Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

предназначено для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком

Пояснительная записка

      Среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют так называемые двуязычные дети.

      Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов.

      У логопедов, работающих в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида, возникают трудности в организации коррекционно-развивающего процесса, в дифференциальной диагностике речевых нарушений, в выборе методических приемов коррекции речи детей, воспитывающихся в условиях двуязычия. В настоящее время принято выделять — первый (родной) язык — Я1 и второй (неродной) язык — Я2. Согласно психолингвистической теории билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Между этими языковыми системами возможны различные взаимодействия.

      В ситуации так называемого бытового двуязычия, у ребенка может наблюдаться равенство двух языков. В этих случаях родители не предусматривают для ребенка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не контролируют речь ребенка, не исправляют (или не замечают) ошибок в его речи. Однако при общении со сверстниками ребенку приходится часто использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочисленные ошибки. Считается, что именно такой «стихийный» билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второго (неродного) языка.

      Возможна и другая ситуация: со временем второй (неродной) язык может постепенно вытеснить родной и стать доминантным. В этих случаях ребенком, не имеющим проявлений речевой патологии, усваиваются полностью все компоненты новой языковой системы, но, как правило, сохраняются ошибки межъязыковой интерференции, акцент и другие особенности, отражающие взаимодействие двух языков.

      Таким образом, для более полного понимания детского билингвизма необходимо учитывать различные ситуации:

      • естественную, когда носители языка общаются на одном языке, но при этом отсутствует целенаправленное обучение. Усвоение второго языка детьми происходит за счет их богатой речевой практики без осознавания языковых правил;

      • ситуацию так называемого учебного билингвизма, когда происходит целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством воспитателя, логопеда, учителя, с использованием специальных методов и приемов.

      Щерба Л. В. выделил также «чистое» двуязычие, когда оба языка употребляются всегда независимо, например, только в школе или дома. «Смешанное» двуязычие наблюдается в тех случаях, когда ребенок легко переходит с одного языка на другой, не замечая этого и не испытывая никаких затруднений. В то же время на практике многие исследователи отмечают преобладание различных вариантов двуязычия.

      У двуязычных детей (так же как и в среде русскоговорящих детей) наблюдаются разные формы речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия и др. При этом наиболее отчетливо можно определить у ребенка речевые нарушения, имеющие органическую природу и характерную симптоматику, ярко проявляющуюся в обеих речевых системах (например, судорожные запинки, назальный тембр голоса, межзубный сигматизм, общая смазанность речи, затрудненная артикуляция звуков и мн. др.). В то же время выявление аграмматизма, парафазий, нарушений звукового состава слова и, в особенности, «скрытых» нарушений фонематического восприятия, крайне затруднено для специалиста, не владеющего родным языком ребенка.

      Для организации адекватной логопедической помощи двуязычному ребенку дошкольного возраста с речевой патологией в русскоязычной среде необходимо обследование состояния его речевой деятельности на родном языке. Если у ребенка обнаруживаются симптомы недоразвития или нарушения родной речи, процесс усвоения второго языка также происходит с большими специфическими трудностями.

      Поэтому огромное значение при оценке речи этих детей придается тщательному обследованию всех речевых процессов прежде всего на родном (доминантном) языке ребенка. Квалифицированное обследование речи должен осуществить логопед с помощью родителей. Необходимо провести соответствующую подготовительную работу с родителями, ознакомить их с процедурой обследования, но при этом не демонстрировать наглядный материал для диагностики и конкретные приемы. Некоторые формы речевых нарушений (дизартрия, ринолалия, заикание, отдельные виды дислалии, нарушения голоса) легко опознать по явным фонетическим и просодическим признакам. Выявление фонематического недоразвития, нарушений слоговой структуры, аграмматизма, трудностей в понимании и употреблении лексики и других признаков системного нарушения речи значительно сложнее и возможно при условии перевода на родной язык предъявляемых ребенку инструкций и его ответов. При оценке состояния речи на родном языке учитываются все требования к комплексной психолого-педагогической диагностике.

      Традиционная схема обследования ребенка с ФФН или ОНР при обследовании ребенка с русским неродным языком дополнена разделами, в которых раскрываются особенности речевой среды в семье, уточняются сведения об уровне владения ребенком речью на родном языке (см. Приложение).

Характеристика речи ребенка с русским неродным языком

Лексико-грамматическая правильность речи (на русском языке)

      Высокий уровень. Ребенок допускает лексико-грамматические ошибки, но он сам их немедленно исправляет; умеет правильно выбрать необходимые предложно-падежные формы, использует в речи сложные грамматические структуры. Демонстрирует умение правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе, умение изменять глагол в настоящем времени по лицам. Простые по структуре высказывания грамматически правильны. Использует правильное интонационное оформление вопросов и ответов, просьб и восклицаний. Сформирован навык грамматической самокоррекции. Отдельные грамматические ошибки, встречающиеся в речи, не препятствуют общению.

      Средний уровень. Лексико-грамматические ошибки в речи ребенка затрудняют диалог, но не разрушают его. Ребенок правильно использует разные формы повелительного наклонения глагола при грамматическом оформлении просьбы, соотносимые с темой и форматом беседы, но только в пределах заученной темы. Наблюдаются регулярные ошибки согласования и управления.

      Низкий уровень. Встречается большое количество грамматических и синтаксических ошибок. Отмечается трудность в выборе правильной грамматической формы существительного, прилагательного и глагола. Ошибки повторяются почти в каждом высказывании. Навык грамматической самокоррекции не сформирован.

Фонетическое оформление речи

      Высокий уровень. Произношение полностью соответствует нормативным требованиям, иногда встречаются незначительные артикуляционные ошибки, которые не мешают общению на русском языке. Речь достаточно выразительна и понятна окружающим, адекватно используется интонация и мелодика русской речи для выражения коммуникативных намерений.

      К этому уровню также можно отнести детей, произношение которых в целом соответствует нормативным требованиям, но наблюдается использование звуков, не встречающихся в русском языке. Однако это не препятствует общению на русском языке с окружающими. Ребенок владеет ритмико-мелодической стороной русской речи, но его речь может быть недостаточно выразительной и не в полной мере выражает его коммуникативные намерения.

      Средний уровень. У ребенка наблюдается правильное произношение некоторых звуков русского языка, характерны смешения оппозиционных звуков, неустойчивое их употребление в речи, заметна интерференция родного языка. Понимание русской речи ребенка возможно в контексте знакомой ситуации общения.

