
Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....
Психолого - педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.
Поддержка ребенка с нарушением речи требует усилий не только от семьи, но и от педагогов и специалистов. Важно, чтобы эти различные группы работали вместе, обменивались информацией и сотрудничали для ...