Индивидуальный план
материал по логопедии по теме
« Преодоление нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный план | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя-логопеда Саттаровой Лилии Ильгизаровны
Тема самообразования: « Преодоление нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через дидактические игры»
Актуальность:
Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли. Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами. Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи уже в начальной школе.
О пользе «игры со словами » для овладения словообразованием дошкольников говорили многие педагоги и психологи. Также они отмечают, что для более лёгкого и прочного запоминания нужной информации «игры со словами» используются с игровыми упражнениями. Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем и нормами родного языка. Поэтому необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений у детей с нарушением речи, одним из них является дидактическая игра. Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться.
В употреблении частей речи у детей с нарушением речи можно отметить целый ряд особенностей:
- неправильное употребление рода существительных (один яблок)
- дети рано усваивают число существительных, различают по числу, поэтому от существительных, имеющих только единственное число, они образуют множественное число (много карандашов, много ежов).
Много ошибок делают в образовании родительного и винительного падежа множественного числа (без глазов, много мышов, много книгов, куклов).
Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Они должны стать неотъемлимой частью повседневной жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность. Чем больше ребёнок будет играть в словесные, дидактические игры в семье, тем больше пользы получит как и сам ребёнок, так его родители и общество!
2013-2016 год
Содержание | Период | Реализация |
Изучение нормативных документов по ФГОС | 2013 | По плану ДОУ |
Работа с педагогами: консультации, семинары- практикумы | 2013 | По плану ДОУ |
Работа с родителями: собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, семинары-практикумы, стендовые доклады, открытые занятия | 2013-2016 | По плану ДОУ |
Публикации: «Дорога не тропинка» «Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня» Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе «Путешествие на ковре-самолете» | 2013 2013 2013 | Издание методического пособия публикация на сайте http://nsportal.ru публикация на сайте http://nsportal.ru |
Курсы повышения квалификации: «Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми. Система формирования и развития связной речи у детей» автор- Ткаченко Т.А. «Универсальная система коррекции фонетических нарушений речи у детей. Сочетание нетрадиционных подходов с инновационными технологиями» » автор- Ткаченко Т.А. | 2014 2014 | АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед-Мастер» АНО «ЛОГОПЕД ПЛЮС» Учебный центр «Логопед-Мастер» |
Презентация интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи и физическому развитию на семинаре-практикуме в рамках методического объединения инструкторов по физической культуре по теме: «Сюжетно-познавательное развитие детей в двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» «Зимние забавы» Занятие по развитию речи с элементами драматизации в рамках семинара – практикума для студентов ГОУ ВПО «Татарского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета» факультета психолого-педагогического образования, кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики «Друзья лесной феи» | 2014 2013 | МАДОУ МАДОУ |
Участие в семинарах: «Дифференцированный логопедический массаж в коррекции нарушений произносительной стороны речи» «Интеграция обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в образовательные области» МАДОУ для инспекторов ГИБДД города Казани «Выявление аномалий зубо-челюстной системы, ротовой полости и двигательных функций артикуляционного аппарата» «Актуальные вопросы дифференцированной диагностики и коррекции сложных случаев задержек речевого развития детей. Ранняя помощь детям тяжелыми множественными нарушениями развития» Семинар-практикум для студентов 2 курса Кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального Университета на тему: «Диагностика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Способы и приемы постановки звуков»
| 2013 2013 2013 2014 2015 | Московский социально-гуманитарный институт(филиал) МАДОУ Московский социально-гуманитарный институт (филиал) Центра Развития и Абилитации Ребенка Олеси Жуковой МАДОУ |
Изготовление дидактических игр: «Ромашка» «Какой, какая, какое, какие?» «Назови сложные слова» «Кто, что делает?» «Найди пару» «Назови ласково» «Что для чего» Игра «Чьи хвосты?» «Назови листья» Изготовление шкатулок для развития мелкой моторики | 2013-2016 | МАДОУ |
Работа с родителями. Оформление папок передвижек: «Развитие грамматического строя детей старшего дошкольного возраста» «Интеллектуальные игры – как средство развития грамматического строя» «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» «Советы логопеда» «Памятка для родителей по организации занятий по занятию логопеда» «Говорите с ребенком правильно»Консультации для родителей: «Особенности развития грамматического строя дошкольников», «Какие способы вы используете дома для исправления ошибок в речи ребенка». «Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста» «Формирование связной речи и речевого общения у детей дошкольного возраста» «Профилактика дислексии и дисграфии» Выступления на родительских собраниях: «Задачи коррекционно-развивающей работы в логопедической группе. Этапы коррекционной работы» «Участие родителей в преодолении нарушений речи у детей» Работа с воспитателями логопедической группы: «Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе» «Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда» «Речевая среда в группе» «Формирование глагольной лексики через дидактическую игру» «Совместная деятельность логопеда и воспитателя» «Работа над грамматическим строем речи детей логопедической группы»
| 2013-2016 | МАДОУ |
Перспектива развития на 2016 -2020 годы
1. Продолжить изучение новинок методической литературы, периодических изданий по логопедии, дефектологии, психологии по теме самообразования.
2. Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов районов, города Казани, Республики Татарстан с целью обмена опытом в формировании грамматического строя речи.
3. Расширить работу по формированию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Разработать цели, задачи, методические приёмы по обучению детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Подготовить материалы выступлений из опыта работы по теме самообразования.
5. Разработать цели, задачи, методические приёмы по диагностике грамматического строя речи. Внести в план самообразования коррекционно-педагогическую работу по формированию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи .
Используемая литература:
Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / Арушанова А. // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.
Бимеева О. А. Практические приемы коррекционной работы по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР. / Бимеева О. А. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 74-83.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.
Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. — 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. — 90, (1)
Коленченко А. Н. Специфика коррекционной работы, направленной на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / Коленченко А. Н. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 13-24
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.
Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т.Б. // Дошкольное воспитание. — 2009. - №2. — С.50-53.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов. / Уварова Т.Б. // Логопед. - 2010. — №2. - С. 6-14.
Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. / Уварова Т.Б. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. - №1. — С. 29-34.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
Ресурсы интернета:
http://potomy.ru/
http://www.freelance.ru/users/pixwatt/viewproj.php?prjid=1187059
http://saraayuweblabs.com/iop-pirate-treasure-chest-printables.html
http://www.paralympics.org.uk/landing.asp?section=000100010005§ionTitle=Sports
http://www.boltun-spb.ru
http://www.school2100.ru/upload/iblock/115/1155edb0517addc3483eb923d02f2277.pdf
http://ds-478.nios.ru
http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...