      Низкий уровень. Отмечается нарушение произносительной стороны речи как на русском, так и на родном языке (искажения, замены, смешения, отсутствие звуков), выраженный акцент, затрудняющий восприятие речи. Простые по звуко-слоговой структуре слова и фразы сильно искажены. Понимание речи ребенка вне ситуации затруднено.

Коммуникативно-речевая активность на русском языке

      Высокий уровень. У ребенка почти нет проблем в понимании вопросов, он может поддерживать разговор на заданную тему, выражая свои мысли легко и свободно, использует широкий диапазон лексики при выражении своих мыслей, сложные предложения. Речевое поведение коммуникативно и когнитивно оправданно. Дошкольник может самостоятельно начать и закончить разговор, расспросить, дать информацию, побудить к действию, помочь собеседнику выразить свое мнение, спорить по различным вопросам и делать выводы; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения партнера.

      Также к этому уровню относятся дети, у которых отмечается достаточная беглость и внятность русской речи, объем высказываний соответствует программным требованиям детского сада. Ребенок использует разнообразную лексику, не употребляет иноязычные слова, демонстрирует хороший уровень понимания заданий, однако иногда приходится стимулировать речевую активность — повторять вопрос; повышать громкость голоса, замедлять темп речи. Речевое поведение коммуникативно оправданно, но ребенок не всегда спонтанно реагирует на изменение речевого поведения партнера.

      Средний уровень. Характерно общее понимание вопросов и желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях, но при этом ребенок использует чрезвычайно упрощенные лексико-грамматические структуры для выражения своих мыслей. Он может определить необходимость той или иной информации и выразить свое мнение, используя простейшие языковые формы. У ребенка очень ограниченный лексический запас, который достаточен для обсуждения хорошо знакомой ситуации или темы. Требуются объяснения и пояснения некоторых вопросов. Ребенок часто делает неоправданные паузы и меняет тему беседы. Иногда нелогичен в своих высказываниях, часто сбивается на заученный текст, речевые шаблоны.

      Низкий уровень. Ребенок не может вести беседу на русском языке, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает. Ответы его состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Ребенок владеет минимальным запасом русской лексики, но не умеет его коммуникативно приемлемо использовать в ответе. Речевое общение на русском языке не сформировано.

      Проявления коммуникативно-речевой активности у детей с разным уровнем владения русским неродным языком имеют также свою специфику в зависимости от формы речевого дефекта, влияющего на формирование коммуникативной функции речи.

Организация коррекционно-развивающей работы

      Детям дошкольного возраста, по отношению к которым в результате обследования логопед обоснованно формулирует заключение: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи у ребенка с русским (неродным) языком, рекомендуются специальные коррекционно-развивающие занятия.

      Эти занятия могут быть организованы:

      • в логопедическом кабинете детской поликлиники;

      • на дошкольном логопедическом пункте в ДОУ общего типа;

      • в группе для детей с ФФН в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида;

      • в группе для детей с ОНР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

      Цель «Программы логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи для систематической коррекции речевого дефекта.

      Программа адресована логопедам, работающим в системе как дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, так и на дошкольных логопунктах. Обучение по данной программе предполагает обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, который достаточен для усвоения программного материала сверстниками как с родным, так и неродным русским языком.

      При создании программы использованы материалы исследований процесса усвоения русского языка башкирскими, грузинскими, казахскими, киргизскими, узбекскими детьми с нарушениями речи. Авторами этих исследований являлись: Э. Г. Касимова, З. К. Габашвили, Р. А. Аязбекова, Н. М. Филимошкина, Л. Р. Муминова. Данная программа построена на общих принципах с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования.

      В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры — диалоги.

      Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуациях и коррекцию речевого недоразвития. Лексический минимум, предложенный в программе, не превышает объема активного словаря детей III уровня речевого развития.

      Для того чтобы помочь педагогам в реализации данной программы, в ней раскрыто содержание учебного материала по темам, отдельно выделены разделы «Коммуникативные ситуации», «Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций», «Коммуникативные навыки», «Виды заданий».

      Задачи, выдвигаемые настоящей программой, могут быть решены лишь при условии учета закономерностей овладения речью при двуязычии и особенностей усвоения второго языка в дошкольном возрасте.

      Чтобы иноязычный ребенок научился говорить по-русски, ему необходимо не только преодолеть трудности фонетического и фонологического порядка, т. е. научиться правильно произносить звуки и сочетания звуков русского языка, но и понимать значения русскоязычных слов на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

      Особую трудность составляет усвоение грамматического строя русского языка, который значительно отличается от родного (различие в составе и функциях падежей, отсутствие в родном языке предлогов, наличие в русском и отсутствие в родном языке категории грамматического рода).

      Помимо этого, при оценке качества русской речи необходимо учитывать такие психофизиологические особенности детей пяти-шести лет, как ограниченную работоспособность, наглядно-образный характер мышления и многое другое. На занятиях нужно систематически применять специальные методические приемы, предупреждающие чрезмерное утомление и перегрузку детей. Такого рода негативные явления затрудняют овладение русской разговорной речью.

      При обучении русскому языку следует также учитывать психологические особенности речи.

      Любое высказывание требует от человека выполнения особого речевого действия, которое, в свою очередь, всегда начинается с мотива, желания и намерения что-то сказать. При этом мотивы, побуждающие человека к высказыванию, лежат вне речи, в других видах человеческой деятельности — общении, труде, игре. В том случае, если речь оказывается психологически включенной в другую деятельность, возникают мотивы речевых действий, высказываний.

      Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на русском языке, следует считать специально организованную игровую ситуацию. Поэтому игровая ситуация является основным методическим приемом, служащим для реализации предлагаемой программы.

      Следует учитывать также возможности усвоения русского языка на основе использования всех режимных моментов. Необходимо способствовать тому, чтобы дети общались на русском языке вне занятий, стимулировать речевую активность детей, организуя для этого в течение дня развивающую речевую среду.

      Логопед, обучающий иноязычных детей, должен обладать большим педагогическим тактом, корректно исправлять ошибки, связанные с интерференцией родного языка, предъявлять нормативный образец русской речи.

      В логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком, реализуются четыре группы задач.

      I. В области формирования звуковой стороны речи: 

      • сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;

      • добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;

      • особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;

      • развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;

      • обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).

      II. В области лексики русского языка: 

      • обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР;

      • активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.

      III. В области грамматики: 

      • учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;

      • воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой);

      • формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;

      • учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;

      • научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

      • учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;

      • учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;

      • формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;

      • учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;

      • активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;

      • закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;

      • добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;

      • проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.

