Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Настоящая собственная методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьми дошкольного возраста.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения разработаны содержание показателей и методика для их выявления. Определены показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам учреждений дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 57 комбинированного вида
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка диагностического обследования детей старшего
дошкольного возраста по правилам дорожного движения
опыт работы
подготовила
воспитатель высшей категории
Гультяева Елена Александровна
г. Санкт-Петербург
2012
Введение
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.
Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. «…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления» (Л.С. Выготский).
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Настоящая собственная методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьми дошкольного возраста.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения разработаны содержание показателей и методика для их выявления. Определены показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам учреждений дошкольного образования.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия. Вот почему сегодня педагоги и специалисты проводят диагностику.
Что такое педагогическая диагностика?
Педагогическая диагностика призвана оценить формирование личности ребёнка, отдельных его сторон как относительно устойчивых образований, охарактеризовать целостный педагогический процесс, направленный на формирование личности ребёнка.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих её объективный и независимый характер. Первая функция – обратная связь. Не контролируя своих действий, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение педагогического решения.
Вторая функция – оценка результативности педагогической деятельности. Она основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.
Третья функция – воспитательно - побуждающая. Диагностику педагогического процесса отличает то, что её невозможно оторвать от реальной жизни ОУ. При педагогической диагностике нужно не только получить информацию о каждом в отдельности ребёнке, но и активно включиться в их реальную деятельность, в сложившиеся отношения.
Четвёртая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Выполнение этих функций возможно при условии, когда диагностика определяет индивидуально – типологические особенности детей и педагогов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.
Шестая функция – информационная. Результаты педагогической диагностики интересны всем педагогам, родителям и руководителям образования, как в ДОУ, так и в районе, городе.
Седьмая функция - прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определение перспективы развития диагностируемого объекта.
Таким образом, педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:
- Что и зачем изучать?
- По каким показателям это делать?
- Какими методами пользоваться?
- Где и как использовать результаты?
- Как включить диагностику в целостный воспитательно
образовательный процесс?
Эти вопросы должен учитывать педагог дошкольного учреждения в
воспитательно-образовательной работе и по формированию
основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах, при изучении
Правил дорожного движения.
В нашем дошкольном учреждении программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью образовательной программы. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности мы рекомендуем изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Речевое развитие включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в том числе по тематике дорожной безопасности и т. д.
Содержание диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста
для выявления уровней усвоения
детьми знаний о Правилах дорожного движения.
Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. К сожалению, в их содержании недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, системность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо было организовать так воспитательно-образовательную работу, чтобы в этом процессе работа велась в комплексе. В нашей группе организовалась некая воспитательно-образовательная система по формированию основ безопасного поведения, включающая все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно–оздоровительную). На наш взгляд, под воспитательно-образовательной системой по основам безопасности жизни следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения.
До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, мы предложили анкеты диагностики для детей и анкеты для родителей по ПДД, с помощью которых оценивали уровень развития навыков пешехода у ребёнка.
Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо.
В своей работе использую разнообразные виды деятельности: игры, беседы, досуги, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы.
Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний по ПДД он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.
Цель, задачи обследования детей по ПДД.
Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.
При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:
- «Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ».
- «Помоги» взрослому, находящемуся возле ребёнка большую часть времени, проживающему с ребёнком жизненные события. (родителям)
Работу по ознакомлению детей с дорожными знаками провожу в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и с Правилами дорожного движения, которые изложены на основе официального издания (М.: ПИТЕР, 2008) и включают указанную в Правилах нумерацию дорожных знаков: 1.1, 3.9, 5.19 и т.д. Эти правила помогают мне и для проведения диагностического обследования.
Моя деятельность, как педагога, по формированию основ безопасного поведения на улице и обучению Правил дорожного движения начинается с проведения диагностического обследования. В связи с этим хочу напомнить важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем» - исследователем ребёнка, а не пассивным воспринимателем его.
Диагностическое обследование позволяет мне определить уровень знаний и умений Правил дорожного движения, подобрать индивидуальную программу обучения, помогает планировать образовательный процесс и проследить динамику знаний детьми Правил дорожного движения.
Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:
- планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с
детьми;
- отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
- использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
- создании предметно – развивающей среды в группе;
- организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
На основе результатов диагностического обследования я прогнозирую особенности развития ребёнка и подбираю оптимальное содержание непосредственно-образовательной деятельности и воспитание по ПДД, средства и приёмы педагогического и коррекционного воздействия. Диагностическое обследование помогает мне, педагогу и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение.
При проведении диагностического обследования детей возникает вопрос: с помощью, каких методов это делать, как изучать?
На мой взгляд, так как, воспитатель проводит педагогическое исследование, то методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельности детей, а естественно вписывается в неё. Поэтому, я считаю, главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста.
Наблюдая за детьми, я учитываю, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтения детей игры, создания проблемных ситуаций на макете, настольно-печатные игры по ПДД, строительные игры, практическая деятельность, двигательная деятельность; во вторых – уровень овладения знаниями, умениями, навыками детьми по ПДД.
Предпочтения детей будут свидетельствовать об интересе детей к ПДД.
Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы, отмечаю наличие сюжетно-ролевой игры по ПДД, её сюжет, содержание.
Диагностическое обследование провожу не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; после анализа, детских работ в начале года (в сентябре месяце, на 1 октября) и в конце года в мае месяце следующего календарного года. Это заключительная диагностика.
Результаты обследования фиксируются по годам обучения.
В процессе диагностики, чтобы сделать вывод о тех или иных параметрах необходимы результаты многократных наблюдений, как кратковременных (3 – 5 минут), так и более длительных (15 – 20 минут). Наблюдения я специально планирую и подготавливаю условия, побуждающие ребёнка к игре (игрушки, партнёр и т.п.). Но иногда провожу и спонтанно. В этом случае использую любой момент, когда замечаю, что ребёнок готовиться к игре по ПДД начинает играть, играет (с партнёром или в одиночку). Результаты наблюдений фиксирую, не оценивая их.
Дополняю наблюдения беседой. Создаю ситуации, в которые ребёнок включается: рисование по ПДД, составление сказки, описание игрушек. Форму проведения использую разнообразную: опрашиваю детей по ПДД, провожу тестирование. Для выявления умения правильно рассуждать, для выявления знаний детей о ПДД провожу методику «Продолжи предложение» и т.д.
Подбираю необходимый материал – ищу картинки, сказки, стихи, составляю проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы.
Содержание используемого материала близко ребёнку: игрушки, сказки, картинки, подвижные игры.
Результаты беседы фиксирую в форме графической записи знаний ребёнком Правил дорожного движения.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Привожу пример графической записи знаний Правил дорожного движения (на каждого ребёнка) в подготовительной группе.
Графическая запись знаний детьми
Правил дорожного движения в подготовительной группе.
Фамилия, имя ребёнка: __ ____________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________
Вопросы Уровень | I | II | III |
Какой вид транспорта ты знаешь? | |||
Для чего нужен пассажирский транспорт? | |||
Где его ожидают люди? | |||
Где его ожидают люди? | |||
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? | |||
Правила поведения в автобусе | |||
Что такое перекрёсток? | |||
Что такое «зебра»? | |||
Для чего нужен «Островок безопасности»? | |||
Кто контролирует движение? | |||
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД | |||
На какие две части делится дорога? | |||
Правила перехода улицы | |||
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? | |||
Где разрешается ездить на велосипеде? | |||
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» | |||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | |||
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» | |||
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение» |
Пример графической записи знаний по ПДД в приложении.
Характеристика уровней
Низкий уровень (I) (Зелёный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.
Пограничный уровень между низким и средним (зелёно-синий цвет) – Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средней уровень (II) (синий цвет) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III) (красный цвет) – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
Информацию по выявлению знаний детей о Правилах дорожного движения вношу в индивидуальную карту, с помощью условных обозначений:
- зелёный цвет (I) – низкий уровень;
- синий цвет (II) – средний уровень;
- красный цвет (III) – высокий уровень.
Эти карты заполняю как на начало учебного года, так и в конце учебного года.
Результаты индивидуальной карты на каждого ребёнка вношу в итоговую таблицу диагностики.
Этапы проведения диагностического обследования
детей старшего возраста.
Диагностическое обследование включает в себя три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе я отбираю диагностический материал по ПДД, игры по ПДД, подготавливаю карту, бланк для заполнения полученных результатов обследования, планирую деятельность в момент обследования детей.
