Рабочая программа ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шик Людмила Владимировна

Материал будет полезен логопедам, работающим в дошкольных отделениях, а так же воспитателям при подготовке к занятиям по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

«Согласовано»

 методист СП_______________

             (наименование ТО)

_______________  __________________

               (подпись)                               (Ф.И.О.)

 «____»    __________________    2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

составлена на основе

«ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ»

целевая аудитория – дети 5-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2017 - 2018 учебный год

Педагог:

Шик Людмила

Владимировна

учитель-логопед

Москва 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

Пояснительная записка                                                                3 стр

Цель и задачи  программы                                                        4 стр

Планирование работы                                                            5 стр

II Содержательный раздел

Реализация программы                                                                10 стр

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР,ФНР        11 стр.

Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста                        14 стр.

Основные цели и задачи фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий                                                                                16 стр.

Ожидаемые результаты                                                        18 стр.

Методы и приемы исправления недостатков фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста                        18 стр.

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН 21 стр.

III Организационный раздел

Психолого-педагогические условия                                        24 стр.

Предметно-пространственная среда логопедического кабинета         25 стр.

Материально-техническое оснащение логопедического кабинета 27 стр.

Планирование образовательной деятельности                                28 стр.

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе                                        28 стр.

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в  подготовительной группе                        31 стр.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей                        36 стр.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами образовательного учреждения                                                                        37 стр.

Перечень документов и литературных источников                        41 стр.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа составлена на основе “Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой (Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» 2008г.), а так же подкреплена примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ (в частности “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, научно-методическими рекомендациями, представленными в библиографии.

В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Основной задачей дошкольного отделения является подготовка ребенка к школе.

Обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Срок реализации – с сентября по май.

Исходной методологической основой Программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72.

- Конвенция о правах ребенка.

- Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

- СанПиН 2.4.1.3049-13

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Цель программы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных навыков письма и чтения;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,  сотрудниками  и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

При построении Программы учитывались следующие принципы:

- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);

- комплексность с точки  развития речи дошкольника;

- опора на сохранное звено;

- учет закономерностей нормального хода речевого развития;

- учет ведущей деятельности;

- учет индивидуальных особенностей;

- взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Планирование работы

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

• Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования;  комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы; составление расписания занятий.

Диагностика детей, посещающих логопедические занятия, проводится 3 раза в год: стартовая (первые две недели сентября), промежуточная (конец декабря) и итоговая (конец мая). Результаты диагностики фиксируются в речевых картах детей. В  планы индивидуальной работы вносятся поправки и изменения.

Результаты диагностики фиксируются в речевой карте.

В начале декабря логопед обследует всех детей от 3-х до семи лет, посещающих  дошкольное отделение. Диагностика позволяет выявить детей из группы риска (с  отставанием в речевом развитии). Родителям этих детей логопед дает устные рекомендации по развитию речи. Детей, нуждающихся в логопедической помощи вносят в список ожидающих.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Профилактическая работа – целенаправленная систематическая  работа по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленных  первичным речевым дефектом;

Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок.  Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В ходе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:

- лепка букв из пластилина;

- выкладывание букв из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

- вырезание из цветной бумаги;

- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Занимательные задания:

• Обвести букву по точкам;

• Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

• Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

• “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

• Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

• Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

• Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

• Собрать букву из двух половинок;

• Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

• Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

• Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

• «Собрать» буквы и прочитать слово;

В результате проводимой работы у детей:

- улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и профилактика  трудностей – залог успешного обучения детей в школе

 Коррекционно-развивающая работа

Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательное направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.  Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления.  Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедическое  сопровождение обучения и воспитания каждого ребенка, нуждающегося  в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами.

На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:

- Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте;

- Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

         - Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков;

- Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме).

Планирование коррекционной  работы учителя-логопеда происходит на основе анализа педагогических, медицинских, психологических наблюдений.

Необходимым условием проведения коррекционной работы с учащимися-логопатами является сочетание общедидактических принципов с основными положениями коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии: комплексности, целостности; всесторонности; системности и динамичности.

Учитель-логопед берет детей на занятия с любых занятий воспитателя, а также с прогулки.

Методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у детей;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-

логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

Консультативная работа – консультирование воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров

II Содержательный раздел

Реализация программы

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

 развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

 обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

 воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

 развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

 формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФНР. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны.

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
  • другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается:

  • в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • в затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т)

Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста

Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральными государственным образовательными стандартами, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Данная программа разработана для реализации в условиях  детского сада общеразвивающего вида, не имеющего в своем составе специализированных групп. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателем: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от индивидуальной динамики развития детей.

