Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания
статья (старшая группа) по теме
Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в воспитании ребенка является создание оптимальных тактильных взаимодействий. Научившись основам таких взаимодействий в семье, ребенок начинает строить свои отношения со сверстниками. Тип семейного воспитания, используемый в каждой конкретной семье, заслуживает особого внимания, а в ряде случаев влияет и на тактильные взаимодействия ребенка со сверстниками. Современное состояние данного вопроса и рекомендации для составления коррекционной работы представлены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Часть из них человек способен удовлетворить сам, для других же необходимо вмешательство социального окружения. Говоря о полноценном развитии ребенка дошкольного возраста, следует особо подчеркнуть значение семьи, которая является первой социальной общностью, закладывающей основы личностных качеств ребенка. Каждый человек, вступая с ребенком в контакт, так или иначе, вступает и в телесное взаимодействие. Вместе с тем, проблема тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания еще не достаточно изучена. Это и стало темой нашего исследования.
Семья, в широком смысле, - это основанная на единстве общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание функционирования семьи. (А.И. Антонов, В.М.Медков). Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. В то время как стиль воспитания является совокупностью способов и приемов общения родителей с ребенком и характеризуется различной динамикой при совместной деятельности, которая и определяет личностные особенности родителя и ребенка. Таким образом, можно выделить, что семья взаимодействует на двух уровнях:
- между элементами подсистемы, то есть между индивидами с позиции социальных ролей.
- с окружающей средой, с другими социальными институтами.
В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Т.Хоментаускас, А.Я.Варга и др.). Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется как синоним понятию "позиции", хотя целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [1]:
1. Принимающие - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо - авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Психологи справедливо утверждают, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Ильинский О. Б [2] выделяет понятие «Тактильная чувствительность» (лат. tactilis — осязаемый, от tango — касаюсь) ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов. Является разновидностью осязания. При этом следует отметить, что осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и в физическом, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным восприятием [2]. В старшем дошкольном возрасте у ребенка отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстниками. Это выражается в стремлении привлечь внимание других. Ребенок чутко ловит в чужих взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В статье И.К. Фридман «О контакте родителей с детьми» рассматриваются несколько вариантов тактильного поведения ребенка, которые будут являться успешными при соответствующем поведении родителей. Однако в литературе довольно часто описаны случаи, когда родители рано начинают ограничивать свой тактильный контакт с детьми с раннего дошкольного возраста, что ведет к изменениям в поведении ребенка. Ощущая нехватку тактильных ощущений дети стараются получить их через взаимодействия со сверстниками из своего социального окружения. У девочек это можно проследить через сюжетно – ролевые игры с преобладанием обнимания, поглаживаний и прочего. Подобное поведение мальчиков зачастую осуждается, что ведет к возникновению иных форм поведения, более агрессивных – толкания, удары, игры, именуемые как драка и «куча мала». Однако у некоторых детей неадекватность поведения проявляется лишь в определенных ситуациях. При этом у детей наблюдается следующее поведение: ребенок постоянно в движении, он плачет, когда его обнимают, проявляет неоправданную агрессию, не любит играть в песок, лепить из пластилина, или отказывается носить определенную одежду. Он гиперактивен и несобран. Причиной такого поведения зачастую является тактильная (осязательная) сверхчувствительность. Одна из теорий, объясняющих тактильную сверхчувствительность, состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные: у одной есть функция - исследовать окружающую среду, у второй - защищать человека от потенциальной опасности. У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую.
Ребенок с осязательной сверхчувствительностью избегает прикосновения с определенными неприятными ему материалами. Трудности возникают и при игре с другими детьми, если до него дотрагиваются или толкают. Ребенка может сильно раздражать щекотка, это место даже может чесаться и т.д.. Это чаще всего выливается в агрессию - ребенок начинает бить сверстников. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения при получении его. В результате проведенного нами в 2010 – 2011 годах исследования тактильного взаимодействия в детско-родительской подсистеме было выявлено, что дети, в семьях которых тактильное детско-родительское взаимодействие проявляется на более высоких уровнях, являются более популярными у сверстников, чем дети, в семьях которых тактильное детско-родительское взаимодействие проявляется на низком уровне. В исследовании, проводимом в настоящее время, акцент тактильных взаимодействий сместился с семьи на группу старших дошкольников, а семейное воспитание стало фактором влияния. Согласно нашим предположениям, между этими составляющими существует некая связь, и стиль семейного воспитания действительно будет влиять на характер и степень выраженности тактильных взаимоотношений между детьми.
Для дальнейшего качественного преобразования взаимоотношений детей друг с другом планируется реализация специально разработанной программы. Развитие межличностных тактильных отношений дошкольника с другими детьми будет осуществляться в разнообразных видах коммуникативной деятельности: коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, ситуации невербального общения, этюды, беседы, в игровой деятельности, в общении детей друг с другом, при чтении литературных произведений, в сюжетно-ролевых играх. Часть работы будет предполагать и включение родителей, поскольку анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что семейные отношения включают в себя взаимное обогащение, когда не только родители влияют на детей, но и дети вносят изменения в позицию родителей по отношению к ним.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом будет являться тот, когда существует взаимное доверие между родителями и ребенком, поддерживаемое тактильными взаимодействиями высокого уровня, поскольку при этом ребенок чувствует заботу и поддержку со стороны родителей, и формируется в успешную и гармоничную личность. Построение таких отношений требует от родителей умения «чувствовать» своих детей и анализировать своё поведение.
Литература:
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд.психол.наук. МГУ, М., 1986.
2. Ильинский О.Б. Физиология кожной чувствительности. В кн.: Руководство по физиологии. Физиология сенсорных систем. 42., Л., Наука, 1972.
3. Фридман И. Видим ли мы ребенка? // Семья и школа. 1989. № 4. С. 18—20
4. Шнейдер Л.Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. – М: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания
В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...
Дипломная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с тревожностью у детей старшего дошкольного возраста»
Дипломная работа...
Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Типы семейного воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отн...
Типы семейного воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отн...
Развитие у дошкольников способности к овладению и пользованию различными типами мышления
Главная миссия педагогов начальной ступени общего образования - способствовать развитию умственной деятельности детей, логического мышления, познавательной активности, смекалки, внимания, памяти...