Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации
консультация по логопедии

Шляхтенко Юлия Борисовна

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Но еще сложнее задача у учителя логопеда, если ребенок после кохлеарной имплантации .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya_.zzzz_.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда,
в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

Шляхтенко Юлия Борисовна,
ГБДОУ детский сад №79
Выборгского района Санкт-Петербурга

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Но еще сложнее задача у учителя логопеда, если ребенок после кохлеарной имплантации .
      В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Где же ИКТ могут помочь учителю-логопеду в работе:
 

  1. Подбирать  иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентации ).
  2. Позволяет более эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка;  сокращает сроки и повышает эффективность коррекционной работы;
  3.  Помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов после КИ, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия;
  4.  Активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе.
  5.  Обмен опытом, знакомство с  наработками других логопедов.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям вне зависимости от диагнозов:
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование ИКТ с детьми после КИ(кохлеарной имплантации) позволяет использовать сохранный  орган- зрение, чтобы помочь ребенку лучше воспринимать, понимать и  усваивать материал Ведь главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
 Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка после КИ, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в первую очередь влияет на формирование речи. А речь – это не только средство коммуникации, но и средство мышления. Речь слышащего ребенка постоянно развивается, пополняется новыми словами, речевыми оборотами, синтаксическими конструкциями. Речь ребенка после КИ не может полноценно развиваться без специального целенаправленного воздействия окружающих его взрослых. Педагоги, родители должны задействовать весь арсенал способов, методов, чтобы знакомить ребенка с нарушенным слухом с новыми словами, объяснять их значение, закреплять в связной речи. Ведь после операции ребенок, как иностранец : слышит ,но не понимает. Необходимо его научить слушать. Воспринимать информации на слух, перерабатывать ее и затем использовать . У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).И на всех этапах развития нам может помочь ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии   помощники в этом нелегком деле.  У детей после КИ чаще всего лучше развито зрительное восприятие, зрительная память. Так, применение компьютерных программ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, предлагаемые  детям, позволяют им получать информацию в  оптическом в акустическом варианте. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка псле КИ необходимость в речевом общении.
При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка .И опять в этом нам может помочь ИКТ(презентации, картинки, звуковые игры  и тд)  И когда мы  учим ребенка  после КИ узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих нам в на помощь приходит ИКТ. И на последующем этапе развития речи  у детей с КИ, развивая   грамматическую систему языка эффективно используем раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее пересказа и снова нам помогает ИКТ для наиболее интересного, разнообразного подхода к закреплению изученного. Специальное построение компьютерных программ позволяет логопеду целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Ребенок учиться говорить правильно, стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику. Во время занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением  На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое презентации сокращает время обучения.
   Сейчас без информационных технологий уже невозможно представить коррекционно-развивающую работу в целом и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения, в частности. Использование ИКТ на индивидуальных занятиях помогает  детям после КИ  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Чаще всего для работы учитель логопед использует готовые презентации  или самостоятельно их составляет в зависимости от потребности на занятии. Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...