Программа логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Примерная программа и план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ЛОГО | 61.82 КБ |
Примерный план занятий | 17.59 КБ |
Задачи | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Коммуникативные ситуации | Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций в диалогической речи | Содержание работы по формированию коммуникативных навыков | Виды заданий, рекомендуемый словарь | |
вопрос логопеда | ответ ребенка | |||
I. «Знакомство» (Взрослый – ребенок) | Как тебя зовут? А как его зовут? А как меня зовут? Как твое имя? Как его (ее) имя? Как мое имя? | Меня зовут ... Его зовут ... Вас зовут ... Мое имя ... Его (ее) имя ... Ваше имя ... | Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства: – навык использования форм вежливости при приветствии и прощании; – учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе диалога; – учить детей называть свое имя (как настоящее, так и имя в соответствии с игровой ролью). | Активизировать новые слова в диалоге при приеме детей в группу и в ситуации ухода домой. Проведение ролевых игр по теме «Знакомство». Знать и употреблять слова: ты, твой, твое, мой, мое, имя, здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. |
Приветствие: Здравствуй(те)! Привет! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! | ||||
Сколько тебе лет? | Мне ... лет | |||
Сколько мне лет? | Вам (тебе) ... лет | |||
Сколько ему лет? | Ему ... лет | |||
Сколько ей лет? | Ей ... лет | |||
II. «Семья» Беседа о семье (Взрослый – ребенок) | Вова живет с мамой, папой и сестрой. Это его семья. А с кем живешь ты? | Я живу с ... Он (Марат) живет с ... Она (Лола) живет с ... | Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, используя игровые ситуации «Я мама», «Я папа». Учить детей описывать собственные действия и действия членов семьи. Учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе парного диалога. Учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на смысловые отрезки, имеющие логическое ударение). Учить детей говорить выразительно на русском языке.
| Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья»: • существительные: брат, сестра, внучка, внук, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь; • словарь признаков: старший, младший, старый; • глагольный словарь: убирать квартиру, готовить обед, покупать продукты, вытирать пыль, подметать пол, наводить порядок, чистить обувь, ухаживать за маленькими детьми, за стариками, прибивать и т. д. Уточнить: – знание ребенком имени, отчества и фамилии мамы и папы; – умение ответить на вопрос: Кто ты для мамы, кто ты для папы? (сын, дочь); |
У тебя есть сестра (брат)? | У меня есть сестра (брат). У меня нет братьев (сестер). | |||
Он (она) тебя младше (старше)? Как зовут твою маму (сестру, бабушку)? | Он (она) младше (старше) меня Мою маму (сестру, бабушку) зовут... | |||
Как зовут твоего папу (брата, дедушку)? | Моего папу (дедушку, брата) зовут... | |||
Сколько у тебя братьев (сестер)? | У меня один брат (сестра). У меня два брата (сестры). У меня пять братьев (сестер). | |||
У тебя есть старший (младший) брат? | У меня нет (есть старший (младший) брат. | |||
У тебя есть старшая (младшая) сестра | У меня есть старшая (младшая) сестра (брат). | |||
Где работает твоя мама? | Моя мама работает в (магазине, поликлинике и т. д.) | |||
Где работает твой папа? | Мой папа работает в (гараже, магазине, на стройке и т. д.). | |||
Кем работает твой папа? | Мой папа работает (строителем, продавцом, врачом и т. д.) | |||
Кем работает твоя мама? | Моя мама работает (медицинской сестрой, продавщицей, парикмахером, поваром, швеей и т. д.) | – умение рассказать о своей семье (сколько человек, кто самый старший, кто самый младший); – знание обязанностей каждого члена семьи. Развивать чувство языка (согласование глагола с существительным в роде), например: игровое упражнение «Угадай, о ком я рассказываю. О маме или о папе?» Купила красивую куклу дочери ... Гулял с сыном в парке ... «О бабушке или о дедушке? Привел внука в театр ... Прочитала интересную книгу внучке ... Игра «Исправь ошибку»: Бабушка играл с внучкой. Брат кормила младшую сестренку. Тетя пригласил в гости. Сестра одевал брата. Папа чинила полку. Проведение ролевых игр по теме «Семья». | ||
Беседа о семье по фотографии | Это кто? | Это мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). | ||
Это чья мама (сестра, бабушка)? | Это моя мама (сестра, бабушка). | |||
Это чей папа (брат, дедушка)? | Это мой папа (брат, дедушка). | |||
Это чья куртка? | Это папина куртка. | |||
Это чей пиджак? | Это мамин пиджак. | |||
Это чье пальто? | Это дедушкино пальто. | |||
Рассказ-описание |
| У меня есть мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Это моя семья. Я очень люблю свою семью. | ||
Звонок по телефону | Мама, это я, Ахмет! Позови брата (сестру, брата, папу, Марата, Лолу и т. д.). | Здравствуй, сынок. Сейчас я его (ее) позову. | ||
Здравствуй, сынок (дочка).Здравствуй, бабушка! Как твое здоровье? | Здравствуй, внук (внучка, дочка, сынок)! Я хорошо себя чувствую. | |||
Что делает папа (мама, брат)? | Папа работает, мама готовит обед, младший брат играет. | |||
