«Волшебный песок и развитие речи»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игра, рисованием песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pesok.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный песок и развитие речи»
«Часто руки знают, как распутать то, над чем бьётся разум».
К.Г. Юнг
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игра, рисованием песком.
Рисование песком в последние годы приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей. И это совсем неудивительно – рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация, обладает целым рядом положительных моментов.
Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.
Главное достоинство рисования песком в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность рисовать свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно.
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Положение о тесном взаимодействии развитии речи и ручной моторики (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова), определяет необходимость включения упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Уже давно было доказано, что не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить по физическим возможностям пальчиков рук, как у него развита речь. Около трети двигательной области в головном мозге занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой моторной зоны. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.
В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и используют эту информацию в речи, что стимулирует их речевую активность.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Речь и мышление тесно связаны между собой. Уровень развития этих психических функций взаимодополняют друг друга. Развивая речь, формируется и развивается мышление. Ребенок сам придумывает, о чем говорят выбранные им фигурки или что делают; иногда он может пригласить взрослого присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Рисование на песке особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают игру рисованием песком и переключают на это свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.
В какие же игры можно поиграть с детьми?
Конечно, же все начинается с ритуалов. приветствия и прощания с песком.
- Знакомство с песком ритуал приветствия:
Здравствуй, солнце красное,
Здравствуй, утро ясное.
Здравствуй наш песочек,
Желтенький дружочек!
• Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;
• Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план комнаты, построим песчаный город, «Секреты».
• Для развития зрительно- моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).
• Для формирования кинетической основы двигательного акта.
Например:
«Кошечка»
Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.
«Шалтай-Болтай»
Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.
• Упражнения для кончиков пальцев.
«Молоточки».
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
«Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.
«Мы играем»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.
«Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
«Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
«Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной картины. Рисование букв, недостающих элементов букв.
Графическая символика. Рисование узоров.
Задания по формированию словоизменения.
«Найди пару». Перед детьми разложены картинки с изображением предметов в единственном числе. В песке спрятаны аналогичные игрушки; предлагается найти пару (кот-коты, кукла-куклы, дерево -деревья)
«Зоопарк»
Цель - развитие психических функций; развитие мелкой моторики рук, развитие устойчивого интереса к творческой игровой деятельности; расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков.
Проблемные вопросы: Кто бывает храбрый, проворный (в каких случаях)? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный?
Объяснить значение выражений: сделать из мухи слона, волк в овечьей шкуре.
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
К нам приехал зоопарк, занял он ближайший парк.
Очень много там зверей – приходи смотреть скорей! Тихо ходит черепашка – костяная неваляшка.
Всем легко ее догнать – раз, два, три, четыре, пять.
Слон такой большой и важный, словно дом многоэтажный.
Тяжко топает ногами, как бетонными столбами.
Косуля длинноногая вышагивает строгая.
Грациозна и красива, все зовут ее Камила.
Быстро скачет кенгуру, ну, затеяла игру!
Я догнать ее хочу, и за нею поскачу.
В зоопарк мы поиграли, наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут, место язычку дадут.
Развитие графических навыков: обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов, рисование на песке.
Очень многие родители не обращают особого внимания на рисование песком для детей, ошибочно полагая, что это занятие предназначено для детей более старшего возраста. На самом деле это вовсе не так – рисовать песком могут даже годовалые крохи. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками или лепка из пластилина. А вот беспорядка и лишних хлопот с уборкой будет гораздо меньше.
Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию. Да и родителям наверняка может быть интересным подобное рисование, а совместное творчество, как известно, самым благоприятным образом влияет на отношения родителей с ребенком.
Немаловажным нюансом является пластичность материала. Для того чтобы изменить изображение, ребенку не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.
Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.
Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Объясняют психологи этот феномен тем фактором, что происходит изменение образного мышления ребенка: перестройка образно – логического мышления происходит колоссальная.
Кроме того, дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"
Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....
Родительское собрание «Мир волшебных сказок» по развитию речи
Родительское собрание «Мир волшебных сказок» по развитию речи...
Мастер - класс для родителей воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Волшебный песок»
Цель данного мастер -класса - повышение педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста в вопросах использования песочной терапии с детьми в совместной деятельности с де...
Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"
Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
«Использование учебно-игрового терминала «Волшебный экран» в развитии речи детей дошкольного возраста»
Электронные ресурсы делают процесс обучения и коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме....
Методическая разработка Дидактические игры "Волшебный фонарик" по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В методической разработке рассказано о развитии речи старших дошкольников посредством дидактических игр "Волшебный фонарик"....