Полученную информацию в период обследования заношу в блокнот, тетрадь, в заготовленный бланк. Готовясь к обследованию детей, заранее подготавливаю бланки анкет для родителей. Тест для родителей по ПДД, листы для выполнения заданий детьми карандашом. Продолжительность подготовительного периода 1 – 2 дня.
Подготовительный материал, игры по ПДД, упражнения и задания использую в период заключительного обследования, в мае месяце.
Перечень диагностических материалов
по ПДД.
- Предметные картинки, макет «Улица», строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных «ловушек».
- Текст для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова».
- Тест «Проверь себя» на определение уровня развития знаний и умений усваиваемые детьми по ПДД в подготовительной группе.
- Тест для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная история».
- Методика для детей старшего дошкольного возраста «продолжи предложение».
- Тест для детей старшего дошкольного возраста «Запомни рисунок». На определение уровня развития памяти, внимания, на закрепление различных видов транспорта.
- Иллюстрированный материал (дорожные ситуации), разработанный А.Д. Добрушиным.
2 этап. Основной.
Сроки 16 – 17 дней.
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках Правил дорожного движения детьми и безопасного поведения на улице в соответствии с задачами общеобразовательной программы.
Задания предлагаю в занимательной игровой форме.
Основной этап – самый важный период в диагностическом обследовании детей по ПДД.
Я планирую работу по обследованию знаний, умений детей по ПДД, определяю способы получения информации, готовлю дидактический материал.
Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование. Тест «Подбери слово», тест «Проверь себя», тест «Дорожная история», тест «Запомни рисунок» и др.
Приёмы: игровые, сюрпризные.
В период обследования определяю характер знаний и умений. Ход выполнения и результат выполненного задания поощряю.
3 этап. Заключительный. Проведение диагностического обследования
Продолжительность 2 – 3 дня.
Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.
В этот период я оцениваю, анализирую, обобщаю полученную информацию знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Определяю уровень знаний по ПДД.
Результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения вношу в индивидуальные карты, сводные карты.
На основе этих результатов организуем групповое занятие или проведение индивидуальной работы.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения и умение их практического применения, я разработала примерное содержание показателей уровня знаний и методику их выявления.
Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
По каждому критерию определены уровни знаний ПДД.
При оценки уровня знаний пользуюсь оценками в 0 баллов; 0,5 баллов; 1 балл.
Каждый уровень имеет свои оценки:
Низкий уровень – до 7 баллов (старшая группа)
Зелёный цвет - до 11 баллов (подготовительная группа)
Средний уровень – 8 – 17 баллов (старшая группа)
Синий цвет - 12 – 27 баллов (подготовительная группа)
Высокий уровень – 18 – 21 (старшая группа)
Красный цвет - 28 – 34 баллов (подготовительная группа)
Итоговую информацию вношу в сводную таблицу о знаниях, умениях, навыках по ПДД, с помощью условных обозначений:
- зелёный цвет – низкий уровень;
- синий цвет – средний уровень;
- красный цвет – высокий уровень.
Оценка в баллах позволяет получить достаточно отчётливый результат уровня знаний ПДД.
Подсчёт баллов поможет мне увидеть состояние работы по обучению детей ПДД и сделать корректировку в перспективном планировании на следующий год в старшей группе, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению Правил дорожного движения в подготовительной группе.
В подготовительной группе проводится в конце учебного года, в мае месяце, - итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД, на определение готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению (как итог работы двух лет), на выполнение намеченных раннее перспективных задач по формированию основ безопасного поведения детей. На основе данных итогового обследования намечаем основные годовые задачи на следующий учебный год по ПДД.
Вывод.
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого воспитанника.
Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связываю с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы.
Результаты диагностического обследования помогают мне при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (сентябрь, май) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Мы надеемся, что представленная методическая разработка вызовет у вас интерес и желание использовать в своей педагогической деятельности.
Методики педагогической диагностики по ПДД.
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой.
Тест для детей старшего дошкольного возраста
“Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека
Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.
Методика для детей старшего дошкольного возраста
“Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест “Проверь себя”
(для детей от 6-7 лет).