      IV. В области связной речи:

      • учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;

      • формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);

      • развивать диалогическую речь детей на русском языке;

      • создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке;

      • создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.

      В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.

      Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.

      Занятия проводит логопед 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде обучения — в подгруппе из 3—5 человек.

      В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе).

      Продолжительность занятий: в старшей группе — 20—25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.

      Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни.

      Задачи развития речи в этих условиях заключаются в следующем:

      1) закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий);

      2) упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз;

      3) проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.

      Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.

      Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия.

      Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.

Цикл занятий по коррекции билингвизма.

Занятия.

Коммуникативные ситуации

Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций в диалогической речи

Содержание работы по формированию коммуникативных навыков

Виды заданий, рекомендуемый словарь

вопрос логопеда

ответ ребенка

1.

«Знакомство»

(Взрослый — ребенок)

Как тебя зовут?

А как его зовут?

А как меня зовут?

Как твое имя?

Как его (ее) имя?

Как мое имя?

Меня зовут ...

Его зовут ...

Вас зовут ...

Мое имя ...

Его (ее) имя ...

Ваше имя ...

Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства:

— навык использования форм вежливости при приветствии и прощании;

— учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе диалога;

— учить детей называть свое имя (как настоящее, так и имя в соответствии с игровой ролью).

Активизировать новые слова в диалоге при приеме детей в группу и в ситуации ухода домой. Проведение ролевых игр по теме «Знакомство». Знать и употреблять слова: ты, твой, твое, мой, мое, имя, здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.

Приветствие:

Здравствуй(те)!

Привет!

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Сколько тебе лет?

Мне ... лет

Сколько мне лет?

Вам (тебе) ... лет

Сколько ему лет?

Ему ... лет

Сколько ей лет?

Ей ... лет

2.

«Семья»

Беседа о семье

(Взрослый — ребенок)

Вова живет с мамой, папой и сестрой. Это его семья. А с кем живешь ты?

Я живу с ...

Он (Марат) живет с ...

Она (Лола) живет с ...

Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, используя игровые ситуации «Я мама», «Я папа».

Учить детей описывать собственные действия и действия членов семьи. Учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе парного диалога.

Учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на смысловые отрезки, имеющие логическое ударение).

Учить детей говорить выразительно на русском языке.

 

 

 

 

Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья»:

• существительные: брат, сестра, внучка, внук, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь;

• словарь признаков: старший, младший, старый;

• глагольный словарь: убирать квартиру, готовить обед, покупать продукты, вытирать пыль, подметать пол, наводить порядок, чистить обувь, ухаживать за маленькими детьми, за стариками, прибивать и т. д.

Уточнить:

— знание ребенком имени, отчества и фамилии мамы и папы;

— умение ответить на вопрос:

Кто ты для мамы, кто ты для папы? (сын, дочь);

У тебя есть сестра (брат)?

У меня есть сестра (брат).

У меня нет братьев (сестер).

Он (она) тебя младше (старше)?

Как зовут твою маму (сестру, бабушку)?

Он (она) младше (старше) меня

Мою маму (сестру, бабушку) зовут...

Как зовут твоего папу (брата, дедушку)?

Моего папу (дедушку, брата) зовут...

Сколько у тебя братьев (сестер)?

У меня один брат (сестра). У меня два брата (сестры). У меня пять братьев (сестер).

У тебя есть старший (младший) брат?

У меня нет (есть старший (младший) брат.

У тебя есть старшая (младшая) сестра

У меня есть старшая (младшая) сестра (брат).

Где работает твоя мама?

Моя мама работает в (магазине, поликлинике и т. д.)

Где работает твой папа?

Мой папа работает в (гараже, магазине, на стройке и т. д.).

Кем работает твой папа?

Мой папа работает (строителем, продавцом, врачом и т. д.)

Кем работает твоя мама?

Моя мама работает (медицинской сестрой, продавщицей, парикмахером, поваром, швеей и т. д.)

— умение рассказать о своей семье (сколько человек, кто самый старший, кто самый младший);

— знание обязанностей каждого члена семьи.

Развивать чувство языка (согласование глагола с существительным в роде), например: игровое упражнение «Угадай, о ком я рассказываю. О маме или о папе?»

Купила красивую куклу дочери ... Гулял с сыном в парке ...

«О бабушке или о дедушке?

Привел внука в театр ...

Прочитала интересную книгу внучке ... Игра «Исправь ошибку»: Бабушка играл с внучкой.

Брат кормила младшую сестренку.

Тетя пригласил в гости.

Сестра одевал брата.

Папа чинила полку.

Проведение ролевых игр по теме «Семья».

3.

Беседа о семье по фотографии

Это кто?

Это мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Это чья мама (сестра, бабушка)?

Это моя мама (сестра, бабушка).

Это чей папа (брат, дедушка)?

Это мой папа (брат, дедушка).

Это чья куртка?

Это папина куртка.

Это чей пиджак?

Это мамин пиджак.

Это чье пальто?

Это дедушкино пальто.

4.

Рассказ-описание

 

У меня есть мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Это моя семья. Я очень люблю свою семью.

5.

Звонок по телефону

Мама, это я, Ахмет!

Позови брата (сестру, брата, папу, Марата, Лолу и т. д.).

Здравствуй, сынок.

Сейчас я его (ее) позову.

Здравствуй, сынок (дочка).Здравствуй, бабушка! Как твое здоровье?

Здравствуй, внук (внучка, дочка, сынок)! Я хорошо себя чувствую.

Что делает папа (мама, брат)?

Папа работает, мама готовит обед, младший брат играет.

6.

 «Наш дом»

Беседа со взрослым

Где ты живешь?

Назови свой адрес.

Я живу в Москве. Мой адрес: улица Почтовая, дом 9, квартира 25.

Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства комнаты для куклы. Научить детей связно рассказывать о своем доме по опорным вопросам.

Учить детей вежливой форме приглашения гостя в дом.

Закреплять умение детей отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога.

Учить детей своевременно вступать в диалог и завершать разговор.

Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение).

Продолжать учить детей выразительно говорить на русском языке.

Уточнить знание и понимание словаря по теме диалога:

• предметный словарь: дом, лестница, подъезд, этаж, квартира, дверь, окно, балкон, комната, потолок, лифт, шкаф, кресло, диван, стол, стул, вешалка, табуретка;

• глагольный словарь: в доме живут, по лестнице поднимаются, на стуле сидят, на кровати лежат (спят), в шкафу хранят белье и платья, передвигать, отодвигать, поставить, поднять, сидеть, залезать;

• словарь признаков: деревянная, металлическая, мягкая, красивая, новая, старая, чистая, большой, маленький, высокий, низкий, круглый, длинный, гладкий, удобный.

