план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка по логопедии
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_-_votchitseva_t.i.docx | 746.68 КБ |
Предварительный просмотр:
. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда
Ульяновской области»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2020 – 2021 учебный год
учителя-логопеда
Вотчиевой Татьяны Ивановны
Тема: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
Начало работы: 01.09.2020
Пояснительная записка
Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии.
Все нам известно, что с 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
По ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.
Актуальность:
Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.
Широкое распространение и использование технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства образования и воспитания детей стало необходимой потребностью современного общества. Поэтому вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным.
Внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано, прежде всего:
• улучшить качество образования,
• повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
• ускорить процесс развития.
Оно предполагает использование компьютера или ноутбука, интерактивной доски, видео- и аудиозаписей, DVD и CD-дисков, мультимедиа, компьютерных программ, аудиовизуального оборудования в качестве инструмента образования и развития детей, мотивации образовательного процесса.
Применение ОИТ стало актуальным и в коррекционном образовании для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности. Это объясняется тем, что с каждым годом у детей с ТНР наряду с нарушениями всех компонентов речи все ярче проявляются вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности и психических процессов. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Зачастую у воспитанников наблюдаются снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Все это требует поиска эффективных способов и приемов коррекции имеющихся проблем в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка. Поэтому вопрос поиска и использования современных образовательных информационных технологий в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда считаю актуальным, т.к. данные технологии позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме:
• осуществлять коррекцию недоразвития речи, активизировать высшие психические функции;
• развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
• формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация, классификация);
• развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
• осуществить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Образовательные информационные технологии:
• обогащают кругозор детей;
• повышают мотивацию их деятельности;
• предотвращают утомление;
• повышают эффективность логопедической работы в целом;
• позволяют сделать НОД интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами образования и воспитания дошкольников:
• Современность и актуальность предлагаемого материала;
• Информационная ёмкость;
• Компактность, доступность, эмоциональной привлекательность, мобильность, многофункциональность;
• Эстетичность и наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала.
• Видео и слайд-шоу позволяют ребёнку увидеть то, что трудно пронаблюдать в окружающей его действительности.
Таким образом, компьютерные технологии дают возможность обогатить, качественно обновить и повысить эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию интерактивных, информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
- Планирование работы по использованию интерактивных технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
- Внедрить систему работы по использованию интерактивных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Основы компьютерной грамотности.
- Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
- Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве.
- Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
- Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
- Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
- Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Предполагаемый результат:
• Обогатить, качественно обновить и повысить эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
• Создать подборку интерактивных игр, игр-презентаций, познавательных видео по развитию речи согласно лексическим темам.
• Повышение уровня речевого развития дошкольников в процессе использования компьютерных технологий.
• Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам.
Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.
Этапы работы:
I этап – Организационно-ознакомительный
II этап – Основной
III этап – Заключительный
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- взаимодействие с педагогами ДОУ;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
Система работы планируется по следующим направлениям:
- В непрерывной образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми согласно годовому плану;
- Работа вне образовательной деятельности;
- Работа с родителями - консультации и беседы, фотоотчёты, презентации.
Перспективы при продолжении работы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР средствами ИКТ»;
- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию дней открытых дверей.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Методическая работа | Сентябрь - май |
Логопедические порталы: Изучение вебинаров на сайте Мерсибо |
Профессионально-педагогическая работа | Сентябрь | Создать интерактивную папку-лэпбук «Речевое обследование детей старшего дошкольного возраста» по методике Е.А. Стребелевой |
Октябрь | Подборка, разработка интерактивных игр по лексическим темам первого периода. Создание картотеки. | |
Ноябрь | Изготовление QR-кодов к играм по речевому развитию. Открытый показ НОД по образовательной области "Речевое развитие" с использованием интерактивных технологий | |
Декабрь | Подборка, разработка интерактивных игр по лексическим темам второго периода. Пополнение картотеки. | |
Январь | Подготовить буклеты для воспитателей и родителей: * «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает». * «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером» | |
Февраль | Открытый просмотр НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (экономическое воспитание посредством ИКТ) | |
Март | Подборка, разработка интерактивных игр по лексическим темам третьего периода. Пополнение картотеки. | |
Апрель | Открытый показ НОД по образовательной области "Речевое развитие" - обучение грамоте с применением интерактивных игр | |
Май | Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ с презентацией обобщенного материала по теме самообразования. Печать на персональном сайте на портале «Инфоурок» и «Социальная сеть работников образования» | |
Сентябрь - май | Создание интерактивных игр, игр-презентаций по речевому развитию, оказание методической помощи педагогам Доу (по запросу) в создании вышеуказанных пособий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологи...
Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...
Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"
Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"...
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....
Мастер - класс для воспитателей Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. «Путешествие в страну Правильной речи».
Мастер -класс для воспитателей с использованием игровых технологий...
Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...