III. «Наш дом» Беседа со взрослым | Где ты живешь? Назови свой адрес. | Я живу в Москве. Мой адрес: улица Почтовая, дом 9, квартира 25. | Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства комнаты для куклы. Научить детей связно рассказывать о своем доме по опорным вопросам. Учить детей вежливой форме приглашения гостя в дом. Закреплять умение детей отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога. Учить детей своевременно вступать в диалог и завершать разговор. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Продолжать учить детей выразительно говорить на русском языке. | Уточнить знание и понимание словаря по теме диалога: • предметный словарь: дом, лестница, подъезд, этаж, квартира, дверь, окно, балкон, комната, потолок, лифт, шкаф, кресло, диван, стол, стул, вешалка, табуретка; • глагольный словарь: в доме живут, по лестнице поднимаются, на стуле сидят, на кровати лежат (спят), в шкафу хранят белье и платья, передвигать, отодвигать, поставить, поднять, сидеть, залезать; • словарь признаков: деревянная, металлическая, мягкая, красивая, новая, старая, чистая, большой, маленький, высокий, низкий, круглый, длинный, гладкий, удобный. Уточнить знание и понимание названий основных предметов мебели, их частей и назначения (ножки, сиденье, крышка, дверца, спинка и т. д.). Учить детей отвечать на вопрос: «Для чего нужен стул, шкаф, стол и т. п.?» Упражнять детей в практическом образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик стол – столик шкаф – шкафчик и т. д. Уточнить правильное употребление предлога на: Где ты сидишь? На стуле. Где стоит тарелка? На столе. Где стоит машинка? На полу. Учить детей отгадывать загадки о предметах мебели: «Под крышей четыре ножки – на крыше суп да ложки. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на...» Проведение игр: «Мебельный магазин», «Строительство дома», «Наведи порядок в доме у Карлсона». |
Расскажи о своем доме. Сколько подъездов в твоем доме? | У меня в доме 1 подъезд. 2 подъезда. 5 подъездов. | |||
В каком подъезде ты живешь? | Я живу в первом подъезде. | |||
Сколько этажей в твоем доме? | В моем доме 1 этаж. 2 этажа. 5 этажей. | |||
На каком этаже ты живешь? | Я живу на первом этаже. | |||
У тебя большая квартира? | У меня большая (маленькая) квартира. | |||
Сколько комнат в твоей квартире? | В моей квартире 2 комнаты (1 комната, 5 комнат). | |||
У тебя есть своя комната? | У меня есть своя комната (Я живу в комнате с братом (сестрой)). | |||
Какая мебель в твоей комнате? | У меня есть своя кровать, свой диван, свое одеяло, своя подушка. | |||
Кто еще живет в твоем доме? | Мы живем вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. | |||
У тебя есть домашние животные? | У меня есть собака (кошка, черепаха). Ее (его) зовут Альма. | |||
Расскажи о своей собаке (кошке, черепахе, хомячке и т. д.). | Она веселая и добрая. Я хожу с ней гулять, я ее кормлю, я с ней играю. | |||
Ты помогал(а) вчера маме (папе, сестре, брату, бабушке, дедушке)? | Вчера я помогал(а) маме. | |||
А что ты делал(а)? | Я мыл(а) посуду. Я подметал(а). Я стирал(а). | |||
«Пригласи в свой дом» (Ребенок – ребенок) | Руслан, приходи ко мне в гости. Я познакомлю тебя с моей мамой (сестрой, бабушкой). Я познакомлю тебя с моим папой (братом, дедушкой). | Спасибо, я приду. | ||
Когда ты придешь? | Я приду завтра. Можно утром? | |||
Да, можно утром. | Что мы будем делать? | |||
Мы будем играть, пить чай, слушать сказки, смотреть мультфильмы |
| |||
IV. «В гостях» «Я иду в гости» Беседа со взрослым «Я приглашаю в гости» | Тебя пригласили в гости? Кто тебя пригласил? | Да, меня пригласил Марат. | Активизировать речевые навыки в беседе со взрослым в игровых ситуациях, предполагающих диалог: «В гостях», «Приглашаем гостей», «В гостях у зверей». Учить выражать: формы вежливости при высказывании, просьбы и благодарности. Учить детей в процессе диалога возражать, соглашаться, отрицать или одобрять мнение своего собеседника. Учить детей умению участвовать в общем разговоре (группа из 3–5 человек), обсуждении при рассматривании наглядного материала по теме. Продолжать учить детей вовремя вступать в разговор, не перебивая собеседников, переспрашивать собеседника. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Учить детей говорить выразительно на русском языке. | Уточнить знание и понимание словаря: • предметный словарь: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, куртка, пальто, платье, брюки, свитер, фартук, юбка, блузка, рубашка; • глагольный словарь: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать, надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить; • словарь признаков: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная, красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, наряд нал, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая. Учить детей описывать предметы посуды, ее цвет, форму и назначение. Уточнить знание обобщающего понятия «посуда». Учить детей запоминать и называть предметы одежды, их назначение. Учить называть детали одежды, описывать назначение одежды, учить обобщать одним словом «одежда». Во время одевания и раздевания уточнять у детей: что они снимают, что надевают? Практическое усвоение В. п. без предлога. Учить отвечать на вопросы: «Что ты надеваешь?» (Я надеваю куртку.) «Что ты снимаешь?» (Я снимаю рубашку.) «Что надела мама?» (Мама надела шапку и т. д.). Учить сравнивать одежду мальчика и девочки: «Какая одежда для мальчика, какая – для девочки?» и рассказывать об этом. Продолжать учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных: ложка – ложечка; тарелка – тарелочка; платье – платьице, майка – маечка, трусы – трусики, куртка – курточка и т. д. Учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе: ложка – ложки; вилка – вилки; кастрюля – кастрюли и т. д. Уточнить правильность употребления в речи предлога под. Куда спрятали стакан? (Под стол). Где стоит блюдце? (Под чашкой). Учить отгадывать предметы посуды по короткому описанию: Что купил Незнайка? 