Мастер - класс для родителей воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Волшебный песок»
методическая разработка (младшая группа)

Бибикова Светлана Владимировна

Цель данного мастер -класса - повышение педагогической  компетентности родителей детей дошкольного возраста  в вопросах использования песочной терапии с детьми в совместной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 "Колокольчик" города Алатыря Чувашской Республики

Мастер - класс для родителей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Волшебный песок»

                                                                                     Выполнила и провела: С.В. Бибикова

г. Алатырь

декабрь, 2020 г.

Цель. Повышение педагогической компетентности родителей детей среднего дошкольного возраста в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с детьми.                                                                                                        Задачи. Познакомить родителей с использованием песочной терапии в коррекционно-образовательном процессе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Стимулировать интерес родителей к вариантам использования элементов песочной терапии в совместной деятельности с детьми. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.                                                                                    

Оборудование: ящик с песком, глубокие тарелочки для индивидуальной работы, наборы миниатюрных фигурок, шариков, камушков для игр с песком, медиаустановка (проектор, ноутбук, экран), электронная презентация «Волшебный песок»

Ход мастер-класса

Водная часть

- Приветствие участников мастер-класса

Педагог: Добрый день, уважаемые родители! Вас сегодня ждет что-то интересное, полезное и занимательное.

- Постановка целей и задач

Педагог: Сегодня я познакомлю вас с песочной терапией, расскажу об ее эффективном использовании в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения в условиях детского сада, дам рекомендации по использованию элементов песочной терапии в домашних условиях. Также мы вместе с вашими детьми поиграем с песком.

- Активизация участников мастер-класса

Педагог: Давайте немножко поиграем друг с другом.

-Упражнение «Моя и мамина рука»

Родителю и ребенку предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

-Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

-Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.

-Померятся силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

-Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго - вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

-Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

Педагог: Здорово у вас получилось! Предлагаю немного отдохнуть и просмотреть небольшой видеоролик «Красивые рисунки песком».

Основная часть

- Демонстрация электронной презентации «Волшебный песок»

Педагог: Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

В чем сила песка?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;

песок – демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;

песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;

песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;

песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;

песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

-Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

-Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

-Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

-Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

-Развивать психические процессы (внимание, память).

-Развивать логическое мышление.

-Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

-Развивать умение действовать по инструкции.

-Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

-Воспитательные:

-Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

-Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

-Воспитывать слуховое внимание и память.

-Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

-Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

-«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Показания к применению

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами:

Трудности в общении

Взаимоотношения детей и родителей (кризисные ситуации (развод, переезд и др.))

Психологические травмы

Расстройства настроения

Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства

Проблемы поведения (агрессия и др.)

Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

-Практическое занятие с участниками мастер-класса

Педагог: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. (Раздает  паре «родитель - ребенок» глубокие тарелочки с песком и наборы миниатюрных фигурок)

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Различными способами дотронуться до песка:

1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Ребенок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной ее стороной.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель - развитие тактильной чувствительности, воображения.

1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»).

5. «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение «Узоры на песке»

Цель - закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры - взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Педагог: Перед тем как закончить нашу встречу, я хочу показать вам еще один видеосюжет, в котором рассказывается про кинетический песок, как об одном из инновационных видов песка для работы с детьми.

Заключительная часть

- Самоанализ

Педагог:Сегодня мы провели интересное занятие, поиграли с песком в разные полезные игры. Я рассказала вам о песочной терапии, постаралась убедить вас в эффективности этого малозатратного, но при этом несущего массу положительных эмоций способа общения с детьми. Таким образом, я считаю, что мы смогли достичь цели нашего мастер-класса. А теперь предлагаю вам задать интересующие вас или возникшие в ходе мастер-класса вопросы по теме.

- Вопросы участников по проведенному занятию

- Заключительное слово

Педагог: На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за внимание и активное участие! Желаю вам побольше радостных моментов в отношениях с вашими детками и душевного благополучия!

Список литературы:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку».

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

5. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».

6. Большебратская Э. Э. «Песочная терапия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"

Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по социально-коммуникативному развитию «Виртуальный тур в Город Мастеров»

Конспект открытого занятия «Виртуальный тур в город Мастеров» для детей старшего возраста с ТНРЦель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.Задачи:ü  Коррекционно – образоват...

Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"

Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей  с тяжелыми нарушениями речи  в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....