взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР
консультация по логопедии по теме

Спильная Елена Валерьевна

В статье кратко описано о специфике работы учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР.

Спильная Е.В.,

Эпиграф: Руки, которые качают колыбель, управляют миром. Что посеешь в свое дите, то и вырастет.   

    Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения.

   Логопед  систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводится родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды,  папки - передвижки.

      В наше время, к сожалению, называют веком «Суеты», когда родители работают день и ночь, и им некогда ни то, чтоб заниматься с ребенком по логопедическим тетрадям, а даже воспитывать его. Родителей стали заменять няни, гувернантки, а в лучшем случаи бабушки, которые не всегда могут оказать квалифицированную помощь малышу, но при любых обстоятельствах родители всегда ответственны за своих детей, поэтому логопед старается работать  только с родителями.  так бабушки, няни, гувернантки полностью заменить маму не могут, но могут ей только немного помочь.  

    Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе», и лишь под давлением специалиста, они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

   В сложной сложившийся ситуации, когда пошатнулись все традиционные формы с родителями, логопед напоминает родителям невероятную важность самих родителей для детей в комплексе психо- педагогических мероприятий, не просто в речевом  развитии у ребенка, а развитии гармоничной всесторонней личности. Комплекс мероприятий заключается :

1)в  единстве требований к ребенку дома и в детском саду, и разными специалистами  и родителями;

2)в  контроле над выполнением заданий;

3)в  помощи  в оформлении тетради ребенка;

4)в  активном участии  во всех мероприятиях проводимых для родителей в детском саду. 

   В начале учебного года родители подписывают договор, по которому они обязуются выполнять задания и рекомендации логопеда.

  Часто сталкиваешься с мнением: «Логопед занимается с ребенком, он научит нашего малыша говорить!» Родители не понимают, что необходима  в данном случае не только логопедическая помощь ребенку, но родительская. Логопеду надо  объяснять, что логопедические занятия  заканчиваются в кабинете логопеда, но все полученные знания, умения и навыки закрепляются родителями  в течение всего времени до следующего логопедического занятия.

 На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов наклеивание переводных картинок, запись стихотворений рассказов и т.д.). Это также один из моментов педагогического воздействия.

  Но детям нужна не только родительская помощь, но любовь без условий, внимание,  одобрение и поощрение, ровное отношение и просто сами мамы и папы, проведенное время вместе с самыми дорогими и незаменимыми людьми.  Когда дело касается ребенка, мы не можем говорить, что важно качество, а не количество. Детям всегда мало незабываемого времени, которое вы подарили именно им. Известно, что можно находиться в одном помещении, жить в одном доме, но жить отдельно, у каждого своя жизнь, свои интересы. Логопед объясняет на родительских собраниях, что полноценное речевое и психическое развитие ребенка, его физический и духовный рост возможны только в семье, где царит атмосфера всеобщего взаимопонимания и любви. Только такая семья может дать ребенку ощущение счастья, настроить его на достижение успеха в будущем.

      На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнить задания, записанные в тетради ребенка.

    Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года. На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

   В папках передвижках представлено много материалов по развитию и воспитанию детей,  вот некоторые из них:

   «Если бы родители знали, насколько они важны для развития своих детей, то, возможно, они приложили бы больше усилий к тому, чтобы занимать правильную позицию в отношениях со своими детьми».

  «Вы должны стать героем для ребенка, чтобы подготовить его к полноценной жизни в нездоровом, враждебном, бедственном мире».

   Шесть принципов воспитания.

1.Ровное отношение к ребенку: фундамент уверенности и самоуважения. Если дети нужны вам, то нужны и самим себе.

2.Одобрение означает: « Ты можешь многого добиться!» Одобрение: ключ к сознанию собственной значимости.

3.Любовь. Любовь: необходимое условие для жизни ребенка. Любовь – это прикосновение, одобрение, время, помощь, подарки. Слово « ЛЮБОВЬ» пишется так: « В-Р-Е-М-Я, посвященное ребенку».

   Должна быть безусловная любовь, дети должны знать, что их любят не за успехи, а за то, что они есть. Когда дети видят, что по – настоящему любимы родителями, они чувствуют себя спокойно.

 Ребенок, который постоянно вынужден  уступать первое место, телевизору или газете, начинает чувствовать, что его не любят.

   Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога 19 века П.Ф. Каптерова: «Для ребенка ласка, любовь, нежность – одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье».

4.Внимание. Внимание к ребенку для малыша означает: «Ты мне дорог!»