Уточнить знание и понимание названий основных предметов мебели, их частей и назначения (ножки, сиденье, крышка, дверца, спинка и т. д.).

Учить детей отвечать на вопрос: «Для чего нужен стул, шкаф, стол и т. п.?»

Упражнять детей в практическом образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

стул стульчик

стол — столик

шкаф — шкафчик

и т. д.

Уточнить правильное употребление предлога на:

Где ты сидишь?

На стуле.

Где стоит тарелка?

На столе.

Где стоит машинка? На полу.

Учить детей отгадывать загадки о предметах мебели:

«Под крышей четыре ножки — на крыше суп да ложки. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на...»

Проведение игр: «Мебельный магазин», «Строительство дома», «Наведи порядок в доме у Карлсона».

Расскажи о своем доме. Сколько подъездов в твоем доме?

У меня в доме

1 подъезд.

2 подъезда.

5 подъездов.

В каком подъезде ты живешь?

Я живу в первом подъезде.

Сколько этажей в твоем доме?

В моем доме 1 этаж.

2 этажа.

5 этажей.

На каком этаже ты живешь?

Я живу на первом этаже.

У тебя большая квартира?

У меня большая (маленькая) квартира.

Сколько комнат в твоей квартире?

В моей квартире 2 комнаты (1 комната, 5 комнат).

У тебя есть своя комната?

У меня есть своя комната (Я живу в комнате с братом (сестрой)).

Какая мебель в твоей комнате?

У меня есть своя кровать, свой диван, свое одеяло, своя подушка.

Кто еще живет в твоем доме?

Мы живем вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

У тебя есть домашние животные?

У меня есть собака (кошка, черепаха). Ее (его) зовут Альма.

Расскажи о своей собаке (кошке, черепахе, хомячке и т. д.).

Она веселая и добрая. Я хожу с ней гулять, я ее кормлю, я с ней играю.

Ты помогал(а) вчера маме (папе, сестре, брату, бабушке, дедушке)?

Вчера я помогал(а)

маме.

А что ты делал(а)?

Я мыл(а) посуду. Я подметал(а). Я стирал(а).

7.

«Пригласи в свой дом»

(Ребенок — ребенок)

Руслан, приходи ко мне в гости. Я познакомлю тебя с моей мамой (сестрой, бабушкой). Я познакомлю тебя с моим папой (братом, дедушкой).

Спасибо, я приду.

Когда ты придешь?

Я приду завтра. Можно утром?

Да, можно утром.

Что мы будем делать?

Мы будем играть, пить чай, слушать сказки, смотреть мультфильмы

 

8.

 «В гостях»

«Я иду в гости»

Беседа со взрослым

«Я приглашаю в гости»

Тебя пригласили в гости? Кто тебя пригласил?

Да, меня пригласил Марат.

Активизировать речевые навыки в беседе со взрослым в игровых ситуациях, предполагающих диалог: «В гостях», «Приглашаем гостей», «В гостях у зверей».

Учить выражать:

формы вежливости при высказывании,

просьбы и благодарности.

Учить детей в процессе диалога возражать, соглашаться, отрицать или одобрять мнение своего собеседника.

Учить детей умению участвовать в общем разговоре (группа из 3—5 человек), обсуждении при рассматривании наглядного материала по теме. Продолжать учить детей вовремя вступать в разговор, не перебивая собеседников, переспрашивать собеседника.

Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Учить детей говорить выразительно на русском языке.

Уточнить знание и понимание словаря:

• предметный словарь: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, куртка, пальто, платье, брюки, свитер, фартук, юбка, блузка, рубашка;

• глагольный словарь:

мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать, надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить; 

• словарь признаков: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная, красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, наряд нал, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

Учить детей описывать предметы посуды, ее цвет, форму и назначение.

Уточнить знание обобщающего понятия «посуда».

Учить детей запоминать и называть предметы одежды, их назначение.

Учить называть детали одежды, описывать назначение одежды, учить обобщать одним словом «одежда».

Во время одевания и раздевания уточнять у детей: что они снимают, что надевают? Практическое усвоение В. п. без предлога.

Учить отвечать на вопросы: «Что ты надеваешь?»

(Я надеваю куртку.)

«Что ты снимаешь?»

(Я снимаю рубашку.)

«Что надела мама?»

(Мама надела шапку и т. д.).

Учить сравнивать одежду мальчика и девочки: «Какая одежда для мальчика, какая — для девочки?» и рассказывать об этом.

Продолжать учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных: ложка — ложечка; тарелка — тарелочка; платье — платьице, майка — маечка, трусы — трусики, куртка — курточка и т. д.

Учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе: ложка — ложки; вилка — вилки; кастрюля — кастрюли и т. д.

Уточнить правильность употребления в речи предлога под. Куда спрятали стакан? (Под стол). Где стоит блюдце? (Под чашкой).

Учить отгадывать предметы посуды по короткому описанию:

Что купил Незнайка?

1. Эта посуда круглая, глубокая.

2. Сделана она из глины — она глиняная.

3. У этой посуды есть ручка, донышко.

4. Эту посуду можно мыть, сушить, вытирать.

5. В нее можно налить чай, компот, сок.

6. Теперь Незнайка пьет чай из красивой ...

Игра «Доскажи словечко»:

К Незнайке в гости пришли куклы. Он стал резать хлеб и взял ...

Потом Незнайка стал наливать куклам чай из ...

Чай Незнайка наливал в большие ...»

Проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати гости»; «День рождения мамы», «Мы встречаем Новый год».

Когда ты пойдешь в гости?

Я пойду завтра утром.

Как ты оденешься?

Я надену красивое(ый, ую) (новое, чистое, праздничное, выходное, нарядное) платье (костюм, рубашку и т. д.).

С чем ты придешь в гости?

Я приду в гости с подарком.

Какой подарок ты приготовишь?

Я приготовлю (куплю, сделаю, подарю) подарок (альбом, игрушку, цветы, конфеты, торт).

9.

Диалог с ребенком. «Встреча»

Здравствуйте, поздравляю с праздником (днем рождения, Новым годом). Это подарок для тебя.

Здравствуй, проходи, мы очень рады.

Спасибо, очень красивый подарок.

10.

«Прощание»

Спасибо, было очень весело.

Я тоже приглашаю тебя в гости.

До свидания, приходи ко мне еще.

11.

«Как весело принимать гостей»

А у тебя были гости?

