Интеллектуальная карта как средство речевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Малышева Наталья Владимировна

Что такое интеллект -карта? Как ее использовать в работе с дошкольниками?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx241.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная карта как средство речевого и познавательного  развития детей старшего дошкольного возраста.

                                                              Воспитатель: Малышева Н.В.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Не секрет, что количество детей с различными нарушениями речи увеличивается из года в год. В ходе  наблюдения за детьми мы обратили внимание, что наряду с  низким уровнем речевого развития, отмечается и низкий уровень  познавательной сферы.

  Поэтому перед педагогами дошкольных образовательных учреждений возникает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применения различных образовательных технологий и методик, позволяющих не только исправить эти нарушения речи, но и способствующих формированию познавательных интересов, развитию детской инициативы и самостоятельности.

Одним из таких эффективных методов развития ребенка, о котором  сегодня я  хочу вам рассказать,  является  использование  интеллектуальных карт.  Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря британскому  психологу Тони Бьюзеру.  А в  мир дошкольных технологий  интеллект – карты пришли с помощью кандидата педагогических наук  Валентины  Михайловны  Акименко, которая считала, что  интеллектуальные  карты – это  уникальный и простой метод запоминания информации. Всего лишь потому, что этот метод основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карта  помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст, а воспитателю дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

 Начиная работу по ознакомлению  дошкольников с  интеллект – картой, я предложила ребятам рассмотреть готовую карту на известную им тему. Это тема – транспорт. Мы рассмотрели с ними карту, выяснили, из чего она состоит и для чего она нам нужна. Ребята называли, что изображено на картинках, пробовали составлять  предложения по каждому направлению о транспорте (какой бывает транспорт, для чего он нам нужен). Если ребята затруднялись, помогала им наводящими вопросами. На тот момент было важно вызвать интерес к данному виду деятельности. Поддерживала  любую  инициативу. Таким образом, ребята получили представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать с помощью картинок, рисунков и схем.

Составление интеллектуальных  карт в основном   я использую в своей работе, как итоговый продукт тематической недели или в проектной деятельности.  А можно использовать карту и в начале изучения темы. В неё мы заносим все, что дети знают по этой теме.  В конце недели мы делаем итоговую карту, и дети видят, как много нового они узнали по этой теме. Повышается самооценка.   Когда ребята немного познакомятся со структурой  интеллект – карты её  можно применять  на утреннем круге. Она помогает воспитателю  рассказать о теме недели.

Свою работу с картой я разделила условно  на три  этапа. На первом этапе дети знакомятся с новой темой. Мы беседуем  по теме, рассматриваем иллюстрации в книгах, читаем художественную литературу, просматриваем видеофильмы, рисуем, лепим. Привлекаю к этой работе и  родителей, они вместе с детьми находят интересные факты о  жизни тех или  иных животных, а потом дети в группе рассказывают о том, что узнали дома. Цель первого этапа: Сбор информации о предмете, явлении, объекте.

На втором этапе мы  вместе с детьми создаем интеллектуальную карту.   Ребята пытаются составить рассказ о том, что они узнали на неделю, но так как информации много, полных рассказов не получаются. И тогда я предлагаю  составить «умную карту», на которой  все будет  видно  и  рассказывать, будет удобно.

Общий алгоритм составления интеллект – карты довольно прост.  

  1.  В центре листа обозначается общая тема  (в данном случае – черепаха)  
  2. Дальше идет « мозговой штурм» - подбор ассоциаций по теме.
  3. От центрального рисунка (картинки) отходят линии разного цвета и толщины,                                                                                                                                   количество которых равно количеству ключевых слов (в данном случае это  среда обитания черепах)
  4. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы

 Дети с огромным удовольствием и интересом участвуют в этой работе. Яркие картинки в  сочетании  с рисунками привлекают  всех, что позволяет пережить каждому ребенку ситуацию успеха. Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект – карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности  в повседневной жизни. Цель второго этапа: закрепление и обобщение полученных знаний.                                                                                               

 На третьем этапе дети составляют рассказы по интеллект карте. Цель третьего этапа: развивать связную речь детей.  Дети стали более активными при разговоре, старались самостоятельно  излагать свои мысли. Пробовали составлять рассказы о том, что им больше всего понравилось. Например, когда мы говорили о черепахах, каждый ребенок захотел рассказать о той черепахе, которая ему больше всего понравилась.

В  заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт  в работе с детьми – это очень  эффективный метод, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, совершенствованию всех сторон речи. Использовать этот метод можно и в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

C:\Users\SuperUser\Pictures\aQ_1IO_tACI.jpg     C:\Users\SuperUser\Downloads\AFuugCV3CZw.jpg

C:\Users\SuperUser\Pictures\наташа.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраст"

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие связная речь в психолого-педагогической ...

Картотека интеллектуально-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека   игр разработана  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...

Использование метода интеллект – карт как средства развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Актуальность и перспективность опыта.  В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соотв...

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...