ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»; обучение и воспитание на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Елена Вячеславовна

      Сегодня, как никогда, в системе непрерывного образования детей актуальными являются вопросы воспитания всесторонне развитой личности ребёнка и адаптации его в социуме. Решение данных вопросов помогает выполнить ряд первостепенных задач, закреплённых в основных нормативных документах дошкольного и основного общего образования: формирование, развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, физическом совершенствовании и социально – нравственное развитие, предусматривающее усвоение норм, ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.

       Дошкольное образование – первая ступень формирования личности ребёнка, поэтому огромная ответственность за дальнейшее его развитие и поведение в жизни лежит, именно, на дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим, перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»; обучение и воспитание на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [3, стр.6]

       Содействует созданию таких условий дополнительное образование, которое с одной стороны, предусматривает творческое, интеллектуальное, физическое развитие детей, что помогает выявить индивидуальные способности каждого дошкольника; с другой стороны – помогает формированию личности малыша; его отношению к окружающему миру, людям, что, в свою очередь, обеспечивает его адаптацию в социуме.

       В данной статье мы рассмотрим вопрос социально – нравственного развития дошкольника, включающий в себя формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии; формирование нравственного сознания, развития нравственных чувств, привычек поведения, посредством занятий в системе дополнительного образования. Но это лишь одна сторона рассматриваемого нами вопроса.

      Социально – нравственное развитие дошкольников – это сложный, продолжительный процесс и в рамках одного дошкольного учреждения добиться положительных результатов довольно трудно. Другое дело, когда на помощь приходят специалисты других структур: учреждений дополнительного образования, культуры.

Детский сад

        Учреждения культуры:         Учреждения дополнительного

     библиотека, краеведческий музей,                                     образования

               драматический театр

Взаимодействие дошкольного учреждения с библиотеками, музеями, драматическим театром помогает приобщить детей к миру искусства; прививает нормы поведения в общественных местах; развивает коммуникативные качества; формирует собственное представление о мире и отношение к нему. Рассмотрим варианты сотрудничества детского сада и учреждений культуры.          

     Экскурсии в детскую библиотеку – это каждый раз новое открытие для ребёнка. Здесь малыши знакомятся с книгой – как первым источником чтения; учатся общаться между собой при проведении развивающих игр; работать в команде при проведении викторин и различных шоу; получают первые представления о Родине, государстве. Значительный вклад в социально – нравственное развитие дошкольников вносит совместная проектная деятельность детского сада и библиотеки, направленная на развитие личностных качеств детей, таких как умение сопереживать, желание помочь другу. Например, после прочтения книги о друзьях наших меньших («Верный Трой» Евгения Чарушина), дошкольники самостоятельно делают выводы по прочитанному тексту об отношении к животному (в данном случае, к собаке), высказывают своё отношение к героям рассказа, к подвигу пса. Тем самым у детей складывается уважительное отношение к животным; формируется понятие верности, взаимопомощи. Другой вариант – проекты, направленные на формирование коммуникативных умений в коллективе, в группе. Создание жизненных проблемных ситуаций: «Не поделили конфеты», «Грубое общение с сестрой», «Драка» и так далее.  Такие проекты способствует развитию умения находить решение проблемных моментов, выразить своё отношение к ситуации.

      Не менее продуктивным по решению вопросов формирования личности дошкольника, является сотрудничество детского сада и краеведческого музея. Регулярные занятия на базе музея способствуют формированию таких понятий, как «традиция», «ремесло», «старина» и многих других. Через игру дошкольники учатся бережному отношению к русской культуре; знакомятся с культурным наследием народов России; учатся быть гражданином своей страны. Важным элементом данного сотрудничества может являться проведение мастер – классов декоративно – прикладного характера, таких как: «Плетение корзины», «Плетение оберегов», «Изготовление кукол – оберегов» и многие другие. В процессе мастер – классов у детей появляется возможность практически познакомиться с искусством наших предков, побывать в роли мастеров. Тем самым обеспечивается историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. А это и есть составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях.