Да, у меня были Давид, Зоя, Абрам и Вика.

12.

Беседа со взрослым

Когда твои гости пришли?

Мои гости пришли утром (днем, вечером).

Что тебе подарили?

Мне подарили

много подарков

много конфет

много цветов

много книг

много альбомов

много карандашей

много красок

С чем пришел(а) к тебе Давид (Зоя, Абрам, Вика)?

Зоя пришла с куклой.

Давид пришел с кубиками.

Зоя пришла с красками.

Чем ты угощал(а) гостей?

Я приготовил(а) салат, пирог, фрукты, чай.

Я угощал(а) гостей салатом, фруктами, печеньем, тортом.

Ты готовил(а) угощенье?

Мы с мамой пошли в магазин и купили фрукты.

Я с мамой (бабушкой, папой, сестрой) готовил(а) салат.

Я помогал(а) маме печь пирог.

Я помогал(а) маме мыть фрукты.

Я помогал(а) маме нарезать овощи.

Ты сам накрывал(а) на стол?

Я накрывал(а) на стол вместе с мамой (сестрой, бабушкой, братом).

Чем был покрыт стол?

Стол был покрыт скатертью.

Какие столовые принадлежности тебе были нужны?

Я достал(а) вилки, ложки, чашки, блюдца, тарелки.

Сколько вилок ты взял(а)?

Я взял(а) одну вилку, две вилки, пять вилок.

Сколько тарелок ты взял(а)?

Я взял(а) одну тарелку, две тарелки, пять тарелок.

На столе было много яблок (конфет, ватрушек, пастилы, зефира, мармелада, пирожков)?

На столе было много яблок, конфет, пирожков.

С чем были пирожки?

Пирожки с капустой, с картошкой, с вареньем, с повидлом, с грибами, с яблоками.

Как ты развлекал(а) гостей?

Мы пели песни, слушали сказки, смотрели мультфильмы, играли в прятки, догонялки.

Тебе понравилось принимать гостей?

Да, принимать гостей весело.

Когда твои гости ушли?

Мои гости ушли после обеда (вечером).

Твоим гостям понравилось?

Да, им понравилось.

Как ты думаешь, твои гости остались довольны?

Да, мои гости остались довольны.

Как ты догадался(ась)?

Они сказали: «Спасибо, нам было хорошо». Они пригласили меня в гости.

Кто тебя пригласил(а)?

Зоя пригласила меня на свой день рождения, Давид пригласил меня на свой день рождения.

Что ты сказал(а) гостям, когда они уходили?

Спасибо за подарки, я очень рад(а), приходите еще.

13.

 «Мое здоровье»

Беседа со взрослым

Как ты себя чувствуешь?

Я чувствую себя хорошо. Я здоров.

Я болен.

Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх-диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача» и т. д. Учить детей давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания.

Учить детей описывать собственные действия и действия других лиц.

Учить детей не только отдельным речевым операциям, но также комплексному их применению в изменяющейся ситуации общения.

Учить детей самостоятельно выбирать соответствующее слово и грамматические средства в новой ситуации.

Закреплять полученные навыки в группе из 3—5 человек. Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение).

Продолжать учить детей говорить выразительно на русском языке.

Уточнить знание и понимание словаря:

• предметный словарь: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, локти, колени, пятки, ступня, кисти, нёбо, ресницы, шприц, градусник, примочка, настойка, бинт, марля, таблетки, мазь, зеленка, йод;

• глагольный словарь: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать, лечить, принимать лекарство, болеть, выздоравливать, полоскать, бинтовать, прикладывать лед, перевязывать.

Закреплять названия частей тела человека, лечебных действий врача, медицинской сестры.

Учить употреблять в речи слова-антонимы:

грязный — чистый; 

сухой — мокрый; 

большой — маленький;

высокий — низкий;

толстый тонкий;

больной здоровый

и т. д.

Уточнять правильное использование в речи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: рука — ручка, нога — ножка и т. д.

Уточнять правильное использование в речи детей существительных в единственном и множественном числе: рука — руки, палец — пальцы, таблетка — таблетки и т. д.

Учить образовывать глагол мужского и женского рода: Маша вымыла руки. Коля вымыл руки.

Учить детей правильному употреблению предлогов в, из.

Рустам пошел в аптеку. Наташа вернулась из аптеки.

Развивать языковое чутье: «Угадай, о ком я говорю: о Рустаме или Лоле?»

Заболела, порезался, упала, поцарапалась и т. д.

«Найди ошибку»: Валя заболел, а Руслан уже поправилась.

Карим упала, мама забинтовал ему коленку.

Роман порезалась, медицинская сестра смазал ранку йодом.

Проведение сюжетных игр «Кукла заболела», «Больница», игры с игрушками-животными «Лесная больница», «Айболит»; организация экскурсии в медицинский кабинет.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

Как чувствует себя Марат?

Марат тоже чувствует себя хорошо.

Марат здоров.

Марат болен.

Что с Леной? Почему ее нет?

Лена заболела. У нее болит горло (голова, живот, ухо, рука, нога...).

Что с Сашей? Почему его нет?

У Саши насморк (ангина, ветрянка).

14.

«У врача»

Врач:

Что у тебя болит?

Ребенок:

Мне трудно дышать. У меня болит голова (ухо, глаз, живот, нога, коленка, локоть, рука, палец на ноге (руке)).

Я упал (ушиб колено, руку).

У меня царапина.

я порезался, у меня идет кровь.

Открой рот.

Покажи язык.

Дыши глубоко.

Повернись спиной.

 

Я буду тебя лечить. Ты болен. Я назначу лечение. Мама купит в аптеке лекарство (таблетки, микстуру). Ты будешь их принимать (ее пить).

Мама купит в аптеке капли, будет закапывать их в нос. Мама купит в аптеке настойку, ты будешь полоскать горло.

Да, я буду лечиться.

Я буду принимать таблетки, пить микстуру, полоскать горло, закапывать в нос капли.

15.

«У медсестры»

Медицинская сестра:

Здравствуй, что случилось?

Ребенок:

Я плохо себя чувствую.

Сначала я возьму градусник и измерю температуру.

Я умею измерять температуру сам.

У тебя высокая (нормальная) температура. Температура 38 градусов.

Надо посмотреть горло. Да, горло красное. Ты заболел, простудился.

Какая у меня температура?

А сейчас я тебе сделаю укол.

Я буду лечить твою руку (ногу).

Я возьму вату и зеленку (йод).

Я смажу царапину зеленкой (йодом).

Я возьму бинт.

