Сообщение на семинаре по теме «Особенности развития пространственных представлений у дошкольников»
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на семинаре по теме «Особенности развития пространственных представлений у дошкольников»

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

  • определение   «точки   стояния»   («Я   нахожусь   справа  от дома»);
  • определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Музыкальный инструмент находится слева от меня»);
  • определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

При передвижении человека происходит постоянно пространственная ориентировка:

  • постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
  •  сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела - руки, ноги, голова и соответствующих им пространственных направлениях: голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами дорожного движения, а «выпускники» детского сада  умеют свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. В непосредственно образовательной деятельности  мы уточняем, упорядочиваем, расширяем и систематизируем детские представления.

 Значение развития пространственных представлений у дошкольников

  • Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
  • Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
  • Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
  • Развивается логика, мышление, воображение, игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная, деятельности.
  • Расширяет кругозор.
  • Формируются навыки ориентировки на улице, дороге.
  • Ориентировка на листе бумаги формирует предпосылки к учебной деятельности.

Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:

I        этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.

II        этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III        этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец,   взглядом.
Большую роль играет слово.

Выводы:

Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ происходит последовательно, решаются такие задачи:

  1. Умение ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).
  2. Умение различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.
  1. Умение определять местоположения предмета относительно себя.
  2. Умение определять собственное положение в пространстве.
  3. Умение определять местоположение предмета относительно другого лица.
  4. Умение определять местоположение предметов относительно друг друга.
  5. Умение двигаться в указанном направлении. (ПДД).
  6. Умение ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9.Умение «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

  • В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Высморкаем носик», «Наденем шапочку на голову, а варежки  - на руки». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.
  • В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и во время НОД, формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

1.        Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

  • Покажи, где голова.
  • На что надел ботинки?
  • Помоем спинку...

2.        Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, прогулки и др.)

  • Впереди — лицо, грудь, живот.
  • Сзади — спина.
  • Вверху — голова.
  • Внизу — ноги.
  • Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая их):

—        В какой руке держишь ложку?

—        В какую руку взял хлеб?

  • В какой руке держишь карандаш?
  • Какой рукой придерживаешь лист бумаги?        
    4.
    Правосторонние и левосторонние части тела (во время игр обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):
  • Левая нога там, где левая рука.
  • Правая нога с той стороны, где правая рука.

Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом, во время НОД и вне ее даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».

В средней группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».

  • Подними левую руку вверх?
  • Взмахни флажком вправо, влево.

 — Посмотри вниз, вверх.

В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него.

В старшей группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:

  • Стол стоит справа от меня.
  • Стул стоит передо мной.
  • Сзади меня мячик.

Усложнения

  1. Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показывает рукой, потом только смотрит на него.
  2. Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.
  3. Постепенно увеличивается  количество рассматриваемых предметов.

Со средней группы дети обучаются правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов:

  • Я сижу за столом.
  • Я сижу на стуле.
  • Я лежу под одеялом.
  • Я стою у шкафа.

Со старшей группы обучаем детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно, представлять себя на месте другого человека или куклы. Давайте попробуем с Вами: я – воспитатель, Вы – дети.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

  • Где находится окно относительно вас? (Слева.)
  • А относительно меня? (Справа.)
  • Почему так? (Вы не так стоите.)
  • Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
    ответа.
  • Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня

дверь?

После освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Со II младшей группы дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:

  • Книга лежит на столе.
  • Карандаш упал под стол.
  • Ручку достала из стола.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова. Для этого проводится большая словарная работа.

Со средней группы у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении. Предлагаю одному из Вас показать умение двигаться в заданном направлении.

—        Дойди до стула, поверни направо, дойди до окна, поверни
налево. Там ты найдешь секрет.

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

  • Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.
  • Поставь красный кубик между синим и зеленым.

  После освоения ориентировки относительно другого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ставить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета.

  • Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на дороге:
  • По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.
  • Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.
  • Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.
  • Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.
  • И др.
  • В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.

 Обучение ориентировке на листе бумаги

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе дети знакомятся с плоскостью (фланелеграф, плоскость стола, раздаточный материал на карточке). Начинают понимать, где у листа низ, где верх:

  • На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ.

Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально.

Фрагмент 1:

  • Что это? (Лист бумаги.)
  • Какой он формы? (Формы прямоугольника.)
  • Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)
  • Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)
  • У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
  • Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона.
  • Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя
    сторона.)
  • Почему? (Она находится внизу.)
  •  Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.
  •  Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)
  •  А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)
  •  Почему? (Она находится слева.)
  •  Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой

    стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

-   Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)

-  Почему? (Он находится внизу слева.)

-  Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2.
Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Предлагаю Вам выполнить следующее задание с раздаточным материалом.

Фрагмент 2:

Работа с раздаточным материалом:

  • Положи треугольник в левый верхний угол.
  • Справа от треугольника положи круг.
  • Справа от круга положи квадрат.
  • Где находится круг относительно квадрата? (Слева)
  • В каком углу находится квадрат? (Верхний правый)

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе во время НОД уделяется время для работы на листе бумаги в клетку.

Последовательность обучения:

1.        Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

  • Лист состоит из двух страниц.
  • Тетрадь состоит из листов.
  1. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
  2. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на листе. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.

Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4.        Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

—        Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

5.        Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

  • Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Аналогично — вертикальный.)

Замечание: дети проводят линии от руки без линейки.

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно предложить детям нарисовать цифры и знаки, полезно знакомить детей со способами записывать решения арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.

Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

«Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.);

«Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.);

«Форма» (рисование геометрических фигур и др.).

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать.

Усложнение заданий:

  • Задания по разгадыванию лабиринтов.
  • Моделирование обстановки.
  • Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений.
  • Составление планов-схем, используя предметные и пространственные ориентиры.

         Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. 
Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

Используемая литература
1. Бабаева Т. И. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Детство – Пресс, 2016.

2. Михайлова З. А. Образовательная область «Познавательное развитие». Детство – Пресс: Библиотека программы Детство, 2015.

3. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких. Детство – Пресс: Библиотека программы Детство, 2010.

4. Семаго, Н. Я. Формирование пространственно - временных и элементарных математических представлений. М.: Айрис - пресс, 2007.

5. Крушельницкая, О. И., Третьякова, А. Н. Вправо - влево, вверх - вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет М.: Творческий Центр, 2004.
6. Титова, О. В. Справа - слева. Формирование пространственных
представлений у детей: Методическое пособие. - М.: Издательство «ГНОМ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР...

Особенности развития пространственных представлений у детей с ЗПР

Особенности формирования пространственных предтавлений у детей с ЗПР...

Консультация для родителей на тему: “ Особенности развития количественных представлений у дошкольников».

Консультаци для родителей на тему: "Особенности развития колличественных представлений у дошкольников"....

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...

Сообщение «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством дидактических игр с использованием геометрического материала»

Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обуче...