Консультация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Консультация-презентация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи" предназначена для выступления на родительском собрании в логопедической группе. Она знакомит родителей с основными направлениями работы по образовательной области "Речевое развитие" в соответсвии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд.

Тема выступления на районном родительском собрании:

«Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие  ДОУ и семьи».

     2 слайд.

С 1 января 2014 г. вступает в силу  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3 слайд.

Стандарт разработан на основе

  • Конвенции ООН о правах ребёнка,
  • Конституции Российской Федерации,
  • законодательства Российской Федерации

4 слайд.

На основе ФГОС разрабатывается ПРОГРАММА ДОУ, которая учитывает:

  • Региональные особенности,
  • Национальные особенности,
  •  Этнокультурные  особенности  народов Российской Федерации.

5 слайд.

Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

6 слайд.

Сл        Программа ДОУ охватывает следующие структурные единицы  (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Остановимся более подробно на речевом развитии детей дошкольного возраста. Именно этому посвящено наше родительское собрание.

7 слайд.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;

8 слайд.

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

9 слайд.

Совсем скоро ваш ребенок станет школьником.  Задайте себе наивный вопрос:

"Умеет ли он говорить  - Имеет ли он высокий уровень развития речи,

так необходимый в школе?" –  и дайте на него правильный ответ.

Возможно, вам придется задуматься...

Ведь ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд...

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний.

10 слайд.

Человеческую речь можно поделить на устную и письменную. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной (а точнее чтением и письмом) - ему еще только предстоит овладеть.

11 слайд.

Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

12 слайд.

У детей довольно часто наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например психолога и логопеда,

13 слайд.

Как же родитель может определить – насколько высока речевая культура вашего ребенка.

        Есть ли какие-то трудности и проблемы, которые  до поступления в школу, можно и нужно скорректировать? Нужна ли ребенку помощь специалистов или можно справится родителям своими силами.

        Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить речь ребенка по нескольких параметрам.

14 слайд.

Основные параметры – это:

  • Правильность звукопроизношения;
  • Развитый фонематический слух;
  • Высокий словарный запас;
  • Знание грамматики русского языка;
  • Владение связной речью.

        15 слайд.

        Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом илексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

16 слайд.  

Как это избежать?

Во-первых – посещать детский сад.

Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.

17 слайд.

        Необходимо регулярно водить ребенка в детский сад, даже,если  Вы  считаете, что у вашего малыша нет никаких отклонений в развитии речи. Развитие речи ребенка, посещающего детский сад, происходит непроизвольно во время игровой деятельности, в любых режимных моментах, а так же на занятиях. Для этого в подготовительной к школе группе проводятся такие виды организованной деятельности,

  • как развитие связной речи,
  • чтение художественной литературы, а так же
  • занятия по обучению грамоте.

18 слайд.

18 слайд.

Тем более водить в детский сад. Если у ребенка есть речевые нарушения.  Не боятся п        оказать ребенка специалистам и при необходимости перевести ребенка в логопедическую  г        руппу.

Для детей с нарушениями речи в ПМР функционируют

  • 15 логопедических групп
  • 1 логопункт,

где воспитывается более 266  детей с нарушениями речи.

19 слайд.

В специализированных группах речевому развитию уделяют еще больше внимания. Здесь проводятся как фронтальные, так и подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию всех языковых функций.

20 слайд.

Ну и второе, что вы можете сделать для своего ребенка, чтобы улучшить его речь – это   заниматься с ним  дома.  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Помощь родителей принесёт  неоценимую пользу  для речевого развития малыша!

21 слайд .

На сегодняшнем нашем собрании хотелось бы более подробно остановиться на том, как родители могут помочь своему малышу развить словарь, грамматический строй речи и связную речь, так необходимую в школе.

22 слайд.

Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 3000 слов (у некоторых детей он превышает 7000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

23 слайд.

К семи годам ребенок должен полностью овладеть и грамматикой русского языка: уметь правильно изменять слова ( по числам, родам, падежам), владеть системой словообразования. Дети часто говорят  "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).

24-25-29  слайд.

Игры на развитие словаря и ГСР.

30 слайд.

  • Очень важной структурной единицей речевого развития ребенка – является связная речь, которая как правило скудно развита у шести-семилеток. Связная речь -  смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание.

31слайд.

Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог – это разговор 2 и более людей. Монолог – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени

  1. слайд.

Умение связно говорить может успешно развиваться только

 при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

  1. слайд.

Методами развития связной речи могут быть:

- пересказ,

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание пейзажной картины

- описательные рассказы о предметах, в том числе и сравнение 2 предметов;

- творческий рассказ

  1. слайд.

Если вы решили развивать связную речь ребенка – то лучше всего начинать со знакомых сказок, затем рассказов.

35 Слайд.

Для составления рассказов описаний лучше всего брать пейзажные картины времен года – начать с лета и зимы, затем осень, весна.

36 слайд

Пример описательного рассказа – ОСЕНЬ.

37. Слайд.

  • Составлять описательные рассказы можно и о различных предметах, окружающих ребенка: это могут быть Игрушки,
  • Фрукты и овощи;
  • Времена года;
  • Посуда, мебель;
  • Дикие и домашние животные;
  • Дикие и домашние птицы;
  • Деревья и др.

38 слайд.  

Для облегчения составления описательного рассказа можно использовать специальные таблицы – МНЕМОТАБЛИЦЫ.

Примеры мнемотаблиц.

39 слайд.

Мнемотаблица для описания овощей и фруктов.

Давайте рассмотрим и попробуем составить описательный рассказ о яблоке.

Слайд 40

Пример. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЯБЛОКЕ.

41-42-43-44 Слайд .

Дети очень любят работать с мнемотаблицами. Это очень интересно и удобно. Они могут составлять рассказы как самостоятельно, так и друг для друга или с помощью педагога. Вы тоже можете найти эти таблицы в интернете и использовать их для развития речи детей.

Более подробно об этом расскажет воспитатель логопедической группы Шашина Наталья Борисовна.

45 Слайд.

  • Очень интересно и продуктивно для развития речи – такие задания, как творческий рассказ. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер»;
  • «Мальчик-с-пальчик и паровоз»;
  • «Жили-были старик со старухой в наши дни»,
  • «Красная Шапочка на необитаемом острове» ·

Такие задания развивают не только речь, но и воображение и мышление ребенка.

 46 слайд Слайд.  

        Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников

         Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...

«Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи».

Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи....

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...