«Я ценю усилия своего ребенка больше, чем его достижения. Я ценю достоинства своего ребенка больше, чем его усилия».

5.Воспитание чувства ответственности.

Ответственные родители воспитывают ответственных детей.

Личность всегда на первом месте, а поступки на втором. Ребенка следует наказать, но найди, что дети делают правильно, и похвалить, а потом наказание.

6.Родительский авторитет.  «Будь моим героем!»

Родительские запреты развивают в детях самодисциплину и решительность.

   Родительская власть: правила и запреты. Говорить «нет» трудно, но необходимо. Должен быть баланс между любовью и запретами. Любовь = запреты и правила.

Если между родителями и ребенком нет взаимопонимания, последует неизбежный бунт.

Правила – взаимопонимание = бунт.

Правила + взаимопонимание = гармония.

   Никогда  не поздно искать общий язык с ребенком

Но помните: эти шесть принципов надо применять в строго определенном порядке.

Не пускайте отношения с детьми на самотек.

Адекватное представление о себе – драгоценная вещь. Неадекватное представление – это помеха.

Ребенок буквально открывает, что он  за личность и как он себя ощущает, по реакции  его родителей. Хорошо известный юрист и писатель Сесил Осборн говорит: «У маленького ребенка нет четкого представления о себе. Он видит себя только в зеркале родительской оценки… Ребенок, которому постоянно говорят, что он плохой, или ленивый, или глупый, или неловкий, или робкий, или неумеха, скорее всего, будет поступать в соответствии с тем образом, который внушили ему родители или другие авторитеты.    

Уважаемый логопед, который работает в городской поликлиники №40,  Шайкин   А.П. очень хорошо подчеркнул:

 « Терапия речевых расстройств может быть названа «специальной психотерапией» (т.е. применимой в лечении вполне определенных заболеваний и состояний с использованием конкретных методов и приемов), то включение в этот процесс родителей может трактоваться как «семейная психотерапия» или «психокоррекция».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   

Общепризнанно, что особенно важную роль в дошкольном возрасте играет мама в жизни ребенка, поэтому было подготовлено и проведено родительское собрание с показом занятия в подготовительной группе, посвященное мамам.

 Тема: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Цели занятия:

Для детей:

Образовательные цели:

Упражнять детей в согласовании числительных и существительных. Упражнять детей в подборе родственных слов,

 Упражнять детей в подборе имен прилагательных.

Упражнять в  составлении  предложений с опорными словами, опорными картинками.

Упражнять  в согласовании предлога «для» с существительными.

Развивающие цели:

 Развивать связную речь, память, мышление, внимание,

воображение. Учить слушать и слышать.

Развивать артистические способности.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь и уважение к родителям, особенно к маме. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям разных профессий

Воспитывать любовь к труду и знаниям.

Для родителей:

Показать, как важна родительская любовь для детей в разных проявлениях. Показать разные виды любви.  Показать, что любое проявление любви очень продуктивно.

Подчеркнуть невероятную важность безусловной любви для развития гармоничной личности, а также показать в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, исправляя недостатки речи, следуя рекомендации логопеда.

Оборудование:

Коробка с индивидуальными подарками для детей  от мам; кроватка и постельные принадлежности для сценки «Наступило утро» и аудиозапись песни «Доченька» сл. и муз. Анны Лукашиной и песни «Момантенок» сл. Д. Непомнящей, О. Шорохова, муз. В. Шаинского; одежда для мамы и малышки; мультфильм «Мамонтенок», цветок «Любовь»  на лепестках слова: внимание, время, подарок, поощрение, прикосновение; большой тетрадный лист, картинки людей разных профессий и их инструментов, схема для описательного рассказа о маме, схемы – маски настроений; березки и цветы по количеству детей; письмо от мамонтенка с отдельными карточками для составления предложения « Нет лучше дружка, чем родная матушка» из отдельных слов; игрушка Мамонтенок и льдина (декорация); восемь картинок для ребуса (Шапка, апельсин, абрикос, сапоги, утка, волк, окунь, дыня).  

Предварительная работа.

Заучиваются стихи про мам, репетируются  сценки, беседы с детьми.

1.Организационный момент.

Логопед с детьми заходит в группу под песню из мультфильма «Мама мамонтенка». Дети садятся за столы.

-Какая хорошая песенка мамонтенка?! Давайте посмотрим эпизод из мультфильма  про это малыша.

Показывается эпизод из мультфильма, где мамонтенок ищет свою маму на Севере.

*- Ребята, почему мамонтенок стал искать маму? Разве так нужна мама? (Ответы детей.)

*- Скажите, а какая ваша мама? (подбор имен прилагательных).

