"Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию голоса и дикции у детей с ТНР"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 156.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями в коррекционной работе по развитию голоса и дикции (подготовительная группа, первый год обучения)
Лексическая тема | Название, цель игры | Ход игры | Материал |
Осень. Осенние месяцы. | Игра «Гром». Развитие у детей темпа речи, силы и плавности голоса, речевого ритма. | Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Гром гремит: Все дрожат от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола). | Специального материала не требуется. |
Овощи. | Пальчиковая гимнастика Хозяйка однажды с базара пришла» Развитие у детей умения изменять высоту голоса, мелкой моторики, координации речи с движением. | Стихотворение Ю.Тувим. Вот овощи спор завели на столе - Хозяйка тем временем ножик взяла Воспитатель читает первые две строчки, дети называют названия овощей, загибая одновременно пальчики обеих рук. Восклицание «Ох!» произносим по схеме от низкого к высокому и наоборот. | Демонстрационный материал: картинка с изображением овощей. схема ОХ ОХ ОХ |
Фрукты. | «Какой? Какая? Какое?» Развитие у детей силы голоса, речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса, активизация словаря. | Назвать слово – название фрукта громко, эхо отвечает тихо, средней силы голоса – эхо тихо словами, обозначающими признак предмета. Водящие – дети. | Предметные картинки с изображением фруктов. |
Грибы. | Игра «Поход в лес» Развитие у детей силы и плавности голоса, уточнение артикуляции гласных звуков. | Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (громко, сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (тихо, прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев. | Специального материала не требуется. |
Насекомые. | Игра «Оса» Цель игры: развить у детей силу и тембр голоса. | Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им изобразить осу. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «сы» низким голосом, как будто оса только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «сы» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «сы» произнести высоким голосом, ведь наша оса полетела. | Специального материала не требуется. |
Родная земля - кормилица | Упражнение «Собираем зернышки» Развитие силы голоса тема, ритма и речевого дыхания, активизация мышц губ и нижней челюсти. | Произносить гласный звук, как на схеме, длинно или коротко (показать схемы) | Схемы для произнесения звуков (длинно – коротко) и схемы гласных звуков. |
Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | Упражнение «Далеко и близко» Развитие у детей речевого слуха, силы голоса и речевого дыхания. | Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить названия птиц то тихим, то громким голосом. Задача других детей отгадать, далеко или близко находится птица («далеко» - руки вверх, «близко» - руки на грудь). В этой роли могут побывать все дети. | Специального материала не требуется. |
Домашние животные и их детеныши. | Игра «Во дворе» Развитие у детей силы, тембра голоса, умения передавать настроение голосом. | Воспитатель предлагает представить, что дети вышли во двор и подзывают к себе домашних животных и птиц и их детёнышей, а они отвечают: (по схемам): утят: уть-уть-уть-уть; (громко). цыплят: цып-цып-цып-цып; (звучно) кошку: кис-кис-кис-кис! (зазывно) лошадь: Гоп-гоп-гоп-гоп (громко) | Сюжетная картинка с домашними животными и птицами и их детёнышами «Во дворе» |
Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | «Назови ласково» Развитие у детей умения передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи. | Детям предлагается повторить за воспитателем фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистый хвостик». | Специального материала не требуется. |
Одежда, обувь, головные уборы. | «Кого не стало?» Развитие у детей речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса. | Воспитатель называет предмет громко, а ребёнок тихо в родительном падеже. | Картинки с предметами одежды, обуви. |
Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. | Игра «Вьюга» Развитие у детей силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. | Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, длительно произносят звук «В», изображая вьюгу. Воспитатель говорит: «Вьюга начинается» и дирижируя, рукой показывает, как усиливается вьюга ли затихает. Завершается движение рукой словами: «Вьюга кончилась». | Сюжетная картинка «Вьюга». |
Мебель. Назначение мебели, Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | «Дом» Развитие у детей силы и плавности голоса. | Дети стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения. Бим - бом! Бим - бом! (дети стоят на месте) | Специального материала не требуется. |
Посуда. Виды посуды, Материалы, из которых сделана посуда. | Инсценировка по ролям «Веселый магазин» Развитие у детей тембра голоса, умения изменения темпа речи. | Дети: | Бейджики с изображениями животных, муляжи овощей. |
Новый год | Диалог «Медведь и ёлка» Развитие у детей умения изменять тембр голоса (подражание голосам зверей) и воспитание выразительности речи. | Волк: Ты куда идёшь, медведь? Игра продолжается и медведь встречается с другими зверями. | Полумаски: медведь, волк, лиса, петух, зайка |
Зимние забавы. Зимние виды спорта. | «Спуск с горы» Развитие у детей изменения силы голоса. | Дети представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. | Картинка с лесенкой
|
Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. | Игра «Поезд» Развитие у детей умения изменять высоту голоса. | Дети стоят, выстроившись по цепочке. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух: - У-у-у-у! Я домой вас повезу» | Специального материала не требуется. |
Профессии взрослых. Трудовые действия. | «Кто боится прививки?» Развитие умения определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы и передавать её. | Перед детьми выкладывают предметные картинки. Воспитатель произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?». | Предметные картинки с изображением людей и животных. |