1. Эта посуда круглая, глубокая. 2. Сделана она из глины – она глиняная. 3. У этой посуды есть ручка, донышко. 4. Эту посуду можно мыть, сушить, вытирать. 5. В нее можно налить чай, компот, сок. 6. Теперь Незнайка пьет чай из красивой ... Игра «Доскажи словечко»: К Незнайке в гости пришли куклы. Он стал резать хлеб и взял ... Потом Незнайка стал наливать куклам чай из ... Чай Незнайка наливал в большие ...» Проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати гости»; «День рождения мамы», «Мы встречаем Новый год». |
Когда ты пойдешь в гости? | Я пойду завтра утром. | |||
Как ты оденешься? | Я надену красивое(ый, ую) (новое, чистое, праздничное, выходное, нарядное) платье (костюм, рубашку и т. д.). | |||
С чем ты придешь в гости? | Я приду в гости с подарком. | |||
Какой подарок ты приготовишь? | Я приготовлю (куплю, сделаю, подарю) подарок (альбом, игрушку, цветы, конфеты, торт). | |||
Диалог с ребенком. «Встреча» | Здравствуйте, поздравляю с праздником (днем рождения, Новым годом). Это подарок для тебя. | Здравствуй, проходи, мы очень рады. Спасибо, очень красивый подарок. | ||
«Прощание» | Спасибо, было очень весело. Я тоже приглашаю тебя в гости. | До свидания, приходи ко мне еще. | ||
«Как весело принимать гостей» | А у тебя были гости? | Да, у меня были Давид, Зоя, Абрам и Вика. | ||
Беседа со взрослым | Когда твои гости пришли? | Мои гости пришли утром (днем, вечером). | ||
Что тебе подарили? | Мне подарили много подарков много конфет много цветов много книг много альбомов много карандашей много красок | |||
С чем пришел(а) к тебе Давид (Зоя, Абрам, Вика)? | Зоя пришла с куклой. Давид пришел с кубиками. Зоя пришла с красками. | |||
Чем ты угощал(а) гостей? | Я приготовил(а) салат, пирог, фрукты, чай. Я угощал(а) гостей салатом, фруктами, печеньем, тортом. | |||
Ты готовил(а) угощенье? | Мы с мамой пошли в магазин и купили фрукты. Я с мамой (бабушкой, папой, сестрой) готовил(а) салат. Я помогал(а) маме печь пирог. Я помогал(а) маме мыть фрукты. Я помогал(а) маме нарезать овощи. | |||
Ты сам накрывал(а) на стол? | Я накрывал(а) на стол вместе с мамой (сестрой, бабушкой, братом). | |||
Чем был покрыт стол? | Стол был покрыт скатертью. | |||
Какие столовые принадлежности тебе были нужны? | Я достал(а) вилки, ложки, чашки, блюдца, тарелки. | |||
Сколько вилок ты взял(а)? | Я взял(а) одну вилку, две вилки, пять вилок. | |||
Сколько тарелок ты взял(а)? | Я взял(а) одну тарелку, две тарелки, пять тарелок. | |||
На столе было много яблок (конфет, ватрушек, пастилы, зефира, мармелада, пирожков)? | На столе было много яблок, конфет, пирожков. | |||
С чем были пирожки? | Пирожки с капустой, с картошкой, с вареньем, с повидлом, с грибами, с яблоками. | |||
Как ты развлекал(а) гостей? | Мы пели песни, слушали сказки, смотрели мультфильмы, играли в прятки, догонялки. | |||
Тебе понравилось принимать гостей? | Да, принимать гостей весело. | |||
Когда твои гости ушли? | Мои гости ушли после обеда (вечером). | |||
Твоим гостям понравилось? | Да, им понравилось. | |||
Как ты думаешь, твои гости остались довольны? | Да, мои гости остались довольны. | |||
Как ты догадался(ась)? | Они сказали: «Спасибо, нам было хорошо». Они пригласили меня в гости. | |||
Кто тебя пригласил(а)? | Зоя пригласила меня на свой день рождения, Давид пригласил меня на свой день рождения. | |||
Что ты сказал(а) гостям, когда они уходили? | Спасибо за подарки, я очень рад(а), приходите еще. | |||
V. «Мое здоровье» Беседа со взрослым | Как ты себя чувствуешь? | Я чувствую себя хорошо. Я здоров. Я болен. | Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх-диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача» и т. д. Учить детей давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. Учить детей описывать собственные действия и действия других лиц. Учить детей не только отдельным речевым операциям, но также комплексному их применению в изменяющейся ситуации общения. Учить детей самостоятельно выбирать соответствующее слово и грамматические средства в новой ситуации. Закреплять полученные навыки в группе из 3–5 человек. Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Продолжать учить детей говорить выразительно на русском языке. | Уточнить знание и понимание словаря: • предметный словарь: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, локти, колени, пятки, ступня, кисти, нёбо, ресницы, шприц, градусник, примочка, настойка, бинт, марля, таблетки, мазь, зеленка, йод; • глагольный словарь: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать, лечить, принимать лекарство, болеть, выздоравливать, полоскать, бинтовать, прикладывать лед, перевязывать. Закреплять названия частей тела человека, лечебных действий врача, медицинской сестры. Учить употреблять в речи слова-антонимы: грязный – чистый; сухой – мокрый; большой – маленький; высокий – низкий; толстый – тонкий; больной – здоровый и т. д. Уточнять правильное использование в речи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: рука – ручка, нога – ножка и т. д. Уточнять правильное использование в речи детей существительных в единственном и множественном числе: рука – руки, палец – пальцы, таблетка – таблетки и т. д. Учить образовывать глагол мужского и женского рода: Маша вымыла руки. Коля вымыл руки. Учить детей правильному употреблению предлогов в, из. Рустам пошел в аптеку. Наташа вернулась из аптеки. Развивать языковое чутье: «Угадай, о ком я говорю: о Рустаме или Лоле?» Заболела, порезался, упала, поцарапалась и т. д. «Найди ошибку»: Валя заболел, а Руслан уже поправилась. Карим упала, мама забинтовал ему коленку. Роман порезалась, медицинская сестра смазал ранку йодом. Проведение сюжетных игр «Кукла заболела», «Больница», игры с игрушками-животными «Лесная больница», «Айболит»; организация экскурсии в медицинский кабинет. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит». |
Как чувствует себя Марат? | Марат тоже чувствует себя хорошо. Марат здоров. Марат болен. | |||
Что с Леной? Почему ее нет? | Лена заболела. У нее болит горло (голова, живот, ухо, рука, нога...). | |||
Что с Сашей? Почему его нет? | У Саши насморк (ангина, ветрянка). | |||
«У врача» | Врач: Что у тебя болит? | Ребенок: Мне трудно дышать. У меня болит голова (ухо, глаз, живот, нога, коленка, локоть, рука, палец на ноге (руке)). Я упал (ушиб колено, руку). У меня царапина. я порезался, у меня идет кровь. | ||
Открой рот. Покажи язык. Дыши глубоко. Повернись спиной. |
| |||
Я буду тебя лечить. Ты болен. Я назначу лечение. Мама купит в аптеке лекарство (таблетки, микстуру). Ты будешь их принимать (ее пить). Мама купит в аптеке капли, будет закапывать их в нос. Мама купит в аптеке настойку, ты будешь полоскать горло. | Да, я буду лечиться. Я буду принимать таблетки, пить микстуру, полоскать горло, закапывать в нос капли. | |||
«У медсестры» | Медицинская сестра: Здравствуй, что случилось? | Ребенок: Я плохо себя чувствую. | ||
Сначала я возьму градусник и измерю температуру. | Я умею измерять температуру сам. | |||
У тебя высокая (нормальная) температура. Температура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Да, горло красное. Ты заболел, простудился. | Какая у меня температура? | |||
А сейчас я тебе сделаю укол. Я буду лечить твою руку (ногу). Я возьму вату и зеленку (йод). Я смажу царапину зеленкой (йодом). Я возьму бинт. Я наложу повязку. Я забинтую тебе руку (колено, голову). | Я не боюсь уколов. | |||
«В аптеке» | Здравствуйте, мне нужна марля (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, примочки, бинт, йод, шприц). | Да, у нас есть марля. Вот вам марля. Нет, у нас нет марли. Приходите завтра (вечером, позже). | Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых для детей игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель», «Я продавец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. Учить творческому использованию изучаемого языкового материала, организуя на занятиях воображаемые ситуации. Учить детей рассказывать о наблюдаемой ситуации, собственных впечатлениях. Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Развивать выразительность речи на русском языке.
| |
У вас есть бинт (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, йод, шприц)? | Да, у нас есть бинт. Будете забинтовывать рану. Нет, у нас нет бинта. Приходите позже, может, будет завтра вечером. Да, у нас есть таблетки. Вот вам таблетки. Будете принимать по одной таблетке в день (две таблетки в день, пять таблеток в день). Будете принимать таблетки утром (днем, на ночь). Будете принимать таблетки перед едой (после еды, во время еды). Нет, у нас нет таблеток. Да, у нас есть крем. Вот вам крем. Будете смазывать руку (ногу, локоть, колено, палец). Нет, у нас нет крема. Да, у нас есть настойка. Вот вам настойка. Будете полоскать горло и рот. Нет, у нас нет настойки. | |||
Спасибо, я зайду в следующий раз. Вот деньги. Спасибо, до свидания. Спасибо. |
| |||
VI. «В магазине» Покупаем в продуктовом отделе. | Покупатель: Здравствуйте, я хочу купить (белый, черный) хлеб, булку, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Здравствуйте, у вас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. | Продавец: Да, у нас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. | Уточнять знание названий блюд и продуктов, из которых они приготовлены, и название отдела магазина, в котором их можно купить. Уточнить знание и понимание словаря: • предметный словарь: сосиски, сардельки, колбаса, паштет, мясо, курица, фарш, котлеты – продаются в мясном отделе. Сыр, масло, кефир, творог, сырки, ряженка, простокваша, молоко, йогурт – продаются в молочном отделе. Хлеб, печенье, баранки, сушки, бублики, пряники, торты, пирожные, мармелад, конфеты – продаются в кондитерском отделе. Фруктово-ягодный и овощной отдел – апельсины, яблоки, лимоны, мандарины, груша, гранат, слива, вишня, смородина, алыча, помидоры, огурцы, перец, лук, картофель, свекла, морковь. Канцелярские товары – книги, альбомы, карандаши, краски, тетради, пластилин, кисточки, клей Отдел одежды – платье, куртка, свитер, пиджак, брюки, юбка. Отдел