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Тест для детей старшего дошкольного возраста
“Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
Приложение 1
Вопросы итогового контроля по формированию
основ безопасного поведения детей
старшего дошкольного возраста при знакомстве
с Правилами дорожного движения.
Вопросник «Как избежать опасности на улицах» | |
1. Вопрос: Ответ: | Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю. |
2. Вопрос:
Ответ: | Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет? Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света. |
3. Вопрос: Ответ: | Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл. |
4. Вопрос: Ответ: | Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее. |
5. Вопрос: Ответ: | Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса? |
6. Вопрос: Ответ: | Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться. |
Приложение 2
Анкета для родителей по ПДД
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.
Ваш ребёнок знает:
1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название
улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
3. Свой домашний адрес полностью;
Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:
1. Пешком;
2. На транспорте.
Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:
1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь
на зелёный сигнал светофора;
2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не
смотрите на сигналы светофора;
3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.
Показатели | Возрастные группы | Показатели | Возрастные группы | ||
Старшая | Подготовительная | Старшая | Подготовительная | ||
1. Культура поведения: а) во дворе | б) фамилия, имя, отчество | ||||
б) на тротуаре | в) место работы | ||||
в) на переходе проезжей части: «зебра» | 5. Домашний адрес: а) улица | ||||
знак «Пешеходный переход» | б) номер дома и квартиры | ||||
«алгоритм» | в) микрорайон | ||||
«по светофору» | г) номера проходящего мимо транспорта | ||||
«по пешеходному светофору» | 6. Номера телефонов экстренных служб «01», «02», «03». | ||||
«по жестам регулировщика» | |||||
г) на остановке | |||||
д) в транспорте | |||||
е) в процессе езды на велосипеде | |||||
2. Знаки: Пешеходный переход – информационно- указательный | |||||
Пешеходный переход – предупреждающий | |||||
Запрещающие знаки | |||||
Знаки сервиса | |||||
3. «Ловушки» а) обзор закрыт | |||||
б) внимание отвлечено | |||||
в) родители с детьми | |||||
4. Сведенья о родителях: а) как зовут |
Диагностика уровня навыков детей Приложение 3
знаний, умений по Правилам дорожного движения.
Таблица показателей.
Приложение 4
Диагностика выявления уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения и умения их
практического применения. Старшая группа №
Фамилия, имя ребёнка | Выявление знаний детей по культуре поведения | Знания детей о дорожных знаках (собери знак, покажи отгадку) | Выявление знаний о дорожных «ловушках» на схемах. | Выявление знаний о род-ях | Выявление знаний о дом-ем адресе | Знание об экстренных службах: «01», «02», «03». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Покажи безопасное место для игры (во дворе) | Расставь пешеходов на той части улицы, по которой нужно ходить. (при ходьбе по тротуару) | Как ты будешь переходить проезжую часть? | Безопасно ожидать транспорт на остановке? | Назови примерных пассажиров в транспорте. | Где можно кататься на велосипеде? (при езде на велосипеде) | «Место остановки автобуса» | «Движение пешеходов запрещено» | «Подземный пешеходный переход» | Движение на велосипедах запрещено» | «Пункт питания» | «Обзор закрыт» | «Внимание отвлечено» | «Родители с детьми» | Как зовут родителей? (ФИО) | Место работы родителей | На какой улице ты живёшь? | В какой микрорайоне ты живёшь? | Куда ты обратишься, если увидишь что: | |||||||||||||||||||||||||||
По пешеходному переходу | Знание алгоритма перехода улицы. | По светофору | - загорание | В твою квартиру стучится незнакомец | - бабушке стало плохо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голдырева Альбина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Григорьева Кристина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ефимов Григорий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Костина Альбина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крылов Сергей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мельникова Александра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Михайлова Виктория | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мосина Полина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суворов Николай | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Терентьева Алёна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тимофеева Анна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернышов Михаил | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернышова Ангелина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Якубенко Артём | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бурдовицина Настя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вахрушев Глеб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назаренко Максим |
- низкий уровень до 7 баллов – зелёный цвет
- средний уровень 8 – 17 баллов – зелёный цвет
- высокий уровень 18 – 21 баллов – красный цвет
Приложение 5
Анкета диагностики детей по ПДД «Ребенок и улица»
Фамилия Имя ребёнка | Как тебя зовут? (Имя, Фамилия) | Как зовут твоих родителей? (Ф.И.О) | Где ты проживаешь? (домашний адрес) | Назови адрес детского сада | Знаешь ли ты как вести себя на улице, когда много транспорта? | Для чего люди придумали Правила дорожного движения? | Кто, кроме светофоров, регулирует движение ? транспорта? | Нарушал ли ты Правила дорожного движения с взрослыми людьми? | Какие транспортные средства нуждаются в электричестве? | Какой наземный транспорт ты знаешь? | Как люди узнают, на какую остановку они приехали? | Разрешают ли тебе гулять одному? | Гуляешь ли ты поздно вечером вместе с родителями? | Назови номера телефонов для вызова «скорой помощи», «пожарных», «милиции». | Говорят ли тебе родители, как вести себя на улице? | Какие правила и знаки ты знаешь? |
Приложение 6
Диагностика выявления уровня усвоения детьми знаний
о Правилах дорожного движения и умения их практического применения.