Основные цели и задачи подгрупповых и индивидуальных занятий

Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Специфика нарушения речи у детей  обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Подгрупповые занятия предусматривают расширение речевой практики детей. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На подгрупповых занятиях, помимо обучения, организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Продолжительность занятий  для детей подготовительной группы составляет 30 минут, для детей старшей группы 25 минут (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных отделениях).

Количество подгрупповых и индивидуальных занятий зависит от структуры речевого дефекта  и динамики детей в коррекционном процессе.  

Основные  задачи логопедических  занятий :

1. Ознакомление  детей со звуковой стороной слова.

- Обучать детей звуковому анализу слов.

- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.

- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

- Учить обследовать звуковую структуру слова.

- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.

- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

2. Ознакомление со слоговым строением слова.

- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

3. Ознакомление со словесным составом предложения.

- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

4. Подготовка руки к письму.

- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

5. Развитие  психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Ожидаемые результаты

В итоге коррекционной работы дети должны:

  • правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

 Методы и приемы исправления недостатков фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит.

Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:

• недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш].

• смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их.

• замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»).

• искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:

• выделить определенный звук из ряда других звуков;

• повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, ва-фа-ва, са-за-ца и т. д.

• определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;

• самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;

• назвать ряд слов, содержащих определенный звук. 

Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с ФФН. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово. 

Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

• замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.);

• пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);

• перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);

• замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и ел — «сил»), о — у (пол — «пул»);

• вставка лишних букв («пошала» — пошла).

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с речевым недоразвитием

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчетливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.

В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

• он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

• нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности) в работу;

• произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:

• воспроизведение ритмов;

• сочетание отстукивания ритма и проговаривания;

• рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.

Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

III Организационный раздел

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого –педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление  физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

  1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастным  и индивидуальным особенностям.
  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
  7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
  8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.

Предметно-пространственная среда логопедического кабинета

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Зона коррекции звукопроизношения:   оборудована настенным зеркалом, и индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

• «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения).

• «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи»).

• «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи»

• «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики) : «Чудо-перчатки, массажные шарики, коврики, трафареты, эспандеры).

• «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером.

• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Материально-техническое оснащение логопедического кабинета

Мебель и оборудование:

Столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы  для оборудования.

Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой и дополнительным освещением, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.

Доска магнитная.

Компьютер.

Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы

Пособия и материалы для обследования речи детей.

Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Наборы наглядно-графической символики.

Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.

Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.

Пособия по развитию графо-моторных навыков.

Пособия по развитию мелкой моторики рук.

Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия. Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв.

Планирование образовательной деятельности

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей  старшей группы

Период

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

I

Сентябрь, октябрь, первая половина ноября

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные – [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные – [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.

Закрепление навыка потребления формы родительного падежа с предлогом у.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

атаке, с различной силой голоса и интонацией:

# изолированно;

# в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

# в словах;

# в предложениях.

Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков:

# изолированно;

# в открытых слогах (звук в ударном слоге);

# в обратных слогах;

# в закрытых слогах;

# в стечении с согласными;

# в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II

Вторая половина ноября – первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.

Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

# изолированно;

# в открытых слогах (звук в ударном слоге);

# в обратных слогах;

# в закрытых слогах;

# в стечении с согласными;

# в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

# по твердости – мягкости [м] – [м’], [н] – [н’],

[п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’];

# по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];

а также:

# в обратных слогах;

# в слогах со стечением двух согласных;

# в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

# дифференцируемые звуки;

# определенный заданный звук.

На этом же материале:

# определение места звука в слове;

# выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

# осуществление анализа и синтеза прямого слога;

# выделение согласного звука в начале слова;

# выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий звук» и «глухой – звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

# по твердости – мягкости ([м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’]);

# по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];

# в обратных слогах;

# в слогах со стечением двух согласных;

# в словах и фразах;

# составление предложений с определенным словом;

# анализ двусловного предложения;

# анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

# согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

# согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

# подбирать однокоренные слова;

# образовывать сложные слова;

# составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

# распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

# составлять предложения по опорным словам;

# составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

# заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

III

Вторая половина февраля – май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

# [с] – [ш], [з] – [ж];

# [Р] – [л];

# в прямых и обратных слогах;

# в слогах со стечением трех согласных;

# в словах и фразах;

# в стихах и коротких текстах;

# закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

В итоге логопедической работы дети должны:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

•  четко дифференцировать все изученные звуки;

•  называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

•  различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планирование работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей  подготовительной группы

Период

Произношение

Развитие речи

I 
Сентябрь, октябрь

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 
2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 
3. Формирование грамматически правильной речи. 
4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

 
5. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] 
в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 
6. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и]. 
7. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) 
в связи с закреплением правильного произношения звуков. 
Усвоение доступных ритмических моделей слов: 
тáта, татá, тá—тата, татáта.
Определение ритмических моделей слов: 
вататáта, водататá и т. п. 
Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.

