Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
консультация по логопедии на тему
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в работе по развитию речи дошкольников.
Подготовила:
Володина И.Г, учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с№4»
Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру речевых нарушений и систему коррекционного воздействия.
В переводе с греческого означает « воспитание правильной речи».
Что же такое речь? Это использование знаковой системы языка в процессе общения. Единица речи – предложение, т.к. именно предложение, а не отдельные звуки, слова, имеет смысловую организацию и несёт в себе некую информацию, которой мы обмениваемся в процессе общения.
Поэтому работа учителя–логопеда заключается не только в постановке правильного звукопроизношения, как это принято считать, а в коррекции речевого развития детей в целом.
Выделяют несколько компонентов речи: звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематический слух, грамматический строй, словарный запас. Именно владение всеми всех этими компонентами в полном объёме и в соответствии с возрастной нормой является нормой речевого развития.
Вот этой сложной системой, которая является продуктом длительного общественного и исторического развития, ребёнок овладевает в сравнительно короткие сроки. По целому ряду причин процесс становления речи у детей может нарушаться. И в таких случаях необходима специально организованная коррекционная работа логопеда.
В нашей стране логопедическая помощь оказывается в системе здравоохранения и в системе образования. Работа логопеда поликлиники и учителя-логопеда образовательного учреждения ни в коем случае не подменяет друг друга, а взаимно дополняет, т.к. деятельность каждого из них имеет свою специфику.
В системе образования существует различные формы организации логопедической помощи детям разного возраста:
Детям дошкольного возраста
- Специализированные ДОУ для детей с нарушениями речи
- Логопедические группы для детей с ФФНР, ОНР, заиканием при ДОУ комбинированного вида
- Дошкольные логопедические пункты при массовых ДОУ
- Консультативные центры коррекционного обучения детей с нарушениями речи
Детям школьного возраста
- Специализированные речевые школы-интернаты
- Школьные логопедические пункты
Логопедическая работа с дошкольниками нацелена на коррекцию недостатков устной речи, а с детьми школьного возраста (1-4 классы) на преодоление нарушений процессов письма и чтения.
Конечно, логопедическую помощь должен оказывать специалист. Особенно это относится к коррекции звукопроизношения, при недоразвитии других компонентов речи - фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя - помощь могут оказать воспитатели и даже родители, используя рекомендации учителя-логопеда.
Есть существенное различие в занятиях воспитателей и учителей-логопедов по развитию речи: воспитатели работают сразу со всеми детьми группы, ориентируясь на нормальное речевое развитие детей, а учитель-логопед использует особые приёмы и методы, нацеленные на преодоление каких-либо трудностей в развитии речи дошкольников.
Такие особые приёмы и методы учителя-логопеды используют при восполнении пробелов в развитии всех компонентов речи. Выделим их.
Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия- одна из важнейших задач при подготовке детей к обучению в школе, т.к. именно полноценное развитие этих двух компонентов речи обеспечивает нормальное становление процессов письма и чтения.
ФС даётся нам от природы, это часть физиологического слуха, это способность слышать и различать фонемы родного языка.
ФВ – способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Этой способностью ребёнок овладевает в процессе специального обучения.
Особенностью логопедических занятий по развитию ФВ и обучению грамоте является привлечение максимально возможного количества анализаторов во время занятий: зрительного, слухового, тактильного, что позволяет добиться наилучшего результата.
Приведём пример. Изучение звука и буквы «С».
- знакомство с артикуляцией и характеристикой звука (губы улыбаются, зубы сомкнуты, между ними небольшая щель, язык упирается в бугорки за нижними резцами, воздушная струя холодная).
- распознавание звука на слух : среди других звуков, в слогах, в словах.
- введение образа буквы «С» и его закрепление.
- на что похожа буква
- выкладывание из спичек, счётных палочек, ниток и др.
- прорисовывание буквы указательным пальцем в воздухе, на столе
- трансформация буквы
- узнавание буквы в разных геометрических фигурах
- узнавание буквы в разных положениях
Таким образом, образ буквы изучается и закрепляется с привлечением максимального количества анализаторов.