Я наложу повязку.

Я забинтую тебе руку (колено, голову).

Я не боюсь уколов.

16.

«В аптеке»

Здравствуйте, мне нужна марля (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, примочки, бинт, йод, шприц).

Да, у нас есть марля.

Вот вам марля.

Нет, у нас нет марли.

Приходите завтра (вечером, позже).

Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых для детей игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель», «Я продавец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. Учить творческому использованию изучаемого языкового материала, организуя на занятиях воображаемые ситуации.

Учить детей рассказывать о наблюдаемой ситуации, собственных впечатлениях.

Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение).

Развивать выразительность речи на русском языке.

 

У вас есть бинт (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, йод, шприц)?

Да, у нас есть бинт.

Будете забинтовывать рану.

Нет, у нас нет бинта.

Приходите позже, может, будет завтра вечером.

Да, у нас есть таблетки.

Вот вам таблетки. Будете принимать по одной таблетке в день (две таблетки в день, пять таблеток в день). Будете принимать таблетки утром (днем, на ночь).

Будете принимать таблетки перед едой (после еды, во время еды).

Нет, у нас нет таблеток.

Да, у нас есть крем.

Вот вам крем. Будете смазывать руку (ногу, локоть, колено, палец).

Нет, у нас нет крема.

Да, у нас есть настойка.

Вот вам настойка.

Будете полоскать горло и рот.

Нет, у нас нет настойки.

Спасибо, я зайду в следующий раз.

Вот деньги.

Спасибо, до свидания.

Спасибо.

 

17.

 «В магазине»

Покупаем в продуктовом отделе.

Покупатель:

Здравствуйте, я хочу купить (белый, черный) хлеб, булку, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Здравствуйте, у вас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д.

Продавец:

Да, у нас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д.

Уточнять знание названий блюд и продуктов, из которых они приготовлены, и название отдела магазина, в котором их можно купить.

Уточнить знание и понимание словаря:

• предметный словарь: сосиски, сардельки, колбаса, паштет, мясо, курица, фарш, котлеты — продаются в мясном отделе.

Сыр, масло, кефир, творог, сырки, ряженка, простокваша, молоко, йогурт — продаются в молочном отделе.

Хлеб, печенье, баранки, сушки, бублики, пряники, торты, пирожные, мармелад, конфеты — продаются в кондитерском отделе.

Фруктово-ягодный и овощной отдел — апельсины, яблоки, лимоны, мандарины, груша, гранат, слива, вишня, смородина, алыча, помидоры, огурцы, перец, лук, картофель, свекла, морковь.

Канцелярские товары — книги, альбомы, карандаши, краски, тетради, пластилин, кисточки, клей

Отдел одежды — платье, куртка, свитер, пиджак, брюки, юбка.

Отдел игрушек — машина, мишка, зайка, кукла, мяч, совок, лопатка, кубики, собачка, юла, матрешка, флажок;

• словарь признаков: свежие, вкусные, сладкие, соленые, жареный, вареный, мягкий, жидкий, густой, яркие, прочные, цветные, красивые, деревянные, меховые, надувные, пластмассовые, резиновые, металлические, разноцветные (синие, желтые, белые и т. д.), чистые, грязные, мягкие, любимые;

• глагольный словарь: покупать, продавать, взвешивать, отвешивать, перевешивать, предлагать, показать, выбирать, купить, отдать.

Учить детей образовывать относительные прилагательные

Сок — свекольный, морковный, томатный, яблочный, мандариновый, сливовый, вишневый.

Консервы — мясные, рыбные, овощные, куриные.

Десерт — фруктовый, шоколадный, кофейный.

Учить детей согласовывать порядковые числительные «один», «два», «пять» с существительными:

Один пакет молока.

Два пакета молока.

Пять пакетов молока.

В магазине была одна касса.

В магазине было две кассы.

В магазине было пять касс.

Мы купили один мяч.

Мы купили два мяча.

Мы купили пять мячей.

Учить детей составлять короткий рассказ — описание товара, который он покупает, например: «Я хочу купить юлу. Юлу можно заводить, она кружится, пляшет, падает на бочок». «Я хочу купить помидор. Он красный, круглый, сочный и вкусный. Помидор можно порезать кусочками и положить в суп или салат». «Я хочу купить праздничное платье. Оно белое (розовое, голубое...). У него длинные рукава и широкий пояс. Это красивое платье».

Учить ребенка составлять рассказ-впечатление о последней покупке в магазине игрушек, о том, как он играет со своей любимой игрушкой.

Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, мое, мои) с существительным:

Я купил куклу (машинку, собачку...).

Это моя кукла (машинка, собачка...).

Я купил зайчика (кубик, совок).

Это мой зайчик (кубик, совок...).

Я купил молоко (масло, платье).

Это мое молоко (масло, платье).

Я купил краски (ботинки, брюки).

Это мои краски (ботинки, брюки).

Развивать чувство языка

Игра «Исправь ошибку».

Бабушка купил платье. Это красивый платье У платья длинное рукав. Это платье шерстяной. Бабушка старенькое. Она любит носить теплый платье.

Скажите, пожалуйста, у вас свежий хлеб (колбаса, сыр, сметана)?

Да, у нас свежий хлеб.

Нет, сегодня черствый хлеб, приходите позже.

Здравствуйте, у вас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами)?

Да, у нас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами).

Они свежие?

Да, они свежие, вкусные, горячие.

Спасибо, я куплю одну пачку (две пачки, пять пачек).

Спасибо, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок).

Спасибо, я куплю один пакет (два пакета, пять пакетов).

Спасибо, я куплю один килограмм (два килограмма, пять килограммов).

Пожалуйста.

Сколько это стоит?

С вас пять рублей.

Вот деньги, спасибо.

Спасибо, до свидания.

18.

Покупаем в универмаге.

Скажите, пожалуйста, у вас есть цветные карандаши?

Да, у нас есть карандаши.

Можно мне посмотреть?

Хорошие карандаши, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок).

Пожалуйста!

Нет, это не те карандаши, я зайду в другой раз.

Заходите в следующий раз.

Покажите, пожалуйста, мне это красное (зеленое, синее, желтое) платье.

Покажите, пожалуйста, мне этот красный (зеленый, синий, желтый) свитер.

Пожалуйста, смотрите.

Из чего сшито (сшита, сшит) это (этот, эта) платье (рубашка, пиджак)?

Это платье шерстяное (ситцевое).

Хорошее платье, я его куплю.

Пожалуйста.

Нет, это платье мне велико (мало), я не буду его покупать.