      Детский сад и драматический театр – так же очень эффективная форма сотрудничества при решении вопросов культурного и нравственного развития старших дошкольников. Шалва Александрович Амонашвили писал: «Духовный мир ребёнка может обогатиться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, солидарности, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблони в отравленную почву». «Дети схватывают суть добра и зла, когда они воплощены в живом и увлекательном для них сюжете, а не в виде голословных высказываний» [4, стр. 1].  Дошкольники, просматривая детские спектакли учатся справедливости; стремлению совершать добрые поступки; терпимости к недостаткам и ошибкам окружающих; человеколюбию, чуткости к людям, состраданию и так далее. Изюминкой сотрудничества детского сада и драматического театра может быть участие дошкольников в театрализованной деятельности, где дети выступают в роли «актёров», подражая взрослым; усваивая основы актёрского мастерства. Это, могут быть, небольшие этюды, постановки, проходящие на базе детского сада. В данном случае решаются задачи развития творческих актёрских способностей детей; умения вести на сцене, взаимодействовать с другими детьми и со зрителями, не говоря уже о развития речевых способностей, внимания и памяти. В результате, ребенок приобретает эмоциональный, душевный, духовный опыт, что, несомненно, поможет ему затем адаптироваться в новом обществе, коллективе.

       В социально – нравственном развитии старших дошкольников большое значение имеет социальное партнёрство детского сада и учреждений дополнительного образования. Сотрудничество может проходить по трём направлениям: организация и проведение на базе детского сада тематических мероприятий; участие дошкольников в конкурсах, проводимых учреждением дополнительного образования и совместная волонтёрская деятельность.

       Проведение тематических мероприятий с участием обучающихся учреждения дополнительного образования и дошкольников, например, «Всемирный день здоровья», «Международный день матери», «Всемирный день животных» и другие способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, к пропаганде здорового образа жизни; заботливому отношению к родителям; толерантного обращения с животными.

     Конкурсы, фестивали по различным направленностям: художественные (конкурсы рисунков, декоративно – прикладного творчества: индивидуальные, коллективные, семейные); социально – педагогические (по правилам дорожного движения, осторожного обращения с огнём, знакомство с миром профессий и другие); физкультурно – спортивное (весёлые старты, спортивные эстафеты и игры) содействуют развитию творческих способностей малышей; развивают  их индивидуальные задатки; приобщают к занятию физкультурой, правильному поведению на дороге, при возникновении пожара; способствуют воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий; развивают навыки работы в группе, коллективе, коммуникативные навыки.

      Очень интересной и продуктивной формой взаимодействия детского сада и учреждения дополнительного образования является волонтёрская деятельность. Организация и проведение совместных акций экологической направленности, например: «Посади дерево», «Разбей клумбу», «Помоги животным» и так далее или социально – педагогической направленности: «Подарок ребёнку», «День флага», «Голубь мира» и так далее благотворно влияет на формирование социально – активной личности; умения работать над коллективным делом. Дошкольники в совместной деятельности с волонтёрами учатся быть лидерами, у них развивается способность к проявлению инициативы и исполнительности, через которые выявляется ценность человека как социального существа, мера его дееспособности в обществе. 

     Таким образом, можно сделать вывод: сотрудничество с социальными партнёрами позволяет создать такое единое информационно – образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребёнка в современном мире. Используя максимум возможностей для развития интересов детей, их индивидуальных возможностей, можно решить многие образовательные задачи, одной из которых и является социально – нравственное воспитание дошкольников, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Информационные источники:

  1. Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дисс. доктора пед. наук. Киров., 2004 - 35 с.
  2. Лоскутова Р.Р., Гребнева Л.Г «Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования нравственных основ личности старших дошкольников»,  Йошкар-Ола 2004 – 172 с.
  3. https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_do.pdf ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  4. http://ds8-arz.ru/pdf/2017/1/5.pdf

     Взаимодействие театра и детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»

Программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  «Несу добро в мир» направлена на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие...

Педагогический проект « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно р...

Педагогический проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Мастер- класс на тему: «Освоение алгоритма по реализации содержания социально -нравственного развития старших дошкольников »

Мастер- класс на тему:«Освоение алгоритма по реализации содержания социально -нравственного развития старших дошкольников »...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Мастер класс "Освоение алгоритма по реализации содержания социально-нравственного развития старших дошкольников"

Мастер класс " Освоение алгоритма по реализации социально-нравственного развития"...