Следующая особенность – порядок изучения букв. Воспитатели изучают буквы с детьми в следующем порядке:
А, У, О, Э, Ы – Л, М, Н, Р – И, Е, Ё, Ю, Я – Г-К, Т-Д, В-Ф, С-З, П-Б, Х, Ш-Ж - Ч, Щ, Ц – Й – Ь - Ъ
Учителя-логопеды:
А, У, И – П, Т, К – О – Х – Ы – М – С – И – Б – В – Д – Г –Э – Е – Ё –Л – Ш – Я –Р – Ж – Ц – Ч – Ю – Ф – В – Щ – Й – Ь
Задача воспитателя познакомить детей со всеми буквами родного языка, задача учителя –логопеда отработать звуки и буквы, которые вызывают наибольшие трудности у дошкольников либо в различении, либо в произношении.
Именно по этой причине в дошкольной логопедии соноры, шипящие, свистящие и аффрикаты, звуки наиболее трудные в произносительном плане, изучаются позже. Первыми вводятся сохранные звуки, и на материале этих звуков и букв дети учатся читать, как бы создаётся ситуация успеха.
Следующая особенность - специфика обучения чтению. Воспитатели учат читать сначала прямые слоги (МА, МИ, МУ и т.д.). На логопедических занятиях- сначала обратные слоги ( АТ, ОК, АП и т.д.), а затем уже прямые. Такой порядок обучения чтению не случаен, т.к. именно обратный слог даёт возможность ребёнку услышать все звуки слога.
Можно выделить несколько специальных упражнений и заданий, применяемых при обучении грамоте:
- трансформация слогов и слов
- чтение слов с пропущенными согласными ( парные согласные)
- работа с изографами
- чтение слов по полубуковке
- логопедические пазлы для составления и чтения слов
развитие грамматической стороны речи имеет огромное значение для дошкольников, т.к. аграмматизмы устной речи проявятся впоследствии на письме и при чтении.
Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи
- на образование форм множественного числа существительных:
игры «2 и 5», «Один-много»
- на употребление существительных в косвенных падежах с предлогами:
игры «Я люблю», «Пары», «Кто с кем?», «Что из чего?», «Угощения животным»
- на употребление предлогов и закрепление их значений:
выполнение действий с предметами, построение друг за другом по указанию педагога, определение местоположения предметов
- на употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
игра «Большой-маленький»
- на образование притяжательных прилагательных:
игра «Прятки», работа со сказкой « Заячьи мечты»
Словарный запас ребёнка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребёнка. А темп развития словаря зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребёнком, организации развивающей среды. Таким образом, можно выделить несколько общих рекомендаций по развитию словарного запаса детей:
- развивать мышление ребёнка
- активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями
- обязательно сопровождать любые действия с ребёнком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления
Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько направлений развития словаря:
- Расширение объёма и уточнение значений
- Формирование семантических полей и лексической системности
- Расширение связи между словами в лексиконе
Расширение объёма и уточнение значений слов:
Практика показывает, что у детей бедный глагольный словарь, словарь прилагательных, есть пробелы в словаре существительных. Специально организованные игры и упражнения помогут детям обогатить словарный запас разными частями речи.
Глагольный словарь.
Как правило, глагольный словарь детей часто ограничивается обиходно-бытовыми глаголами. Расширить глагольный словарь помогут очень простые игры с мячом типа «Что делает….?», «Что можно делать с ….?». Кроме того, дети часто допускают ошибки при образовании приставочных глаголов. В такой ситуации можно рекомендовать работу со сказками
- «О торопливой белочке и терпеливой курочке»
- «Где мой домик?»
Словарь прилагательных.
При употреблении прилагательных дети чаще всего допускают ошибки при образовании антонимов и относительных прилагательных. Следующие игры могут их преодолеть:
- Игра «Скажи наоборот»
- Игры « Назови блюдо», «Назови одежду»
Словарь существительных
Воспитатели работают очень активно в этом направлении, используя множество разнообразных игр. Однако диагностика свидетельствует о том, что у дошкольников нередко бывают пробелы в знании названий частей целого. В данном случае рекомендуется игра « Что без чего?», причём её можно использовать при изучении всех лексических тем. Большие трудности у старших дошкольников вызывает образование сложных слов путём сложения основ, типа овощерезка, ледокол, пароварка и т.д. Работа со сказкой «Спор машин» поможет научить детей образовывать сложные слова.