Нет, этот пиджак мне велик (мал), я не буду его покупать.

Нет, эта рубашка мне велика (мала), я не буду ее покупать.

Заходите в следующий раз.

19.

Выбираем игрушку в подарок

Здравствуйте (добрый день, доброе утро)!

Здравствуйте (добрый день, доброе утро)!

Что вы хотите у нас купить? У нас продается много игрушек. Вот мягкие игрушки, вот мячи, скакалки, куклы.

Я хочу купить в подарок игрушку.

Какая вам нужна игрушка?

Мне нравится вот этот слон. Он большой, мягкий. Его можно кормить, укладывать спать, катать в коляске.

 

Сколько стоит эта игрушка?

С вас шесть рублей.

Вот деньги, спасибо.

Спасибо, до свидания.

20.

Беседа со взрослым

Ты помогаешь маме делать покупки в магазине?

Да, я помогаю маме делать покупки в магазине.

Тебе нравится ходить в магазин?

Да, я люблю ходить в магазин.

Что вы покупали последний раз?

Мы купили продукты (хлеб, молоко, мясо и т. д.)

Расскажи, как вы обычно ходите в магазин.

 

21.

 «В транспорте»

Беседа со взрослым и сверстниками

Таня в детский сад едет на автобусе, а ты?

У Руслана папа (мама, дедушка, бабушка) на работу едет на машине, а твой папа (мама, бабушка, дедушка)?

Я иду в детский сад пешком.

Я еду в детский сад на автобусе (трамвае, троллейбусе, машине, маршрутном такси).

Мой папа (моя мама) едет на работу на машине (автобусе, трамвае, метро, маршрутном такси).

Закреплять полученные на предыдущих занятиях коммуникативные умения и навыки в коллективе до 12 человек.

Учить детей выражать свои мысли в виде экспромта, без специальной предварительной подготовки и обдумывания.

Учить детей обращать внимание на изменения ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу и др.).

 

Уточнить знание и понимание словаря:

• предметный словарь: грузовая машина, легковой автомобиль, поезд, пароход, автобус, трамвай, самолет;

• глагольный словарь: едет, мчится, везет, ломается, останавливается, стоит, летит, плывет и т. д.

• словарь признаков: грузовой, легковой, удобный, скорый, теплый, красивый, желтый, синий, красный и т. д.

Учить детей называть части автомобиля: кабина, колесо, руль, кузов.

Обратить внимание детей на то, что автомобилем, автобусом управляет шофер, а самолетом летчик.

Закреплять умение детей образовывать мн. число существительного:

машина — машины

самолет — самолеты

автобус — автобусы

и т. д.

Закреплять навык образования Р. п. существительного:

Вот едет автобус — долго нет автобуса, поезд — нет поезда самолет — нет самолета и т. д.

Учить образовывать приставочные глаголы: заезжает, объезжает, переезжает, въезжает, выезжает и т. д.

Игра «Закончи предложение»:

Машина из гаража...

Автомобиль вокруг дома...

Грузовик в гараж...

Вася через дорогу...

Уточнять навык правильного употребления предлога по.

Игра «Какого слова не хватает?»

Мальчик идет ... дороге.

Миша бежит ... тропинке.

Машина едет ... дороге.

Пароход плывет ... воде.

Развивать языковое чутье: игровое упражнение «Исправь ошибку»:

Грузовик из гаража переезжает.

Пассажиры заходят из поезда.

Автобус к остановке переезжает.

Пешеход через дорогу выходит.

Ты ездил(а) когда-нибудь в метро (автобусе, троллейбусе, на машине)?

Да, я ездил(а) в метро с папой (мамой, бабушкой).

Ты летал когда-нибудь на самолете?

Да, я летал на самолете.

Ты летел один или со взрослым?

Мы с мамой летели на самолете к бабушке.

Что нужно купить для проезда в автобусе (трамвае, троллейбусе, метро, маршрутном такси)?

Нужно купить билет.

Кто продает билеты в автобусе?

Билеты продает кондуктор.

На каком транспорте ты любишь ездить?

Я люблю ездить в метро.

Где останавливается автобус?

Автобус останавливается на остановке.

22.

Поездка в зоопарк 

Давайте поедем в зоопарк.

Ты любишь ездить в зоопарк?

Да, я очень люблю гулять по зоопарку.

Зоопарк близко или далеко от твоего дома?

Зоопарк далеко от моего дома.

Мы дойдем до зоопарка пешком?

Нет, мы не дойдем до зоопарка пешком.

На чем мы можем поехать в зоопарк?

На автобусе.

На каком транспорте можем поехать потом?

На трамвае, троллейбусе, в метро.

23.

Рассказ о впечатлениях от поездки

Я сегодня ехал(а) в детский сад на автобусе.

Мама купила у кондуктора билет.

В автобусе было много пассажиров.

Мы проехали две остановки и вышли из автобуса.

24

В автобусе

 

 

 

 

 

 

 

Кондуктор:

Пассажир:

 

Здравствуйте, это пятый маршрут?

Здравствуйте, да, это пятый маршрут.

Вам далеко ехать?

Мне нужна остановка «Детский сад».

Я подскажу, когда вам нужно выходить.

Спасибо.

Оплатите проезд.

Пожалуйста.

Вы приехали, вот ваша остановка.

Спасибо, до свидания.

Нет, вы еще не приехали.

Я предупрежу вас.

Следующая остановка «Зоопарк». Вам нужно готовиться к выходу.

Это остановка «зоопарк»?

Спасибо.

Нет, вы проехали остановку «Вокзал». Это другая остановка. Теперь вы должны выйти, перейти через дорогу, сесть на автобус и вернуться назад.

Это остановка «Вокзал»?

25.

 «Времена года и погода»

Беседа с детьми о погоде и времени года.

Какое сейчас время года?

Сегодня зима (лето, осень, весна).

Учить детей:

— самостоятельно выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации);

— самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания.

Расширять состав участников коммуникативной ситуации до 5—6 человек.

 

 

 

Учить детей наблюдать и описывать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Учить характеризовать погоду: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Знать и называть приметы осени, зимы, весны и лета:

Осень — становится холодно, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме.

Зима — вся земля, деревья покрыты снегом, часто дуют холодные ветры, метут метели, дети катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки, строят горки, животные зимой укладываются в зимнюю спячку. Весна — тает снег, бегут ручьи, лед плывет, появляются первые проталины, дети пускают кораблики, набухают почки на деревьях и кустах, появляется первая травка, первые цветы, насекомые и т. д.