Подготовительная группа №
Фамилия, Имя ребёнка | Выявление знаний детей по культуре поведения | Знания детей о дорожных знаках (собери знак, покажи отгадку) | Выявление знаний о дорожных «ловушках» на схемах | Выявление знаний о родителях | Выявление знаний о дом. адресе | Знания об экстренных службах «02», «03» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назови место для игры во дворе. | Какие правила должен соблюдать пешеход при ходьбе по тротуару | Как ты будешь переходить проезжую часть? | Как и где безопасно ожидать транспорт? (автобусной остановке) | Какие правила поведения в транспорте, ты знаешь? | Где можно ездить на велосипеде? | Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума | Пешеходный переход – предупреждающий знак и информ. – указательный знак | Пешеходная дорожка | Движение пешеходов запрещено | Знак «Больница» | «Обзор закрыт» | «Внимание отвлечено» | «Родители с детьми» | Докажи, что это опасная ситуация для пешеходов при переходе проезжей части | Как зовут родителей? (ФИО) | Место работы родителей? | Где ты проживаешь? | На каком транспорте доехать? | Как туда звонить? | Назови номера телефонов для вызова «скорой помощи», «милиции», «пожарных» | ||||||||||||||||||||||||||||
По пешеходному переходу | Назови алгоритм перехода улицы | Когда и на какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть? | Объясни значение жестов регулировщика при переходе проезжей части | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голдырева Альбина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Григорьева Кристина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ефимов Григорий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Костина Альбина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крылов Сергей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мельникова Александра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Михайлова Виктория | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мосина Полина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суворов Николай | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Терентьева Алина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тимофеева Анна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернышов Михаил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернышова Ангелина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Якубенко Артём | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бурдовцина Настя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вахрушев Глеб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назаренко Максим |
Уровни: - низкий уровень; - средний уровень; - высокий уровень.
до 7 баллов 8 – 17 баллов 18 – 21 баллов
Зелёный цвет Синий цвет Красный цвет
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
- Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
- Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: «Детство-пресс» 2008.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: «Детство-пресс», 2009.
- Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
- Материалы из интернета, сайт «Всё для детского сада».
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
- Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: «Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополёк» Развлечения для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Путешествие по стране Винтика и Шпунтика». Составила
Развлечения для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Путешествие по стране Винтика и Шпунтика». Составила...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"
Методические рекомендации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Знакомимся с дорожными ловушками».
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения«Знакомимся с дорожными ловушками»Цель: Углубить знания детей о переходе дор...
Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Каждый должен знать, без сомнения, правила дорожного движения!»
Цель: Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения и умений использовать их в различных практических ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольни...
Сценарий итогового мероприятия - досуг – развлечение для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Дорожный марафон»
Данная методическая разработка позволит:закрепить знания детей о правилах дорожного движения (действия пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу) ;систематизировать знания дет...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
Цель: Закрепление знаний детей правил дорожного движения, правил безопасного поведения на дороге, улице, транспорте. Задачи:Образовательная: учить детей решать проблемную ситуацию в игровой ...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Правила дорожные выучить не сложно»
Для систематизации знаний детей по правилам дорожного движения, формирования у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и осознанного выполнения правил дорожного движения, в нашем саду проводятся за...