Формирование семантических полей и лексической системности.
В процессе развития словарь не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля – группы слов, связанные по смыслу. Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счёт укрепления родовых отношений между словами одного поля.
Диагностика речевого развития дошкольников нередко выявляет пробелы в знании обобщающих понятий. Для их восполнения рекомендуются следующие игры и задания:
- «Классификация» - для старших дошкольников есть усложнённый вариант игры. Картинки для классификации должны быть близкими по смыслу:
Ботинки, тапки, носки, туфли, гольфы, колготки, сапоги
Кастрюля, тарелка, сковорода, стакан, ложка, сито, тёрка, вилка
Табурет, шкаф, обеденный стол, кровать, книжный шкаф, буфет, комод
- «Четвёртый лишний» - для старших дошкольников без опоры на картинки
Расширением семантических полей в лексиконе детей являются игры на обогащение словаря синонимов:
- «Назови другим словом»
Погасить свет – потушить свет
Спешить в детский сад – торопиться
Глядеть в окно – смотреть
Грустные глаза – печальные
Более сложным является подбор синонимов из других частей речи:
Ленивый человек – лентяй, лодырь
Громадный человек – великан
Мчаться – быстро бежать
Храбрый человек – храбрец
Кроме того, работа по расширению словаря антонимов также является формированием семантических полей:
- «Скажи наоборот», «Сделай наоборот»
- «Исправь ошибку»
Мы замёрзли у костра
Весной грачи улетают в тёплые края
На плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают
За ночь снегу намело, и улица почернела
Мой папа ниже меня, потому что я ещё маленький
- «Два из трёх»
Выбрать два слова «неприятеля»
Взлёт - падение - высота
Веселье – грусть – музыка
Весна – осень – год
Свет – фонари – темнота
Широкий – узкий – маленький
Светло – ярко – темно
Расширение связей между словами в лексиконе.
По мере развития словаря ребёнок усваивает многочисленные связи слова с другими словами. Слово может иметь одну или более возможность сочетаться с другим словом предложения.
Например, слово ДАЛ, требует уточнения словами кто, что и кому. (Отец дал книгу сыну). С целью развития связей между словами рекомендуются следующие игры и задания :
- Подбор слов к названию действия
Краснеет (Кто? Что?) – помидор, яблоко, клубника, человек, лист, небо
Пахнет ( как?) – ароматно, вкусно, сладко, нежно
- Подбор слов к признаку
Горький…., кислый …, сладкое…, круглая …, зелёные … и т.д.
- Составление предложений с парой слов ( по всем темам)
Земляника - лес, малина – куст, бабочка – шиповник и т.д.
- Подбор названия жилища животного
У лисы, мыши – норка, у волка – логово, у медведя – берлога, у белки – дупло, у птиц - гнездо, у коровы – хлев, у лошади – конюшня и т.д.
- « Собери семью» подбор наименований животных и их детёнышей.
Лиса – лис – лисёнок, волк – волчица – волчонок, медведь, медведица – медвежонок, ёж – ежиха – ежонок, заяц – зайчиха - зайчонок, слон – слониха – слонёнок и т.д.
- Дополнение предложений словами
( по всем темам)
Осенью птицы улетают на … . Кружится и тихо падает на землю … . дети собирали в парке … . и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Василенко Оксана МуратовнаДля того чтобы устранить речевые нарушения детей и сформировать мелкую моторику у дошкольников, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, г...
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе...
"Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию голоса и дикции у детей с ТНР"
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников.
Задачи взаимодействияформирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;преодоление нарушений слоговой структуры слова;обогащение словарного запаса;развитие артикуляционной,...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.
Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекцион...
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта".
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта"...
ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ учителя-логопеда и воспитателей для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
Успешность, эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит отслаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем.Планируя свою работу, логопед должен предусмотреть работу воспитат...