игрушек – машина, мишка, зайка, кукла, мяч, совок, лопатка, кубики, собачка, юла, матрешка, флажок; • словарь признаков: свежие, вкусные, сладкие, соленые, жареный, вареный, мягкий, жидкий, густой, яркие, прочные, цветные, красивые, деревянные, меховые, надувные, пластмассовые, резиновые, металлические, разноцветные (синие, желтые, белые и т. д.), чистые, грязные, мягкие, любимые; • глагольный словарь: покупать, продавать, взвешивать, отвешивать, перевешивать, предлагать, показать, выбирать, купить, отдать. Учить детей образовывать относительные прилагательные Сок – свекольный, морковный, томатный, яблочный, мандариновый, сливовый, вишневый. Консервы – мясные, рыбные, овощные, куриные. Десерт – фруктовый, шоколадный, кофейный. Учить детей согласовывать порядковые числительные «один», «два», «пять» с существительными: Один пакет молока. Два пакета молока. Пять пакетов молока. В магазине была одна касса. В магазине было две кассы. В магазине было пять касс. Мы купили один мяч. Мы купили два мяча. Мы купили пять мячей. Учить детей составлять короткий рассказ – описание товара, который он покупает, например: «Я хочу купить юлу. Юлу можно заводить, она кружится, пляшет, падает на бочок». «Я хочу купить помидор. Он красный, круглый, сочный и вкусный. Помидор можно порезать кусочками и положить в суп или салат». «Я хочу купить праздничное платье. Оно белое (розовое, голубое...). У него длинные рукава и широкий пояс. Это красивое платье». Учить ребенка составлять рассказ-впечатление о последней покупке в магазине игрушек, о том, как он играет со своей любимой игрушкой. Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, мое, мои) с существительным: Я купил куклу (машинку, собачку...). Это моя кукла (машинка, собачка...). Я купил зайчика (кубик, совок). Это мой зайчик (кубик, совок...). Я купил молоко (масло, платье). Это мое молоко (масло, платье). Я купил краски (ботинки, брюки). Это мои краски (ботинки, брюки). Развивать чувство языка Игра «Исправь ошибку». Бабушка купил платье. Это красивый платье У платья длинное рукав. Это платье шерстяной. Бабушка старенькое. Она любит носить теплый платье. | |
Скажите, пожалуйста, у вас свежий хлеб (колбаса, сыр, сметана)? | Да, у нас свежий хлеб. Нет, сегодня черствый хлеб, приходите позже. | |||
Здравствуйте, у вас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами)? | Да, у нас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами). | |||
Они свежие? | Да, они свежие, вкусные, горячие. | |||
Спасибо, я куплю одну пачку (две пачки, пять пачек). Спасибо, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). Спасибо, я куплю один пакет (два пакета, пять пакетов). Спасибо, я куплю один килограмм (два килограмма, пять килограммов). | Пожалуйста. | |||
Сколько это стоит? | С вас пять рублей. | |||
Вот деньги, спасибо. | Спасибо, до свидания. | |||
Покупаем в универмаге. | Скажите, пожалуйста, у вас есть цветные карандаши? | Да, у нас есть карандаши. | ||
Можно мне посмотреть? Хорошие карандаши, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). | Пожалуйста! | |||
Нет, это не те карандаши, я зайду в другой раз. | Заходите в следующий раз. | |||
Покажите, пожалуйста, мне это красное (зеленое, синее, желтое) платье. Покажите, пожалуйста, мне этот красный (зеленый, синий, желтый) свитер. | Пожалуйста, смотрите. | |||
Из чего сшито (сшита, сшит) это (этот, эта) платье (рубашка, пиджак)? | Это платье шерстяное (ситцевое). | |||
Хорошее платье, я его куплю. | Пожалуйста. | |||
Нет, это платье мне велико (мало), я не буду его покупать. Нет, этот пиджак мне велик (мал), я не буду его покупать. Нет, эта рубашка мне велика (мала), я не буду ее покупать. | Заходите в следующий раз. | |||
Выбираем игрушку в подарок | Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! | Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! Что вы хотите у нас купить? У нас продается много игрушек. Вот мягкие игрушки, вот мячи, скакалки, куклы. | ||
Я хочу купить в подарок игрушку. | Какая вам нужна игрушка? | |||
Мне нравится вот этот слон. Он большой, мягкий. Его можно кормить, укладывать спать, катать в коляске. |
| |||
Сколько стоит эта игрушка? | С вас шесть рублей. | |||
Вот деньги, спасибо. | Спасибо, до свидания. | |||
Беседа со взрослым | Ты помогаешь маме делать покупки в магазине? | Да, я помогаю маме делать покупки в магазине. | ||
Тебе нравится ходить в магазин? | Да, я люблю ходить в магазин. | |||
Что вы покупали последний раз? | Мы купили продукты (хлеб, молоко, мясо и т. д.) | |||
Расскажи, как вы обычно ходите в магазин. |
| |||
VII. «В транспорте» Беседа со взрослым и сверстниками | Таня в детский сад едет на автобусе, а ты? У Руслана папа (мама, дедушка, бабушка) на работу едет на машине, а твой папа (мама, бабушка, дедушка)? | Я иду в детский сад пешком. Я еду в детский сад на автобусе (трамвае, троллейбусе, машине, маршрутном такси). Мой папа (моя мама) едет на работу на машине (автобусе, трамвае, метро, маршрутном такси). | Закреплять полученные на предыдущих занятиях коммуникативные умения и навыки в коллективе до 12 человек. Учить детей выражать свои мысли в виде экспромта, без специальной предварительной подготовки и обдумывания. Учить детей обращать внимание на изменения ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу и др.).