Лето — становится жарко, ярко светит солнце, идут теплые дожди, все растения покрыты густой зеленью, дети летом одеты в шорты, футболки, майки, босоножки, сандалии, дети летом купаются в реках, озерах, прудах, ловят бабочек, собирают ягоды, цветы.

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным: Какой снег? (белый, пушистый, блестящий, искристый, красивый, хрустящий, мелкий, рассыпчатый и т. д.) Какой лед? Какая весной трава, небо, земля?

Игра «Доскажи словечко»

Травка зелен... Солнце ярко... Снег грязн... Лужа блестящ...

Упражнять в подборе глаголов к существительным: Что делает ветер? (метет, воет, качает, несет, гонит, кружит) Что делает снег? (падает, кружится, тает)

 

Какая за окном погода?

Сегодня холодно (жарко, тепло).

Нет, сегодня холодно.

Сегодня можно пойти на прогулку в лес?

Нет, сегодня плохая погода.

Да, сегодня хорошая погода.

Сегодня можно загорать, купаться?

Да, сегодня солнечно и тепло, можно загорать.

Нет, на улице холодно — нельзя загорать.

Во что на прогулке сегодня можно играть?

Мы сегодня будем играть в салки, догонялки, футбол, хоккей, кататься на коньках и т. д.

26.

Составление рассказа-наблюдения за погодой.

 

Что происходит осенью с солнцем?

Солнце осенью уже не греет.

Какое осенью небо?

Небо становится серым, часто идет дождь.

Как меняются деревья и трава?

С деревьев опадают листья, трава желтеет.

Что делают осенью птицы, животные?

Птицы осенью улетают на юг. Животные готовятся к зиме.

В какую одежду одеваются осенью люди?

Люди одеваются в теплую одежду.

(Аналогично другие времена года.)

Весной солнце яркое.

Небо голубое, высокое.

Снег растаял и появляется первая травка.

Деревья весной покрываются листочками.

Люди надевают куртки, плащи, туфли.

Весной к нам прилетают птицы из теплых стран.

27.

Беседа о любимом времени года.

Какое время года ты знаешь?

Я знаю осень, зиму, весну и лето.

Какое время года ты больше любишь?

Я люблю лето.

Почему?

Летом жарко, можно легко одеваться, летом можно купаться в пруду, строить замки из песка, загорать.

28.

 «Моя страна, мой город»

Беседа взрослого с детьми (включая русскоязычных детей)

Как называется страна, в которой мы живем?

Россия

Продолжать учить детей самостоятельно:

— выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации);

— выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания.

Что делают дети зимой?

Закончи предложение: Наступила зима,

и выпал ...

Зимой дети катаются на ...

Из снега можно слепить ...

Стало холодно, на прогулку все надевают ...

Учить составлять предложения с предлогом по:

Лодка плывет по воде (реке, ручью). По дороге идут дети (...).

Облака плывут по небу и т. д.

Развивать чувство языка, игра «Исправь ошибку»:

Небо голубой. Трава  зеленый. Ветер теплая. Солнце яркий. Снег грязная.

Дети должны:

• знать, что страна, в которой мы живем, называется Россия; Москва — столица России. В городе много улиц, проспектов, площадей, переулков, скверов, бульваров, парков, театров, кинотеатров, больниц, поликлиник, магазинов, аптек, библиотек, почт, прачечных, ателье, мастерских, стадионов.

• Знать и уметь называть несколько достопримечательностей города.

• Знать, куда надо пойти, если нужны продукты, лекарства; если человек заболел

и т. д.

• Знать свой домашний адрес.

• Уметь составлять рассказ «Моя улица», «Мой город».

 

Как называется столица нашей страны?

Москва

Москва большой город?

Москва самый большой город нашей страны.

Как называется самая главная площадь в Москве?

Как называется улица, на которой ты живешь?

Расскажи, где ты живешь?

Красная площадь

29.

Составление описательного рассказа «Моя страна, мой город», «Моя улица, мой двор»

Я живу в России. Это очень большая и красивая страна. В нашей стране много лесов, рек и морей. В России дружно живут люди разной национальности. Столица России — Москва. Москва — самый большой город в России. В Москве много красивых площадей и улиц, самая главная площадь Москвы — Красная площадь. На Красной площади в праздники проходят парады и концерты.

 

Закреплять умение детей учитывать компоненты ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу, полилогу).

 

 

30.

Коммуникативная ситуация «Я потерялся», «Я заблудился»

Помогите мне, я потерялся (я заблудился)!

Где ты живешь?

Я живу в России.

В нашей стране очень много красивых городов.

Как называется город, в котором ты живешь?

Я живу в Москве (Саратове, Омске, Ставрополе и т. д.).

Это большой город.

В этом городе много улиц, площадей, проспектов, переулков.

31.

Разыгрывание аналогичной ситуации с участием нового персонажа «Милиционер». Постепенное включение в ситуацию все новых персонажей (Врач, дворник, продавец соседнего магазина и т. д.). Коммуникативная ситуация «Я ищу дом». Разыгрывание аналогичной ситуации с постепенным включением новых участников ситуации.

Как называется твоя улица?

Я живу на проспекте Мира.

На этом проспекте много домов. Какой номер твоего дома?

Я не знаю.

Рядом с твоим домом есть аптека или магазин?

Рядом с моим домом есть поликлиника.

Я не могу тебе помочь, я не знаю, где твой дом.

Пойдем к милиционеру, он поможет нам найти твой дом.

Простите, Вы можете мне помочь?

Извините, мне нужна Ваша помощь.

Чем я могу Вам (тебе) помочь?

Какая Вам (тебе) нужна помощь?

Пожалуйста, помогите мне найти здесь дом моего друга.

Я Вам (тебе) помогу.

Я ищу улицу Победы, дом 2.

Я могу Вам (тебе) помочь.

Спасибо за помощь.

Спасибо!

Эта улица далеко от нас, Вам нужно проехать на метро, потом идти пешком.

Извините, но я не знаю, где эта улица. Вам нужно спросить кого-то другого.

32-36

Повторение,

закрепление, уточнение пройденного материала.

В зависимости от пробелов или неточностей  в знании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...

Рабочая программа ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

Материал будет полезен логопедам, работающим в дошкольных отделениях, а так же воспитателям при подготовке к занятиям по развитию речи....

Рабочая программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком

laquo;Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» пред­назначена для дошкольников старшей и подготовительной группы....

«Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком»

Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов, что и обусловило реали...

Программа логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком

Примерная программа и план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком....

Билингвизм.Система работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

В презентации дано само понятие билингвизма, и представлена краткая система работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...