Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"
материал на тему

Молканова Елена Александровна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Актуальность (слайд 1)

       Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Несмотря на высокий развивающий потенциал область «Чтение художественной литературы» на одном из незавидных мест: одна из причин – в развитии мультимедийных, компьютерных информационных технологий, наиболее заманчивых, удобных, престижных по сравнению с бумажными носителями.

      Чтобы обратить общественное внимание на проблему чтения книг, повысить престиж этого направления, в годовой график включены мероприятия, посвященные знаменательным датам международного уровня: день детской книги (2 апреля), день родного языка (21 февраля), день поэзии (21 марта), день грамотности (9 сентября), дни рождения знаменитых детских писателей. На уровне детского сада проводятся разнообразные  мероприятия для детей и семей воспитанников. Одна из форм организации работы - тренинг двух команд-эрудитов в области Художественной литературы. Педагоги делятся на 2 команды, выбирают названия.

Задание 1. Мозговой штурм: «Какие мероприятия можно организовать с детьми и родителями по направлению «Чтение художественной литературы» (занятие, совместная деятельность, индивидуальная работа, тематическая неделя, творческая мастерская, литературная гостиная, КВН, развлечение, праздник, досуг, утренник, постановка, выставка, соревнование, экскурсия, проектная деятельность, консультация, стенд, родительское собрание).

Значение (слайды 2-9)

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Задание 2. Изречения великих людей о чтении книг

Команды зачитывают афоризмы, цитаты

• Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)

• Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло,— все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг. (Карлейль Т.)

Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге. (Горький М.)

• Книга — это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью. (Фаге Э.)

• Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (Л.Н.Толстой)

Особенности произведений Л.Толстого для малышей: слайд 10

   Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Такими «правильными» являются произведения Л.Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л.Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого морализования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.

Задание 4. Каждая форма работы наполняется методами и приемами, которые педагог отбирает для организации работы.

Командам раздаются наборы названий методов и приемов. Нужно распределить их на три группы: словесные, практические, наглядные. Результаты проверяются в слайде 10

Определение и задачи образовательной области «Речевое развитие» в контексте ФГОС ДО: слайды 11.12.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с ФГОС раздел «Чтение художественной литературы» лежит в образовательной  области «Речевое развитие».  

По программе «От рождения до школы»  цели и задачи раздела речевое развитие включают:

  1. Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задание 5. Соотнести задачи с возрастными группами.

Ведущий зачитывает задачи, команды определяют, к какой возрастной группе они относятся (слайды 13-16

Содержание раздела «Чтение детской художественной литературы»

Задание 6. Для какой возрастной группы используются следующие произведения? Команды определяют, к какой возрастной группе относятся предложенные произведения (слайды 18-22).

Задание 7. Назовите авторов произведений (слайд 23)

«Приключения Чиполлино» (Д. Родари),

«Приключения Буратино» (А. Толстой),

«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков),

«Алиса в стране чудес» (Л. Кэрролл)

Задание 8. Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку (слайд 24)

1. П. П. Ершов «Конек-горбунок»

2. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Задание 9. Решите кроссворд (слайд 25)

Прочитав отрывок из произведения, определите фамилию автора и впишите в кроссворд

1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…(Маяковский)

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…. (Маршак)

3. Долго у моря ждал он ответа.

Не дождался, к старухе воротился. (Пушкин)

4. В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома (Михалков)

5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам! (Чуковский)

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания сказки является её оптимизм – в сказке всегда добро побеждает, а зло наказывается. Внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания. Поэтому следующее задание будет связано со сказками. (Слайд 29)

Задание 10. Приведите примеры сказок (слайд 27)

1.Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках?  

(Полить их сначала мертвой, а затем живой водой.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)

2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?

(«Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»)

Задание 11. От имени кого и о ком ведется рассказ? (слайд 28

1.Лиса о колобке.

2.Огонь о Снегурочке.

Литературные жанры

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Давайте вспомним жанры творчества, и как они называются.

Задание 12. Назови одним словом (слайд 29)

Командам раздаются описания и названия литературных жанров. Педагоги подбирают к определению название жанра,  соединяют стрелками.

1.Анекдот. Поговорка. Сказка. Былина. Басня.

2.Фольклор. Загадка. Частушка. Песня. Пословица.

Выразительное чтение (слайд 30, 31)

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творческая. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдёт лишь в результате тщательной подготовки, во время которой педагог настолько вживётся в данное произведение, что сможет передать своё отношение к тому, о чём говорит. основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего голоса.

        

Задание 13. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы. (Слайд 35)

Задание14. Произнесите фразы с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) (слайд 36)

Команда 1: Весна наступила.

Команда 2: Дождь идёт.

Задание 16. Изменение темпа с ускорением и замедлением. Подвижная игра «Карусели» (слайд 38)

Задание 17. Конкурс пародистов (слайды 39-41)

Вспомни фразу, которую говорил герой. Произнести её, подражая тембру голоса героя.                         

Подведение итогов тренинга.

Требования к книжному уголку как одному из средств ознакомления детей с художественной литературой: слайд 42

Уголок книги играет важную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.  Книжный уголок - это специально выделенное и оформленное место в групповом помещении. В оформлении уголка каждый воспитатель может использовать свой индивидуальный вкус и творчество. Главное условие – это удобство и целесообразность. Он должен быть уютным, привлекательным для ребенка. Ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и рассматривать иллюстрации.

        Советы по организации книжного уголка:

  • Уголок располагается вдали от шумных игр.
  • Правильное естественное освещение.
  • Может иметь как полки, так и специальные столы для книг, может быть мобильным, переносным.
  • Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям детей.
  • В старших и подготовительных группах размещать в уголке 10-12 книг. Книги необходимо систематически менять.

Работа с родителями: слайд 43

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры. В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо организовать  работу с родителями по воспитанию культуры детского чтения.

Предложение по итогам семинара-практикума:

1. Активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы.

2. Пополнять в детском саду библиотеку детских книг. Подготовиться к конкурсу групповых книжных уголков.

3. Провести для воспитанников День детской книги.

4. Подготовить образовательную деятельность детей по произведениям любимых детских авторов (А.Барто, К.Чуковский, В.Сутеев, В.Бианки, Н.Носов и др.)

5. Провести анкетирование родителей по чтению в домашних условиях.

6. Информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.

7. Оформить консультацию для родителей на тему: «Роль детской книги в речевом развитии ребенка».

8. Организовать семейные литературные досуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной обрасти «Коммуникативная деятельность.Приобщение к художественной литературе» вмладшей группе «А. Блок «Зайчик»

Программное содержание: «Познавательное развитие»Познакомить детей со стихотворением А. Блока «Зайка», учить понимать содержание стихотворения.«Речевое развитие&raqu...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» в средней группе

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.Программное содержание: Ø Приучать...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе. Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» Возрастная группа: подготовительная группа

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»Образовательные задачи:познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»;учить детей отвечать полными предложениями.Развивающие ...