Животные холодных стран, повадки, детеныши | «Передай соседу» Развитие у детей силы голоса, умения говорить шепотом и громко. | Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображениями животными холодных стран. Воспитатель шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку. Тот так же шепотом передает следующему и т.д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет картинку и громко произносит ее название. | Предметные картинки с изображениями животных холодных стран |
Животные жарких стран, повадки, детеныши. | Шутливые стихи «Час потехи» Развитие у детей тембра голоса, ритма речи, речевого слуха. | Воспитатель предлагает подражать смеху веселых зверей. У кого лучше получится? Воспитатель читает стихотворение «Час потехи», а дети подражают зверям. Ура! Как раз потехи час! - Расхохотался Дикобраз Сейчас же подхватил Веселый Нильский Крокодил: Высоко голову задрав откликнулся жираф: Раздался хохот льва Отозвалась сова: | Предметные картинки с изображениями животными жарких стран |
Комнатные растения, размножение, уход | «Какой колокольчик звенит?» Развитие силы голоса, подвижности органов артикуляции, различение сочетания звуков по твердости мягкости. | Дети имитируют игру на колокольчиках: Воспитатель показывает большой кружок - звенят большие колокольчики, маленький - маленькие. | Демонстрационный материал: большой и маленький кружок. |
Защитники Отечества. | «Вездеход» Развитие силы и плавности голоса, самоконтроля за правильным произношением звуков. | Воспитатель показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход: произносить немного нараспев, правильно произнося все звуки. Вы сегодня что, проспали? | Рисунок вездехода. |
Животный мир морей и океанов. | Работа над скороговоркой. Развитие четкости дикции, силы голоса. | В озере карп, а в море краб. Выделить голосом слова-названия жителей воды. | Картинки: КАРП, КРАБ |
Мамин праздник | «Помоги зверятам» Развитие у детей четкости дикции, силы голоса, активизация мышц губ. | Послушай, как зверята будут поздравлять своих мам. (громко, протяжно, правильная артикуляция гласных звуков.) Каждый по - своему Му-у - телята, Каждый по - своему Бе- бе - барашки, Каждый по - своему Мяу – котята, М. И. Ивенсен. | Специального материала не требуется. |
Ранняя весна. | Упражнение «Колокольчики» Развитие у детей силы голоса, чувства ритма, темпа, выразительности речи, слуховой памяти. | Произносить по ролям: воспитатель – «автор», дети – «колокольчики». Изменять силу голоса по подражанию, затем по схеме (тихо, громко). Колокольчик звенит Что-то он говорит: Наклоняет головку: Растрепал всю причёску: Солнцу он улыбнулся: Наконец –то проснулся | Картинка с изображениями колокольчиков. Схемы:
|
Мы читаем. | Упражнение «Мяч» Развитие умения регулировать силу голоса. | С силой ударять мяч об пол рукой на ударном слоге: Мой веселый, звонкий мяч! | Специального оборудования не требуется |
Мы читаем. | Игра «На велосипеде» Развитие у детей силы и подвижности голоса. | Дети произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного. Сели и поехали все быстрей, Снова в гору едем мы, | Специального оборудования не требуется. |
Мы читаем. | «Путешествие» Развитие силы голоса у детей, темпа, выразительности речи. | Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым названием пассажира. (от тихого к громкому) Красота! Красота! | Специального материала не требуется. |
Космос. | Игра «Ракета» Развитие у детей умения изменять высоту голоса | Воспитатель предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Дети поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке. | Специального материала не требуется. |
Весна. Весенние месяцы. Прилет птиц. | Упражнение «Тишина» Развитие у детей силы голоса, выразительности чтения стихотворения. | Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение: Была тишина, (голосом обычной силы) | Специального материала не требуется. |
Наша родина - Россия. | Работа над пословицей. Развитие у детей чёткости дикции, плавности речи, совершенствование навыков произнесения слов сложной слоговой структур, активизация словаря. | Москвой - столицей весь народ гордится. При произнесении выкладывать счётные палочки на каждое слово. Следить за чётким произнесением звуков в словах. Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная. | Счётные палочки. |
Скоро в школу. | «Тихо – громко». Развитие у детей силы голоса. | Воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч одному из детей. Задача ребёнка закончить предложение, крикнуть «громко» или прошептать «тихо». Когда ты на уроке, ты разговариваешь…. | Специального материала не требуется |
Наш родной город. | «Бегемотик» Развитие у детей силы голоса, тембра, темпа речи, координации речи с движением. | Бегемотик – обормотик | Специального материала не требуется. |
Мы читаем. | Волшебное зеркало» Развитие умения пользоваться силой голоса, ритмичной, выразительной речью, правильностью дыхательных пауз и звукопроизношением во фразовой речи. | Дети отвечают на вопрос воспитателя, выделяя голосом слово. Отвечает тот, к кому подходит воспитатель с зеркальцем. Необходимо внимательно послушать, ответить на вопрос, произнести голосом слово как я (громко или тихо). За правильный ответ ребёнок награждается фишкой. Ну-ка, зеркальце, смотри! Скорлупки у орехов простые или золотые? Лебедь просто птица или девица-царица? Остров Буян или Баян? Белка орех клюёт или грызёт? Дуб возле подворья или Лукоморья? Русалка на ветвях или на волнах? Царевич Алексей или Елисей? Зеркальце умело говорить или кормить? Старик поймал рыбку или улитку? Рыбка желания исполняла или приказы отдавала? Петушок царство охранял или всех клевал? Петушка подарил царю мудрец или стрелец? | Зеркальце |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников.
Задачи взаимодействияформирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;преодоление нарушений слоговой структуры слова;обогащение словарного запаса;развитие артикуляционной,...
Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе.
статьВ статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...