Работа учителя - логопеда с введением ФГОС ДО
консультация по логопедии на тему

Бобова Алевтина Андреевна

Работа учителя - логопеда с учетом введения ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya_-_logopeda_s_vvedeniem_fgos.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда с введением ФГОС ДО.

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства .

Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; (1.5.2) 

Одной из задач ФГОС является обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);.(1.6.2)

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

 Для оказания коррекционной помощи детям 3 – 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения, в нашей дошкольной организации создан логопедический пункт.

На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими речевыми нарушениями: ФНР, ФФНР, ОНР I уровень речевого развития, ОНР II уровень речевого развития, ОНР III уровень речевого развития, ОНР IV уровень речевого развития, стертая форма дизартрии.

Основные направления логопедической работы: 

1. Диагностическая работа включает в себя комплексное обследование

- уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематическое восприятие, слоговая структура ,лексика, грамматика, связная речь);

-состояние познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

-состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой);

-личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, реакция, усидчивость, работоспособность, критичность.)

2.Коррекционно-логопедическаяипедагогическая работа подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.Профилактическая и просветительская консультативная работа среди родителей . Оказание консультативной помощи родителям, детей с проблемами в развитии речи, предоставление родителям (или лицам, их заменяющим) полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. - в течение учебного года участвовать в родительских пятиминутках, экспресс – выступлениях на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов; - проведение индивидуальных и открытых логопедических занятий для родителей. - оказание помощи родителям в выполнении домашних рекомендаций - участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».

4. Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом.

- в течение учебного года проведение консультаций воспитателей по профилактике речевых нарушений.

- работа по преемственности дошкольников и школьников. - участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов.

- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений.

- взаимодействие работы учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.

Принципы, используемые в логопедической работе

-Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

- Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме

- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи

- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка

 - Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

Формы и режим организации образовательной деятельности 

Учитель-логопед работает 5 раз в неделю (20 часов). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы составлен в зависимости от занятости детей, как в первую так и во вторую половину дня. Учитель- логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группе (кроме музыкальных и физкультурных).

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи с 15 детьми (не более 25 детей в течение учебного года).( на основании письма Мин. Образования и науки от….

Приём детей с ОВЗ на инклюзивную форму обучения осуществляется на основании рекомендаций окружной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК), заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора. Решением психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является выбор образовательной программы и формы обучения. Регламент деятельности ПМПк определяется Письмом Министерства образования Российской федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». По годовому планированию проводятся ПМПк по вводу и выводу детей, нуждающихся в логопедической коррекционной помощи.

Организация деятельности учителя - логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы дошкольной организации. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.13г. №26. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, продолжительность занятий для детей - 4-5-го-года жизни - не более 15 мин, 5- 6-го года жизни - не более 25 минут, с детьми 6-7-го года жизни не более 30 минут, 3 раза в неделю.

Дети с речевым нарушением ОНР – берутся в работу на 2 года; Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении коррекционной работы принимается на заседании психолого- педагогического консилиума (ПМПк).

Используемые программы

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». - Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являют...

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...