| Уточнить знание и понимание словаря: • предметный словарь: грузовая машина, легковой автомобиль, поезд, пароход, автобус, трамвай, самолет; • глагольный словарь: едет, мчится, везет, ломается, останавливается, стоит, летит, плывет и т. д. • словарь признаков: грузовой, легковой, удобный, скорый, теплый, красивый, желтый, синий, красный и т. д. Учить детей называть части автомобиля: кабина, колесо, руль, кузов. Обратить внимание детей на то, что автомобилем, автобусом управляет шофер, а самолетом летчик. Закреплять умение детей образовывать мн. число существительного: машина – машины самолет – самолеты автобус – автобусы и т. д. Закреплять навык образования Р. п. существительного: Вот едет автобус – долго нет автобуса, поезд – нет поезда самолет – нет самолета и т. д. Учить образовывать приставочные глаголы: заезжает, объезжает, переезжает, въезжает, выезжает и т. д. Игра «Закончи предложение»: Машина из гаража... Автомобиль вокруг дома... Грузовик в гараж... Вася через дорогу... Уточнять навык правильного употребления предлога по. Игра «Какого слова не хватает?» Мальчик идет ... дороге. Миша бежит ... тропинке. Машина едет ... дороге. Пароход плывет ... воде. Развивать языковое чутье: игровое упражнение «Исправь ошибку»: Грузовик из гаража переезжает. Пассажиры заходят из поезда. Автобус к остановке переезжает. Пешеход через дорогу выходит. |
Ты ездил(а) когда-нибудь в метро (автобусе, троллейбусе, на машине)? | Да, я ездил(а) в метро с папой (мамой, бабушкой). | |||
Ты летал когда-нибудь на самолете? | Да, я летал на самолете. | |||
Ты летел один или со взрослым? | Мы с мамой летели на самолете к бабушке. | |||
Что нужно купить для проезда в автобусе (трамвае, троллейбусе, метро, маршрутном такси)? | Нужно купить билет. | |||
Кто продает билеты в автобусе? | Билеты продает кондуктор. | |||
На каком транспорте ты любишь ездить? | Я люблю ездить в метро. | |||
Где останавливается автобус? | Автобус останавливается на остановке. | |||
Поездка в зоопарк | Давайте поедем в зоопарк. Ты любишь ездить в зоопарк? | Да, я очень люблю гулять по зоопарку. | ||
Зоопарк близко или далеко от твоего дома? | Зоопарк далеко от моего дома. | |||
Мы дойдем до зоопарка пешком? | Нет, мы не дойдем до зоопарка пешком. | |||
На чем мы можем поехать в зоопарк? | На автобусе. | |||
На каком транспорте можем поехать потом? | На трамвае, троллейбусе, в метро. | |||
Рассказ о впечатлениях от поездки | Я сегодня ехал(а) в детский сад на автобусе. Мама купила у кондуктора билет. В автобусе было много пассажиров. Мы проехали две остановки и вышли из автобуса. | |||
В автобусе | Кондуктор: | Пассажир: | ||
|
| Здравствуйте, это пятый маршрут? | ||
| Здравствуйте, да, это пятый маршрут. Вам далеко ехать? | Мне нужна остановка «Детский сад». | ||
| Я подскажу, когда вам нужно выходить. | Спасибо. | ||
| Оплатите проезд. | Пожалуйста. | ||
| Вы приехали, вот ваша остановка. | Спасибо, до свидания. | ||
| Нет, вы еще не приехали. Я предупрежу вас. Следующая остановка «Зоопарк». Вам нужно готовиться к выходу. | Это остановка «зоопарк»? Спасибо. | ||
| Нет, вы проехали остановку «Вокзал». Это другая остановка. Теперь вы должны выйти, перейти через дорогу, сесть на автобус и вернуться назад. | Это остановка «Вокзал»? | ||
VIII. «Времена года и погода» Беседа с детьми о погоде и времени года. | Какое сейчас время года? | Сегодня зима (лето, осень, весна). | Учить детей: – самостоятельно выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации); – самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания. Расширять состав участников коммуникативной ситуации до 5–6 человек.
| Учить детей наблюдать и описывать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Учить характеризовать погоду: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Знать и называть приметы осени, зимы, весны и лета: Осень – становится холодно, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме. Зима – вся земля, деревья покрыты снегом, часто дуют холодные ветры, метут метели, дети катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки, строят горки, животные зимой укладываются в зимнюю спячку. Весна – тает снег, бегут ручьи, лед плывет, появляются первые проталины, дети пускают кораблики, набухают почки на деревьях и кустах, появляется первая травка, первые цветы, насекомые и т. д. Лето – становится жарко, ярко светит солнце, идут теплые дожди, все растения покрыты густой зеленью, дети летом одеты в шорты, футболки, майки, босоножки, сандалии, дети летом купаются в реках, озерах, прудах, ловят бабочек, собирают ягоды, цветы. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным: Какой снег? (белый, пушистый, блестящий, искристый, красивый, хрустящий, мелкий, рассыпчатый и т. д.) Какой лед? Какая весной трава, небо, земля? Игра «Доскажи словечко» Травка зелен... Солнце ярко... Снег грязн... Лужа блестящ... Упражнять в подборе глаголов к существительным: Что делает ветер? (метет, воет, качает, несет, гонит, кружит) Что делает снег? (падает, кружится, тает)
|
Какая за окном погода? | Сегодня холодно (жарко, тепло). Нет, сегодня холодно. | |||
Сегодня можно пойти на прогулку в лес? | Нет, сегодня плохая погода. Да, сегодня хорошая погода. | |||
Сегодня можно загорать, купаться? | Да, сегодня солнечно и тепло, можно загорать. Нет, на улице холодно – нельзя загорать. | |||
Во что на прогулке сегодня можно играть? | Мы сегодня будем играть в салки, догонялки, футбол, хоккей, кататься на коньках и т. д. | |||
Составление рассказа-наблюдения за погодой.