1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (
залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка). 
2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 
3. Предложение, связная речь. 
Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (
Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: 
кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. 
Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов 
на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. 
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. 
Заучивание текстов наизусть.

II 
Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. 
2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (
строительство, космонавт и др.). 
3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. 
4. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’], 
[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж]  — [з] — [ш] (без проговаривания). 
5. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. 
6. Усвоение слов сложного слогового состава 
(тротуар, перекресток, экскаватори др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 
7. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия
Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (
пальто, торты, крылья...). 
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — 
яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца). 
Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (
В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (
катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (
прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).
Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (
У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).
3. Предложения 
Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.
Составление предложений без предлогов и с предлогами 
на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...).
Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (
Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
4. Связная речь
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции 
(надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

III 
Март, апрель, май, июнь

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Фронтальные занятия

1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.
2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш].
3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].
4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи
(
учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия 
Закрепление полученных ранее навыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (
учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).
Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова (
снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
3. Предложения 
Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами 
«из-под», «из-за»: кот вылез... (из-под) стола. 
Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (
Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).
Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (
Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).
4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. 
Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

 • четко дифференцировать все изученные звуки;

• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

 • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

 • производить элементарный звуковой анализ и синтез;

 • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей

Для достижения наилучших результатов  по формированию правильной речи необходимо привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе.  Это  предполагает  установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Формы работы логопеда с родителями в ДО   по преодолению речевых недостатков

  • Родительские собрания  ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе",  "Итоги коррекционной работы за год".)
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Дни открытых дверей
  • Открытые занятия
  • Индивидуальные консультации  (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания).
  • Консультации - практикумы   (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Праздники и развлечения    (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

В работе с родителями широко используются    вспомогательные наглядные средства:

- специальные "логопедические уголки";

- информационные стенды;

- тематические выставки книг;

- пособия, памятки, образцы выполненных заданий

       

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Периодически  материал на стендах обновляется.

Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами  образовательного учреждения

Взаимодействие логопеда c воспитателем

Работа воспитателя с детьми-логопатами имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетными операциями и т. п.

Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи: пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного опыта и др.

При оценке состояния навыков по этим направлениям следует учитывать общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоянии навыков каждого ребенка по направлениям: элементарные математические представления, речь, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность, двигательные навыки, музыкально-ритмические способности. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и адресно осуществить индивидуальный подход.

После проведения диагностики логопед знакомит  воспитателя с  методами  и приемами коррекции с учетом возможностей детей.

Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующихся навыков звуко-буквенного анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Взаимодействие учителя-логопеда  с музыкальным руководителем

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов.

Музыкальный руководитель подбирает задания для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем

  • Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

Опыт работы взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре доказывает, что качество результатов при коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких логопатов повышена истощаемость, снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. Это позволяет оценить место двигательных нарушений в структуре речевого дефекта. Взаимодействуя с физинструктором, мы определили, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются:

-развитие общей и мелкой моторики;

-пространственной ориентации;

-физиологического и речевого дыхания;

-координации речи с движением;

-развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Систематическое использование речевых рифмовок, способствует закреплению результатов логопедической работы и осуществлению преемственности в работе специалистов. 

Перечень документов и литературных источников

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М. Мозаика-синтез 2014г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  4. Конвенция ООН о правах ребенка;
  5. Декларация прав ребенка;
  6. «Коррекция нарушений речи»  Программы  дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова,   Москва «Просвещение»

7.          Методическое пособие  «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»  О.А. Безрукова,

              О.Н. Каленкова ,   Москва «Русская речь» 2010г.

8.         Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. О.А. Безрукова, О.Г. Приходько. Москва, «Русская речь» 2010г.

9.        Методы обследования речи детей. Пособие  по диагностике речевых нарушений. Под  общей редакцией Г.В. Чиркиной. Москва, «Аркти»2005г.

10.        Психолого-педагогическая диагностика Учебное пособие под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. Москва «Академия».

11.        Справочник логопеда. М.А. Поваляева. «Феникс» Ростов-на-Дону.

12.        Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под редакцией В.И. Селиверстова. Москва «Владос»

13.        Воспитание  у детей правильного произношения. М.Ф. Фомичева. Издательство «Институт практической психологии»

14.        Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.И. Лозбякова. Москва «Вентана-Граф»

15.        Автоматизация звуков у детей. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Дидактический материал для логопедов. Москва «Гном»

16.        Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. З.Е. Агранович. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»

17.        Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Москва «Гном»(1,2,3 периоды обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Полноценная коррекционная работа не возможна без регулярной работы дома....

Использование наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как средство успешного обучения их грамоте

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в об...

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...

План индивидуальной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Представлен образец плана индивидуальной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в логопедическом пункте ДОУ...

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...