*-Мама, какое замечательное слово, как  можно,  по- другому, назвать маму? ( Мамочка, мамуля, маменька)

*- Как вы думаете, путешествие Мамонтенка будет долгим? Как он будет добираться до мамочки? Отгадайте ребусы. Нужно собрать по первым звукам названий картинок слово. (Слова: ВОДА, СУША).

- Мамонтенку пора отправляться в путь. На чем он поплывет по воде? (На льдине.)

- До свидания, Мамонтенок. ( Мамонтенок уплывает на льдине).

 -Давайте поможем мамонтенку найти маму, для этого нужно выполнить задания. Видите, это цветок, но он без лепестков. Здесь, на сердцевине цветка написано: « Любовь». С выполнением каждого  задания у цветочка будет появляться новый лепестком, и с каждым лепестком вы будете узнавать, как любят вас ваши мамы. Когда только  цветок будет собран, тот час  наш мамонтенок будет рядом со своей мамой.

2. Основная часть.

1.сюрпризный момент.

 Вносится   коробка с подарками.

  Логопед: Сейчас, когда вы еще не выполнили не одного задания, не показали, как много знаете, я вам хочу показать эту большую коробку. Это подарки от ваших мам. Они попросили почтальона доставить подарки до занятия, почтальон немного задержался, но ничего страшного. Главное что, хотели сказать ваши мамы, что они любят вас не за успехи, хотя они верят в вас, а любят вас всегда и везде и при любых обстоятельствах. Но  нам нужно помочь мамонтенку, поэтому пусть эта коробка пока постоит на самом видном месте. Хорошо?  (Хорошо.)  И первый лепесток цветка любви – помогли нам родители, это подарки.

- А вы делаете своим родителям подарки? Когда? Для Кого?

(Ответы детей.)

2.Задание №1 сценка №1.

Логопед: Наступило утро.

Малыш спит. Мама будит малыша. Он не просыпается, и мама «поет» песню «Доченька». (Прослушивается один куплет песни «Доченька», в это время «мама гладит свою девочку.) Дочка проснулась, зашевелилась, и мама играет с ребенком:

- Вот проснулись

Потянулись,

С боку на бок повернулись,

Потягушечки.

Где мои игрушечки?

Мама: Доченька нужно вставать, умываться одеваться в детский садик отправляться.

Логопед: Дети, как вы думаете, мама любит своего ребенка. Почему? (Ответы детей.)

Логопед: Правильно дети, но самое главное здесь, мама нежно прикасалась к малышу, она любит ребенка.

 К цветку со словом  «Любовь» прикрепляется лепесток «Прикосновение».

Задание №2. Логопед: Глядя на лицо человека, мы можем догадаться какое настроение у человека. (Показ масок с разным настроением.)  Покажите, что вы удивлены, что вы рады, что вы испуганы, что вы виноваты, что злы.

Задание №3. Игра  «Наоборот».

Мама грустная – веселая,

Сердитая – добрая,

Огорченная – радостная,

Больная – здоровая.

Задание №4. Сценка №2.

Ведущий: Мама с детьми  идут в детский сад.

Мама: Пока мы идем в детский сад, давай посчитаем, сколько тут берез. Костя считай.

Костя: Одна береза, две березы,…пять берез.

Мама: Миша, а ты посчитай, сколько здесь растет цветов.

Миша считает.

Логопед: Спасибо, ребята! Любит ли мама малышей? (Да!) Да. Еще как! Здесь мама помогает ребяткам учиться, чтобы они все знали. Прикрепляется  лепесток с названием «Помощь», спасибо вам мамы за помощь.

 Задание№5.Сценка№3.

Ведущий: Вечер дома.

Мама: Что вы сегодня проходили?

Ребенок: Тему «Профессии».

Выставляется мольберт с нарисованным большим тетрадным листом.

Мама: Давай выберем картинки по теме, вырежем и приклеим в тетрадочку.

Ребенок: Мамочка! А какая у тебя профессия?

Мама: Я – швея. Я шью людям. Как ты думаешь, что мне нужно для работы? (В тетрадь приклеивает картинку «Швея».)

Ребенок: Швее для работы нужны: ножницы, иголка, нитки, швейная машина. (Приклеивает карточку с инструментами для швеи в тетрадь.)

Задание №6.

Логопед: Дети, но вы тоже дома с мамами делали задание.

Давайте – к, поиграем.  Скажите, что нужно повару для работы?  (приклеивается в тетрадь  картинка с поваром).

Один ребенок отвечает полным предложением и находит картинку с предметами, которые необходимы повару для работы инструменты повара.