| Что происходит осенью с солнцем? | Солнце осенью уже не греет. | ||
Какое осенью небо? | Небо становится серым, часто идет дождь. | |||
Как меняются деревья и трава? | С деревьев опадают листья, трава желтеет. | |||
Что делают осенью птицы, животные? | Птицы осенью улетают на юг. Животные готовятся к зиме. | |||
В какую одежду одеваются осенью люди? | Люди одеваются в теплую одежду. | |||
(Аналогично другие времена года.) | Весной солнце яркое. Небо голубое, высокое. Снег растаял и появляется первая травка. Деревья весной покрываются листочками. Люди надевают куртки, плащи, туфли. Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. | |||
Беседа о любимом времени года. | Какое время года ты знаешь? | Я знаю осень, зиму, весну и лето. | ||
Какое время года ты больше любишь? | Я люблю лето. | |||
Почему? | Летом жарко, можно легко одеваться, летом можно купаться в пруду, строить замки из песка, загорать. | |||
IX. «Моя страна, мой город» Беседа взрослого с детьми (включая русскоязычных детей) | Как называется страна, в которой мы живем? | Россия | Продолжать учить детей самостоятельно: – выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации); – выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания. | Что делают дети зимой? Закончи предложение: Наступила зима, и выпал ... Зимой дети катаются на ... Из снега можно слепить ... Стало холодно, на прогулку все надевают ... Учить составлять предложения с предлогом по: Лодка плывет по воде (реке, ручью). По дороге идут дети (...). Облака плывут по небу и т. д. Развивать чувство языка, игра «Исправь ошибку»: Небо голубой. Трава зеленый. Ветер теплая. Солнце яркий. Снег грязная. Дети должны: • знать, что страна, в которой мы живем, называется Россия; Москва – столица России. В городе много улиц, проспектов, площадей, переулков, скверов, бульваров, парков, театров, кинотеатров, больниц, поликлиник, магазинов, аптек, библиотек, почт, прачечных, ателье, мастерских, стадионов. • Знать и уметь называть несколько достопримечательностей города. • Знать, куда надо пойти, если нужны продукты, лекарства; если человек заболел и т. д. • Знать свой домашний адрес. • Уметь составлять рассказ «Моя улица», «Мой город».
|
Как называется столица нашей страны? | Москва | |||
Москва большой город? | Москва самый большой город нашей страны. | |||
Как называется самая главная площадь в Москве? Как называется улица, на которой ты живешь? Расскажи, где ты живешь? | Красная площадь | |||
Составление описательного рассказа «Моя страна, мой город», «Моя улица, мой двор» | Я живу в России. Это очень большая и красивая страна. В нашей стране много лесов, рек и морей. В России дружно живут люди разной национальности. Столица России – Москва. Москва – самый большой город в России. В Москве много красивых площадей и улиц, самая главная площадь Москвы – Красная площадь. На Красной площади в праздники проходят парады и концерты. |
| Закреплять умение детей учитывать компоненты ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу, полилогу).
| |
Коммуникативная ситуация «Я потерялся», «Я заблудился» | Помогите мне, я потерялся (я заблудился)! | Где ты живешь? | ||
Я живу в России. | В нашей стране очень много красивых городов. Как называется город, в котором ты живешь? | |||
Я живу в Москве (Саратове, Омске, Ставрополе и т. д.). | Это большой город. В этом городе много улиц, площадей, проспектов, переулков. | |||
Разыгрывание аналогичной ситуации с участием нового персонажа «Милиционер». Постепенное включение в ситуацию все новых персонажей (Врач, дворник, продавец соседнего магазина и т. д.). Коммуникативная ситуация «Я ищу дом». Разыгрывание аналогичной ситуации с постепенным включением новых участников ситуации. | Как называется твоя улица? | |||
Я живу на проспекте Мира. | На этом проспекте много домов. Какой номер твоего дома? | |||
Я не знаю. | Рядом с твоим домом есть аптека или магазин? | |||
Рядом с моим домом есть поликлиника. | Я не могу тебе помочь, я не знаю, где твой дом. Пойдем к милиционеру, он поможет нам найти твой дом. | |||
Простите, Вы можете мне помочь? Извините, мне нужна Ваша помощь. | Чем я могу Вам (тебе) помочь? Какая Вам (тебе) нужна помощь? | |||
Пожалуйста, помогите мне найти здесь дом моего друга. | Я Вам (тебе) помогу. | |||
Я ищу улицу Победы, дом 2. | Я могу Вам (тебе) помочь. | |||
Спасибо за помощь. Спасибо! | Эта улица далеко от нас, Вам нужно проехать на метро, потом идти пешком. Извините, но я не знаю, где эта улица. Вам нужно спросить кого-то другого. |
В итоге логопедической работы дети, овладевающие русским (неродным) языком, должны:
I. В объеме, предусмотренном программой для детей с ФФН:
• различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
• усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
• четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
• уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
• делить слова на слоги и звуки;
1) в импрессивной речи:
• выделять в сообщении предложения и его части; понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста (в рамках предусмотренного программой языкового материала), соответственно выполнять просьбы, распоряжения, отбирать предмет или сюжетную картину по описанию, оценивать то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;
2) в экспрессивной речи:
• овладеть навыками диалогической и монологической речи в пределах программы;
• употреблять этикетные формы в высказываниях, просьбах и пр.;
• свободно общаться со сверстниками в группе.
