Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников
материал (старшая группа) по теме

Хабарова Ольга Васильевна

           Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.        

           Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она ретранслирует накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

          Поэтому нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

         Мы стремились продуктивно строить взаимодействия с родителями для осуществления социального развития дошкольников. Родителей познакомили с задачами социального развития старших дошкольников.

            Взаимодействие с семьей считаем эффективным, потому родители доверяют друг другу, нам педагогам и принимают общие цели, методы и средства социального развития.  Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволило стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В основных целевых ориентирах ФГОС  дошкольного образования определены социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного детства. Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

     Для реализации социально-личностного развития старших дошкольников в нашей группе уделялось особое внимание созданию необходимых условий (организационных, содержательных, психолого-педагогических, материально-технических), выбору оптимальных форм сотрудничества с семьей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и реализуемой программой социального развития детей.

     В нашей группе используется программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Эта программа является  ориентиром для нас  в выборе  видов и форм педагогической деятельности для полноценного социального развития детей.

     Наша  цель работы с детьми в этом направлении - приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».  

          Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

     На практике мы убедились в том, что многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер. В работе учитывали возраст ребенка, а также на фактическое освоение им материала. Для этого использовали с разной степенью сложности игры, занятия, упражнения, чтобы отобрать то, что именно соответствует уровню развития конкретного ребенка.

     Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представлениях кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

     В творческих и дидактических играх «Добрый день», «Страна вежливости» научили детей, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия, обучали общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. В игре «Доброе слово лечит, а худое калечит» дети познакомились с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей. Игра «Телефон» научила детей правилам общения по телефону, обучила вежливо вести телефонный разговор. Например, в дидактической игре, «Настроение» мы называли ситуации, и дети отвечали, какие чувства они испытывали в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку и пр. Показывали  картинки с основными настроениями и дети назвали их: грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление. Использовали этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились и помирились», два ребенка изображали сначала поссорившихся, а затем помирившихся детей. А  в упражнении «Интересная минута» предлагали детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (какой - то поступок друга, помощь взрослым и др.).

         Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она ретранслирует накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

     Поэтому нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.    

     Мы стремились продуктивно строить взаимодействия с родителями для осуществления социального развития дошкольников. Родителей познакомили с задачами социального развития старших дошкольников.

     Приглашали в группу для наблюдения за ребенком в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности. Присутствие в группе родителей обнаружило следующие плюсы:

    - они смогли наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дало возможность лучше разобраться в вопросах социального развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

     - у родителей сформировалась адекватная оценка достижений своих детей и гордость за них;

     - развилось более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; сформировалось правильное понимание у родителей возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

     - возникло доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;  

     - взрослые познакомились с друзьями своих детей, о которых знали из рассказов сына или дочери;

     - установились длительные дружеские связи в группе с другими родителями.

     Создали информационное пространство в группе, с привлечением внимания родителей к предложенной информации; активизировали родителей в процесс образования; предоставили возможности родителям,  поделится опытом семейного воспитания.

     Совместная подготовка и реализация тематических проектов, посвященных общественно значимым событиям в группе, способствовали социально-личностному развитию детей.

        В рамках этих мероприятий родители вместе с детьми проявили семейное творчество в изготовлении поделок, придумывали песни, стихотворения, издавали семейные газеты, что повысило статус родителей в глазах детей и способствовало семейному благополучию.

            Взаимодействие с семьей считаем эффективным, потому родители доверяют друг другу, нам педагогам и принимают общие цели, методы и средства социального развития.  Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволило стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников

Сообщение об основных направлениях работы педагога-психолога ДОУ в вопросах социально-личностного развития детей в соответствии с требованиями ФГТ...

Формирование социально-личностных компетентностей у старших дошкольников

  «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определен...

Взаимодействие с семей, как условие социально-личностного развития дошкольника

План по самообразованию   воспитателя Баженовой О.В.  на 2016-2017 уч.год...

Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», - «взаимодействие с родителям...

Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г

Тематическая  программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...

«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»

Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в   достаточном жизненном опыте....