Также  рассматриваются профессии: строителя, продавца, учительницы.

Логопед: Да, мы видим, как много нужно знать только по теме профессии. Как много надо мамочке потратить времени, чтобы мы усвоили все знания. Здесь мамина любовь  расшифровывается словом «ВРЕМЯ». (Прикрепляется лепесток  «Время»), а еще мамы внимательно вас слушали и слушают всегда, т.е. дарили и дарят  вам «Внимание». (Прикрепляется карточка – лепесток «Внимание»).

Задание № 8. Логопед:  Дети у вас такие замечательные мамы! Давайте,  прочитаем стихи про мам.

Первый ребенок:

А моя мама – доктор

Пусть у мамы шприц в руках,

Это же мамочка моя, очень добрая она.

Второй ребенок:

А моя мама- почтальон

В сумке погляжу почтовой,

Нет ли мне, письма, какого?

Грушу спелую достал…

Интересно, кто прислал?

Третий ребенок:

 А моя – учительница

- Ты, почему такой упрямый,

Моей не слушаешься мамы!

Я маму слушаться привык,

Я сын ее и ученик.

Четвертый ребенок:

А - наша мама

Собирается в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

- Мама- летчик?

Что такого?

Вот у Коли, например,

Мама – Милиционер.

Пятый ребенок:

А у Толи и у Веры

 Обе мамы- инженеры

А у Леры мама – повар,

Мама – летчик?

Что ж, такого?

Шестой ребенок:

- Всех важней,- сказала

Ната,-

Мама – вагоноважатый,

Потому что до зацепы

Водит мама два прицепа.

Седьмой ребенок:

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть

Портнихой?

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Восьмой ребенок:

Повар делает компоты.

Доктор лечит нас от кори

Есть учительница в школе.

Все дети говорят хором:

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Задание №9.

Логопед: Так давайте, придумаем рассказы о любимых мам.

Выслушиваются три рассказа. (Дети рассказывают о мамах по плану- схеме  для составления описательного рассказа.)

Задание №10.

Логопед: Любая мама – прекрасна, и ее обязательно нужно слушаться, потому что она своему любимому ребенку желает только добра.  Ой! Ребята, от мамонтенка пришло письмо. Только все слова рассыпались в предложении.  Оденьте «слова – шапочки». Давайте, восстановим фразу:

НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА!

Логопед: Ребята, почему так люди говорят: « Нет лучше дружка, чем родная мамушка!»? Докажите, что ваша мама – вам друг.

(Ответы детей.) Конечно, мамы вам во всем помогают, вы доверяете им все свои секреты, делитесь с мамами печалями и радостями. Мамы никогда не оставят вас в трудную минуту.

3.Итог занятия.

Логопед: Вы – молодцы! Видно, что очень любите своих мам, но, знайте! Мамы вас еще больше любят!

Цветочек собрался, давайте посмотрим, встретился со своей мамой мамонтенок.

Смотрим несколько кадров мультфильма. (Показ последних кадров мультфильма, мамонтенок встречается с мамой, и держит слониху за хвостик, чтоб та снова не потерялось.)

Ура, с заданиями вы справились! Молодцы! Занятие закончено.

Дети: Мы тоже очень любим своих мам, можно мы станцуем им танец.

Раздаются детям мамины подарки.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Луговская. А. Если малыш боится.- М.: ЭКСМО, 2002.

2. Макдауэлл. Д. Как стать героем для своих детей.- Минск.: Издательство « Новая жизнь», 2000.

3.Поваляева м.А. Справочник логопеда.- Ростов- на- Дону: «Феникс», 2001.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5.Шайкин А.П. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники.// Логопед. 2004. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Посуда».

Предлагается конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда". Материал адресован логопедам, психологам, воспитателям....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.

Каждую пятницу вручала по одной теме своим воспитателям для работы на  следующую неделю  со всей группой. Они завели себе папочку взаимосвязи логопеда и воспитателя и вкладывали эти таблицы ...

Опыт работы учителя-логопеда по ознакомлению родителей с логопедической диагностикой и содержанием образовательной программы ребёнка.

Материал представляет собой "бумажный" вариант ознакомления родителей с логопедической диагностикой ребёнка на начало года. и содержанием предстоящего (перспективного) обучающего маршрута. В...

взаимосвязь учителя- логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы "Птицы осенью"

взаимосвязь логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе...

Методические материалы для взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе

В работе представлены игры и задания для развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи детей в подготовительно логопедической группе на каждую неделю, в соответствии с тематич...