Методическая разработка Дидактические игры "Волшебный фонарик" по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Хафизова Татьяна Сергеевна

В методической разработке рассказано о развитии речи старших дошкольников посредством дидактических игр "Волшебный фонарик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didakticheskie_igry.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования администрации города Иркутска

комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 24

664011 г. Иркутск, ул. Желябова, 8

e-mail: detskiisad24@mail.ru тел. 8(3952)33-61-87

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития…

Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

 В. А. Сухомлинский.

Дидактические игры «Волшебный фонарик»

 для развития речи детей старшего возраста

Пояснительная записка

Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. В словаре-справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого детская игра определяется как один из основных видов деятельности и важнейшее средство физического, умственного и нравственного воспитания детей, особенно младшего возраста; особая форма отношения ребенка к окружающей действительности.

Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. 

В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий. Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления.

Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей.

Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме.

Дидактические игры для детей являются основной формой деятельности детей и организации учебного процесса.

Актуальность

Новое время диктует новые задачи и перед воспитателями встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и создать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

В настоящее время существует огромное количество сборников всевозможных дидактических игр и упражнений, помогающих воспитателям. Тем не менее, педагоги продолжают поиск наиболее интересных и разнообразных приемов в работе с детьми дошкольного возраста. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками.

От природы каждый ребёнок любознателен, любит сюрпризы и волшебство. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Игры с фонариком - доступный и зрелищный вид занятий. Это настоящая магия! Фонарик – это не игрушка и ребёнок рад появлению такого предмета в образовательном процессе, что сказывается на повышении результативной деятельности детей.

Преимущества игр с фонариком:

- использование во всех образовательных областях;

- решение разнообразных педагогических целей и задач;

- вариативность, многообразие тем;

- подходят для детей всех возрастных категорий;

- применение в групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях;

- применение в процессе НОД, самостоятельной деятельности детей;

- наглядность, красочность игр.

Процесс изготовления игр с фонариком не сложен. Необходимо подобрать предметные картинки в соответствии с поставленной целью и задачами, изучаемой темой, подобрать фон, за который эти картинки будут спрятаны. Листы с предметными картинками и фоном склеиваются. Для долговечности и практичности полученные карточки нужно заламинировать.

Цель данной методической разработки: обобщение опыта работы по использованию дидактических игр с фонариком в работе с детьми старшего возраста по развитию речи.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Составить картотеку игр.

Значение дидактической игры для развития речи детей

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, ее развитие начинается с детских лет и является важнейшей составляющей успешного обучения в школе и необходимым условием социализации личности.

В современной педагогике большое внимание уделяется развитию речи у детей дошкольного возраста. По этой теме написано много трудов, основная мысль которых заключается в том, что способность связно говорить помогает человеку стать полноценным членом социума.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. А количество мест в логопедических группах ограничено. Важно и необходимо вести коррекционно-развивающую работу по развитию речи в общеобразовательной группе.

В рамках образовательной области «Речевое развитие» с помощью игр с фонариком можно решать следующие задачи:

- автоматизацию и дифференциация звуков;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- активизация словаря по лексическим темам;

- развитие связной речи;

- подготовка к обучению грамоте.

Составляя картотеку игр, ориентируюсь на уровень развития речи у детей группы, интересы детей, их индивидуальные потребности и особенности, наиболее проблемные моменты освоения навыка связной речи.

Заключение

Использование игр с фонариком позволяет мотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания, поддержат положительный эмоциональный настрой, в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

Использование дидактических игр, создание различных игровых ситуаций у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость. Применение игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Нетрадиционные развивающие игры с фонариком помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.  

Именно поэтому мы решили проводить игры по развитию речи в такой необычной форме - при помощи фонарикаДошкольники отнеслись к этой идее с восторгом, быстро влились в игру, стали активно участвовать в ней.

Перспективой работы над данной темой считаю: поиск и разработку новых игр по всем областям.

Увлекательный и занимательный материал, в виде игр с фонариком позволяют разнообразить методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить занятия по развитию речи в интересную и увлекательную игру.

Как показала практика, игры с фонариком позволили максимально активизировать речевую деятельность детей, сохраняя интерес к процессу подготовки к обучению грамоте. За период работы с играми у детей отметилась положительная динамика усвоения программного материала по речевому развитию. Дети приобрели навыки анализа речи, безошибочно делят предложения на слова, слова на слоги, определяют место звука в слове. Переходя от задания к заданию, в конце обучения дети получают необходимый багаж языковых знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения в школе.

Предметно-развивающей пространственной среда группы была пополнена дидактическими играми, пособиями.

Предлагаемые в методической разработке дидактические игры будут полезны и легки в применении в качестве эффективной формы организации совместной деятельности педагога с детьми. Игры представлены с учётом возраста детей и постепенным усложнением дидактического задач. Дидактические игры обладают большим воспитательным и образовательным потенциалом. В играх представлены варианты заданий с последующим усложнением.

Игры с фонариком!
Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

Литература:

  1. Занятия Коняхиной: https://vk.com/club152635295
  2. Давидчук, Селихова: Истоки. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие.

Картотека игр

«Что Зоя видит во сне?»

Цель игры: автоматизация звуков [С, З] в предложении.

 Игра состоит из 12 карточек, на которых изображена девочка с тележкой и 12 картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [с, з] для подсвечивания, заламинированы.

Ход: - «Зоя спит. Она видит сон. Отгадай, что снится Зое?»

Ребёнок подсвечивает картинку и чётко проговаривает предложения: Зоя видит во сне зонт. Зоя видит во сне пазлы. Зоя видит во сне замок. Зоя видит во сне сливовый сок. Зоя видит во сне соску. Зоя видит во сне капусту.… мозаику... бусы… ананас… стакан… насос…

«Что в мешке-1?»

Цель игры: автоматизация шипящих звуков [ш, ж] в предложении.

 Игра состоит из карточек, на которых изображен мешок и картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [ш, ж] для фона. Картинки заламинированы. 

Ход игр:

Вариант 1. «Что это?» (Это мешок). «Отгадай, что в нем лежит?»

Ребёнок подсвечивает картинку и чётко проговаривает предложения: В мешке лежит пижама. В мешке лежат шоколад. В мешке лежит мешок.

Вариант 2. А что бы ты положил в мешок? Подумай, назови.

Вариант 3. Вспомни и назови еще раз предметы, которые лежали в мешках (развитие памяти, уже не подсвечиваем фонариком мешки).

 «Что в мешке-2?»

Цель игры: формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать по внешним признакам овощи от фруктов.

Задачи:

- познакомить детей с простейшей классификацией;

- продолжить формировать умение самостоятельно узнавать овощи и фрукты и правильно называть их;

- формировать элементарные экологические знания.

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с мешочками и просит при помощи фонарика или другого источника света определить, что лежит в мешочке, как называется, рассказать, где растут – на деревьях или огородных грядках.

Варианты игр:

-разделить фрукты и овощи по цвету;

- назвать геометрическую форму овощей и плодов;

- спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.

Жареное/печеное/вареное!

Цель: Закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить; упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: Педагог задает вопрос: «Что приготовил повар?». Ребенок берет карточку, подносит к фонарику и отвечает на вопрос педагога: «Повар пожарил котлеты».

- «Котлеты какие?» 

- «Котлеты жареные» и т.д.

«Какой сок? Какое мороженое? Какая конфета?»

Цель: Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными по родам.

Ход: Ребенок берет карточку, подносит к фонарику и отвечает на вопрос педагога «У меня сок из яблок, значит это яблочный сок», «У меня мороженое из шоколада, значит это шоколадное мороженое», «У меня конфета с бананом, значит это банановая конфета»

 «Что нарисовано на картине?»

 Задача: активизировать словарь, развивать коммуникативные навыки у воспитанников.  

Ход игры: Педагог показывает предметные картинки.

 - Посмотрите, что нарисовал художник?

Доп. Задание: определить жанр живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

Игра «4 лишний» для автоматизации звуков

Цель: Автоматизация звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ш], [Ж], [Щ], [Р], [Р’], [Л], [Л’], [Ч], [Щ], [Ц]; учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; пополнения словаря, развитие фонематического слуха, внимание, память. 

Ход игры: Дети рассматривают ряд картинок и называют лишний предмет. Лишним будет предмет, в котором нет автоматизируемого звука.

Дополнительные задания: назвать предметы ласково (перец — перчик, ключ — ключик.

«С чем блины??»

Цель: расширения словарного запаса по теме «Ягоды», формирования и развития зрительного восприятия и логического мышления; Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

 «Что закрасил маляр?» 

Задача: автоматизация звуков Р, Рь в словах, предложении, развивать лексико – грамматический строй речи (согласование слов в предложении).  

Ход игры: Педагог показывает предметные картинки:

 - Угадай, что закрасил маляр?  

Инструкция: Расположить картинку над фонариком. Ответ на поставленный вопрос должен быть полным.

«Из чего варенье»

Цель игры:

- Продолжать учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

- Закреплять счет, сравнение, понятия больше - меньше. 

1 вариант. Бабушка сварила варенье, но забыла подписать баночки. Давайте поможем бабушке разобрать баночки с вареньем. Чтобы узнать из чего варенье, нужно просветить баночку фонариком и сказать из чего оно (н-р, варенье из малины- малиновое варенье).

2 вариант.

А теперь давайте поможем бабушке поставить баночки с вареньем храниться на полочки на зиму

- на первую полку мы поставим 4 банки,

- на вторую полку нужно поставить на одну банку больше чем на первой полке,

- На третью полку мы поставим оставшиеся баночки с вареньем.

- На сколько меньше баночек на второй полке, чем на третьей?

Игры на тему «Мебель»

- Цель: расширения словарного запаса по теме «Мебель», упражнять детей в образовании множественного числа существительных; формирования и развития зрительного восприятия и логического мышления.

 1. Игры со словами. Предложите детям назвать как можно больше слов, связанных с мебелью, и составить из них предложения. Например: «Стул стоит у стола», «Кровать мягкая и удобная».

2. Игры-ассоциации. Предложите детям назвать предмет мебели, а затем попросите их назвать все слова, которые они связывают с этим предметом. Например, при названии стула можно назвать слова «сидение», «спина», «ножки», «мягкий».

3. «Один и много».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактической игры "Гласные часики"для детей старшего дошкольного возраста

Звуковая культура речи(для детей старшего дошкольного возраста)Дидактическая игра «Гласные часики» Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательно...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам Бременских музыкантов»

Программные задачи:Воспитательные:Воспитывать чувство взаимовыручки. стремление оказать помощь ближнему в трудную минуту. Учить детей работать в паре, подгруппой.Развивающие:Развивать логическое мышле...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам бременских музыкантов»

Разработка поможет воспитателям реализовать в работе с детьми технологию развивающих игр....

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю березу русскую"

Данный материал пригодиться педагогам, которые любят использовать в работе различные виды художественной деятельности, а также использовать нетрадиционные техники рисования....

Методическая разработка «Оригами» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель:Способствовать речевому развитию детей средствами сложения фигур «оригами» и последующему обыгрыванию в различных видах коммуникативной деятельности.Задачи:Стимулировать развитие мелк...

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...