Консультация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Консультация-презентация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи" предназначена для выступления на родительском собрании в логопедической группе. Она знакомит родителей с основными направлениями работы по образовательной области "Речевое развитие" в соответсвии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda_rechevoe_razvitie_starshih_doshkolnikov_tekst_k_prezentatsii.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Тема выступления на районном родительском собрании:
«Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи».
2 слайд.
С 1 января 2014 г. вступает в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3 слайд.
Стандарт разработан на основе
- Конвенции ООН о правах ребёнка,
- Конституции Российской Федерации,
- законодательства Российской Федерации
4 слайд.
На основе ФГОС разрабатывается ПРОГРАММА ДОУ, которая учитывает:
- Региональные особенности,
- Национальные особенности,
- Этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
5 слайд.
Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
6 слайд.
Сл Программа ДОУ охватывает следующие структурные единицы (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Остановимся более подробно на речевом развитии детей дошкольного возраста. Именно этому посвящено наше родительское собрание.
7 слайд.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
8 слайд.
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
9 слайд.
Совсем скоро ваш ребенок станет школьником. Задайте себе наивный вопрос:
"Умеет ли он говорить - Имеет ли он высокий уровень развития речи,
так необходимый в школе?" – и дайте на него правильный ответ.
Возможно, вам придется задуматься...
Ведь ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд...
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний.
10 слайд.
Человеческую речь можно поделить на устную и письменную. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной (а точнее чтением и письмом) - ему еще только предстоит овладеть.
11 слайд.
Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
12 слайд.
У детей довольно часто наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например психолога и логопеда,
13 слайд.
Как же родитель может определить – насколько высока речевая культура вашего ребенка.
Есть ли какие-то трудности и проблемы, которые до поступления в школу, можно и нужно скорректировать? Нужна ли ребенку помощь специалистов или можно справится родителям своими силами.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить речь ребенка по нескольких параметрам.
14 слайд.
Основные параметры – это:
- Правильность звукопроизношения;
- Развитый фонематический слух;
- Высокий словарный запас;
- Знание грамматики русского языка;
- Владение связной речью.
15 слайд.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом илексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
16 слайд.
Как это избежать?
Во-первых – посещать детский сад.
Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.
17 слайд.
Необходимо регулярно водить ребенка в детский сад, даже,если Вы считаете, что у вашего малыша нет никаких отклонений в развитии речи. Развитие речи ребенка, посещающего детский сад, происходит непроизвольно во время игровой деятельности, в любых режимных моментах, а так же на занятиях. Для этого в подготовительной к школе группе проводятся такие виды организованной деятельности,
- как развитие связной речи,
- чтение художественной литературы, а так же
- занятия по обучению грамоте.
18 слайд.
18 слайд.
Тем более водить в детский сад. Если у ребенка есть речевые нарушения. Не боятся п оказать ребенка специалистам и при необходимости перевести ребенка в логопедическую г руппу.
Для детей с нарушениями речи в ПМР функционируют
- 15 логопедических групп
- 1 логопункт,
где воспитывается более 266 детей с нарушениями речи.
19 слайд.
В специализированных группах речевому развитию уделяют еще больше внимания. Здесь проводятся как фронтальные, так и подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию всех языковых функций.
20 слайд.
Ну и второе, что вы можете сделать для своего ребенка, чтобы улучшить его речь – это заниматься с ним дома. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Помощь родителей принесёт неоценимую пользу для речевого развития малыша!
21 слайд .
На сегодняшнем нашем собрании хотелось бы более подробно остановиться на том, как родители могут помочь своему малышу развить словарь, грамматический строй речи и связную речь, так необходимую в школе.
22 слайд.
Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 3000 слов (у некоторых детей он превышает 7000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
23 слайд.
К семи годам ребенок должен полностью овладеть и грамматикой русского языка: уметь правильно изменять слова ( по числам, родам, падежам), владеть системой словообразования. Дети часто говорят "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).
24-25-29 слайд.
Игры на развитие словаря и ГСР.
30 слайд.
- Очень важной структурной единицей речевого развития ребенка – является связная речь, которая как правило скудно развита у шести-семилеток. Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание.
31слайд.
Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог – это разговор 2 и более людей. Монолог – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени
- слайд.
Умение связно говорить может успешно развиваться только
при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.
- слайд.
Методами развития связной речи могут быть:
- пересказ,
- рассказ по сюжетной картинке
- рассказ-описание пейзажной картины
- описательные рассказы о предметах, в том числе и сравнение 2 предметов;
- творческий рассказ
- слайд.
Если вы решили развивать связную речь ребенка – то лучше всего начинать со знакомых сказок, затем рассказов.
35 Слайд.
Для составления рассказов описаний лучше всего брать пейзажные картины времен года – начать с лета и зимы, затем осень, весна.
36 слайд
Пример описательного рассказа – ОСЕНЬ.
37. Слайд.
- Составлять описательные рассказы можно и о различных предметах, окружающих ребенка: это могут быть Игрушки,
- Фрукты и овощи;
- Времена года;
- Посуда, мебель;
- Дикие и домашние животные;
- Дикие и домашние птицы;
- Деревья и др.
38 слайд.
Для облегчения составления описательного рассказа можно использовать специальные таблицы – МНЕМОТАБЛИЦЫ.
Примеры мнемотаблиц.
39 слайд.
Мнемотаблица для описания овощей и фруктов.
Давайте рассмотрим и попробуем составить описательный рассказ о яблоке.
Слайд 40
Пример. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЯБЛОКЕ.
41-42-43-44 Слайд .
Дети очень любят работать с мнемотаблицами. Это очень интересно и удобно. Они могут составлять рассказы как самостоятельно, так и друг для друга или с помощью педагога. Вы тоже можете найти эти таблицы в интернете и использовать их для развития речи детей.
Более подробно об этом расскажет воспитатель логопедической группы Шашина Наталья Борисовна.
45 Слайд.
- Очень интересно и продуктивно для развития речи – такие задания, как творческий рассказ. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер»;
- «Мальчик-с-пальчик и паровоз»;
- «Жили-были старик со старухой в наши дни»,
- «Красная Шапочка на необитаемом острове» ·
Такие задания развивают не только речь, но и воображение и мышление ребенка.
46 слайд Слайд.
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания
Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...
«Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи».
Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи....
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...