II. В объеме программы для детей с ОНР:
• различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
• усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
• четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
• уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
• делить слова на слоги и звуки;
• давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
• описывать собственные действия или действия других лиц, указав время действия;
• рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);
• рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);
• рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня;
• давать описание сюжетной картинки или воображаемой, наблюдаемой ситуации в форме рассказа из трех – восьми предложений.
III. В области формирования навыков общения:
• уметь пользоваться усвоенными речевыми операциями в изменяющихся ситуациях общения;
• уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства.
Предварительный просмотр:
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком
Месяц | Недели | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
I период | ||||
Сентябрь | Обследование | Обследование | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Знакомство». Диалог взрослый – ребенок | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Семья». Беседа о семье в диалоге взрослого с ребенком |
Октябрь | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Семья». Беседа о семье по фотографиям родных | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Семья». Составление короткого рассказа о своей семье | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Семья» в игровой ситуации «Разговор с родным по телефону». | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков, в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Наш дом». Беседа со взрослым. |
Ноябрь | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Наш дом». Диалог со сверстником в ситуации «Пригласи в свой дом гостя». | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В гостях». Беседа со взрослым. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В гостях». Диалог со сверстником в ситуации встречи гостей или прощания с гостями. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации правильно произносимых звуков. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В гостях». Беседа со взрослым по теме «Как весело принимать гостей». |
II период | ||||
Декабрь | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье». Беседа со взрослым. Подгрупповые занятия. 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Мое здоровье» в группе из 3–5 сверстников. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы в ситуации «На приеме у врача». Подгрупповые занятия. 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Мое здоровье» в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога «На приеме у врача» со сверстниками. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье» в ситуации «На приеме у медицинской сестры». Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Мое здоровье» в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога «На приеме у медицинской сестры» со сверстниками. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье» в ситуации «В аптеке». Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Мое здоровье» в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога «В аптеке» со сверстниками |
Январь | Каникулы | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Мое здоровье» в группе из 3–5 сверстников. Обобщающая беседа. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В магазине» в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога и полилога «продавец – покупатель»; «продавец – покупатели» со сверстниками. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В магазине» (покупаем продукты) в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога и полилога «продавец– покупатель»; «продавец – покупатели» со сверстниками. |
Февраль | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В магазине» (покупаем в универмаге) в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога и полилога «продавец – покупатель»; «продавец – покупатели» со сверстниками. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В магазине» (ситуация «Покупаем игрушку в подарок») в группе из 3–5 сверстников. Разыгрывание диалога и полилога «продавец – покупатель»; «продавец – покупатели» со сверстниками. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков. Обобщающая беседа по теме «В магазине» в группе из 3–5 сверстников. | Индивидуальные занятия 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж. 2. Упражнение в дифференциации звуков, отсутствующих в родном языке. 3. Постановка звуков в соответствии с последовательностью, предлагаемой программой ФФН и ОНР. 4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В транспорте». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком русским языком. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме. Беседа со взрослым и сверстниками по теме «В транспорте» в группе из 5–12 человек. |
III период | ||||
Март | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Закрепление умения вести диалог и полилог в группе сверстников (до 12 человек) в воображаемой ситуации «Мы едем в зоопарк». | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Составление рассказа по теме «Моя дорога от дома до детского сада». | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Составление рассказа-впечатления о поездке на транспорте. | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Закрепление умения вести диалог и полилог в группе сверстников (до 12 человек) в воображаемой ситуации «Мы едем в автобусе». |
Апрель | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Обобщающая беседа по теме «Транспорт». | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Времена года и погода». Беседа со взрослым и сверстниками о погоде и времени года. | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Времена года и погода». Закрепление умения составлять рассказ-наблюдение за погодой. | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Времена года и погода». Обобщающая беседа о любимом времени года. |
Май | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Моя страна, мой город». Вводная беседа по теме. | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Моя страна, мой город». Составление короткого описательного рассказа «Моя страна, мой город». | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Моя страна, мой город». Закрепление умения вести диалог и полилог в группе сверстников (до 12 человек) в воображаемой ситуации «Я потерялся». | Индивидуальные занятия Целесообразность проведения индивидуальных занятий определяется логопедом. Подгрупповые и групповые занятия 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, скоординированная с программой логопедической работы в группах для детей с ФФН и ОНР. 2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Моя страна, мой город». Закрепление умения вести диалог и полилог в группе сверстников (до 12 человек) в воображаемой ситуации «Я ищу дом». |
Июнь | Повторение и закрепление пройденного материала в соответствии с индивидуальными достижениями детей. |
Предварительный просмотр:
I. Область формирования звуковой стороны речи:
- сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
- добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка – твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
- особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;
- развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;
- обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
II. Область лексики русского языка:
- обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР;
- активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
III. Область грамматики:
- учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
- воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой);
- формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
- учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
- научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
- учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
- формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
- учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
- активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;
- закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
- добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
- проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.
IV. Область связной речи:
- учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
- формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
- развивать диалогическую речь детей на русском языке;
- создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке;
- создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком
предназначено для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком
laquo;Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»
Актуальность программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...
«Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком»
Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов, что и обусловило реали...
Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...
Билингвизм.Система работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
В презентации дано само понятие билингвизма, и представлена краткая система работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком....