«Знакомство со звуком [р]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [р].
Научить правильно произносить звук [р].
Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Развитие мелкой моторики.
Учить определять позицию звука [р] в словах.
Учить определять количество звуков и слогов в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_r.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Тема: «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа).
Цели:
- Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [р].
- Научить правильно произносить звук [р].
- Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мелкой моторики.
- Учить определять позицию звука [р] в словах.
- Учить определять количество звуков и слогов в слове.
Оборудование:
Картинка собаки, картинки, в названии которых слышится звук [р], домик с тремя окошками, наборное полотно.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Проведение комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука [р]: «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Барабанщики», «Приклей конфетку», «Лошадка», «Грибок».
- Знакомство со звуком [р].
- Аня, послушай внимательно предложение.
КРАСИТЬ КОМНАТЫ ПОРА
ПРИГЛАСИЛИ МАЛЯРА.
- Какой звук в нем часто слышится?
- Звук [р].
- Сообщение темы занятия.
- Наше сегодняшнее занятие будет посвящено этому звуку. Символ звука [р] – громко рычит собака р-р-р-р (логопед показывает картинку). Давай вместе порычим: р-р-р-р.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
- А сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть слоги, а вы, когда услышите звук [р], хлопните в ладоши.
РА, АЛ, РИ, ЛО, АР, УР, ЛУ, РЮ.
- А теперь давай поиграем также, только со словами.
РАК, РЕПА, ЛАМПА, МОРОЗ, ЧЕМОДАН, РЕСНИЦЫ, ТОПОР, ПАР.
- Молодец Аня, справилась с заданием.
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
- А сейчас мы с тобой поиграем в волшебников. Одни слоги мы будем превращать в другие.
РА – АР РУ – УР АР – РА РО – ОР
УР – РУ ЫР – РЫ ОР – РО РЫ – ЫР
- Дидактическая игра «Веселый поезд».
- Посмотри на картинки. Разложи их на три группы, построй из картинок вагончики. В первом вагончике будут ехать картинки со звуком [р] в начале слова, во втором вагончике – картинки со звуком [р] в середине и в третьем вагончике – картинки со звуком [р] в конце слова.
- Рысь, рыба, рубашка, рак.
- Корыто, баранка, карандаш, фартук.
- Комар, шар, самовар топор.
- Поезд прибывает в лес. Аня, вспомни и назови животных и птиц, в названии которых есть звук [р].
- Рысь, крот, тигр, грач, ворона, воробей, скворец.
- А теперь придумай к любому понравившемуся слову слово-признак.
- Красный помидор, горячий самовар, вкусная баранка.
- Звуко – слоговой анализ слов.
- Сейчас я назову тебе слово целиком, а ты произнеси мне его по звукам. Итак, слово «РАДУГА»
- [р], [а], [д], [у], [г], [а].
- Сколько звуков в этом слове?
- 6 звуков.
- Сколько гласных?
- Три гласных звука.
- А сколько согласных звуков?
- Три согласных звука.
- Сколько слогов в этом слове?
- 3 слога.
- Какой первый слог? Второй, Третий?
- [РА], [ДУ], [ГА].
- Чтение стихотворения.
- Я прочитаю тебе сейчас стихотворение Маршака «Радуга». Слушай внимательно.
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза,
Грома нет, трава блестит
В небе радуга горит!
- Назови слова со звуком [р], которые ты запомнила из этого стихотворения.
- Гром, трава, радуга, гроза, закрывай.
- Молодец, все слова назвала.
- Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно).
- Автоматизация звука [р] в словах.
- Вспомни как можно больше слов со звуком [р] по заданному первому слогу.
РА – кушка; - ма; - дуга; - стение.
РО – за; - ща; - машка; - динка.
РУ – ка; - чей; - баха; - салка.
РЫ – ба; - бак; - сь; - нок.
- Дидактическая игра «Рассыпалось слово».
- Сегодня в форточку к нам залетел игривый ветерок и мое слово рассыпалось. Помоги мне его опять составить. Какое слово можно составить из букв [А], [Р], [К] [Р], [С], [Ы].
- РАК, КАР, СЫР.
- Итог занятия.
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- О звуке [р].
- Что понравилось тебе сегодня на занятии?
- Играть, слова составлять.
- Молодец, ты сегодня хорошо работала на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...