ОШИБКИ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по логопедии на тему
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитиее речи, относится формирование у них навыков словообразования. В статье выделены наиболее характерные ошибки суффиксального словообразования у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_slovoobrazovaniya.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОШИБКИ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них навыков словообразования. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к освоению школьного курса грамматики. Дети с ОНР с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что задерживает пополнение их словарного запаса. Ошибки словообразования могут рассматриваться либо как речевые, то есть обусловленные недостатком речевой практики, либо как языковые, связанные с неспособность овладеть правилами оперирования языковыми знаками (О.М.Вершинина [ 1 ], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [2], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4], Т.В. Туманова [5] и др.).
У дошкольников с ОНР не только снижена способность к образованию новых слов, но и к различению значений, которые заключены в суффиксах. Это, в свою очередь, приводит к трудностям комбинирования морфем, особенно имеющих одинаковое значение. Все это свидетельствует о том, что возможности дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними существенно снижены по сравнению с возрастной нормой.
Дошкольники с ОНР допускают мало ошибок при образовании наиболее частотных существительных с помощью продуктивных суффиксов. Больше всего трудностей возникает у них в тех случаях, когда необходимо не просто добавить подходящий суффикс к корневой основе существительного, но и изменить его слоговую структуру, ударность. Этот факт можно объяснить тем, что дошкольники с речевым недоразвитием еще не способны сравнивать однокоренные слова по смыслу, и связывать различия в образовании этих слов с теми или иными словообразовательными аффиксами.
Наиболее характерные ошибки суффиксального словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР
Виды ошибок | Примеры |
замены одного суффикса на другой того же значения | «берёзочка» – берёзонька, «стулик» - стульчик, «шкафик» - шкафчик, «воробельчик» - воробушек, «велосипедник» - велосипедист, «креслочко» - креслице |
игнорирование чередования согласных в корне слова | «книгочка» - книжечка, «белёнок», - бельчонок, «медведенок» - медвежонок, «козёнок» - козлёнок, «горохка» - горошинка, «пишчик» - писатель |
наложение суффиксов | «конфеточница» - конфетница, «салфеточница» - салфетница, «солонница» - солонка, «мотоциклетник» - мотоциклист, «поваристка» - повариха |
применение суффиксов со значением «невзрослости» к неодушевлённым предметам | «креслёнок» - креслице, «шкафёнок» - шкафчик, «мыльчата» - мыльница, «бусята» - бусинка, «жемчонок» - жемчужинка, «дождёнка» - дождинка |
пропуск суффикса | «пианин» - пианист, «соусно» - соусница, «селёдница» - селёдочница |
замены суффикса одного значения на суффикс другого значения | «пыльночка» -пылинка, «горошек» - горошинка, «березник» - берёзонька |
сохранение производной основы без изменений | «куклочка» - куколка, «левица», «левца», «лёвика», «левина» - львица |
нарушение в выборе производящей основы | пишет книги «книжник», играет на пианино –«игральщик» |
искажения звуко-слоговой структуры основы производного слова | «волочонок» - волчонок, «львивица» - львица |
сокращение структуры основы производного слова | «жемча» - жемчужинка, «спортница» - спортсменка, «пианиха» - пианистка |
добавление к словообразованию словоизменения | «коровушки» -коровушка, «избушки» - избушка, «перышки» - пёрышко, «платьицы» - платьице |
лексические замены | «петушок», «курочка» вместо цыплёнок, «пони» вместо жеребёнок, «кабанчики» вместо поросёнок, «поэт», «художник» вместо писатель, «охотник» вместо лесник |
толкование значения слова | «мальчик едет на велосипеде» вместо велосипедист, «гонщик едет на мотоцикле» вместо мотоциклист |
употребление словосочетания с прилагательным «маленький» | «маленькая пуговица» вместо пуговичка, «маленькое пальто» вместо пальтишко |
применение другого способа словообразования | «лесохранитель»,«лесоруб» вместо «лесник» |
Список литературы:
- Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. -2004. - №1., с. 34 - 40.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., СОЮЗ, 1999.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....
Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....
Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....
Особенности суффиксального словообразования у дошкольников с ОНР III уровня
В процессе исследования выявлены особенности суффиксального словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Полученные в ходе исследования данные соотносятся с данными Р.И. Лала...
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес пр...
«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...
«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Цель данной консультации, научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.Хорошая речь – важное условие развития лично...