"Речевое лото" или "Путешествие по гусенице" (пособие)
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото.
Наверняка многие знают, как сложен этап автоматизации звуков. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А если автоматизация звука растягивается на длительное время, то логопеду приходится ломать голову над тем, как и чем, разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил, был интересен для детей. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Чтобы заинтересовать детей на занятии можно использовать речевое лото. Лото представляет собой расчерченное на квадраты поле, в которых наклеены или нарисованы картинки с автоматизируемым звуком и разнообразные фишки. Для создания игровой ситуации возможно использование пальчиковых игрушек или картинок с изображениями героев данной игры. Детям очень нравится работать с фишками и каждый раз выбирать себе новые – кружки, треугольники, квадраты, сердечки, ягодки, грибочки. Работа с фишками благотворно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук. При наличии современной компьютерной оргтехники лото выглядят очень ярко и красиво, а для долговечности использования листы с картинками можно ламинировать. Варианты игр многочисленны и зависят от фантазии педагога. Игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Вот несколько примеров.
Автоматизация звука С.
Лото «Усы».
Оборудование: поле с изображениями животных и насекомых, у которых есть усы; фишки. Перед началом игры оговариваем, что один ребёнок ищет картинки животных, а другой насекомых. Ребёнок выбирает понравившуюся картинку и произносит: «У кота есть усы», закрывает своей фишкой, второй ребенок закрывает свою картинку: «У бабочки есть усы» и т.д., пока не закроем все картинки.
Автоматизация звука Ш.
Лото «Находки».
Оборудование: поле с картинками, в названии которых есть звук Ш, пальчиковые куклы девочки и мальчика (Маша и Миша), фишки.
Маша и Миша пошли гулять, и нашли много разных предметов.
1-й ребёнок. Маша шла, шла, шла и мешок нашла.
2-й ребёнок. Миша шел, шел, шел и пушку нашел. И т.д.
Автоматизация звука Р’.
Лото «Рисунки».
Оборудование: поле с картинками в виде гусеницы, в названии которых есть звук Р’, фишки, фигурки девочки и мальчика (Марина и Боря). Один ребёнок играет за Марину, другой за Борю. Марина и Боря очень любят рисовать. Сегодня они нарисовали только те картинки, в названии которых есть мягкий звук Р’.
1-й ребёнок. Марина нарисовала гриб.
2-й ребёнок. Боря нарисовал якорь и т.д. пока не закроются все картинки.
Автоматизация звука Ч.
Лото «Чипполино учится».
Оборудование: поле с картинками, в названии которых есть звук Ч, фишки, пальчиковые куклы (изображения) Чипполино и учителя. Чипполино пришел в 1-й класс, но оказалось, что он не умел произносить звук Ч и произносил свое имя неправильно. Тогда учитель стал учить Чипполино.
1-й ребёнок. Учитель учит Чипполино: « Чипполино скажи ночь!»
2-й ребёнок. Чипполино отвечает: «Ночь».
От детей требуется правильное произнесение всей фразы, а не только название картинки. В процессе игры дети могут поменяться ролями.
Дифференциация Р-Л.
Лото «Магазин».
Оборудование: поле с картинками, в названии которых содержится звук Р или Л, изображения героев (Рая и Лада), фишки.
Рая и Лада подружки, они очень любят вместе ходить по магазинам. Рая покупает те предметы, в названии которых есть звук Р, Лада покупает те предметы в названии которых есть звук Л. Имена героев могут меняться в зависимости от того кто присутствует на занятии: две девочки, два мальчика, девочка и мальчик.
Цветовое лото.
Цветовое лото может применяться для автоматизации различных звуков, а также для заучивания цвета, у детей, испытывающих в этом трудности.
Лото «Белый цвет».
Оборудование: поле с картинками белого цвета (белый аист, белый пух, белый сахар, белый снег и т.д.), фишки, игрушка - серый котёнок.
Котёнок очень хотел быть похожим на свою маму, у которой была белая грудка. Тогда он отправился в путешествие на поиски белого цвета. «Я иду, иду, иду белый цвет найти хочу!». Ребёнок видит картинку, называет её и закрывает фишкой. На материале данной игры отрабатываем родовые понятия - белый, белая, белое.
Лото «Серый цвет» -автоматизация звука Р, «Желтый цвет» -автоматизация звука Ж или Л, в зависимости от необходимости. «Белый цвет», «Голубой цвет» - автоматизация звука Л, «Чёрный цвет» - автоматизация звука Ч или Р, «Зелёный цвет» - автоматизация звука Л’.
Создаем лото вместе.
Если вы умеете быстро рисовать, то можно создать лото вместе с ребенком прямо на занятии.
Автоматизация звука Л.
Лото «Уголок».
Оборудование: лист, расчерченный на квадраты, простой карандаш.
Ребёнку предлагается подумать и назвать те предметы, у которых есть уголок.
У стола уголок, у стула уголок, у коробки уголок ... Если ребенок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами. Картинки для раскрашивания можно предложить в качестве домашнего задания. В ходе создания лото, ребенок погружается в проблемную ситуацию, в процессе решения которой совершенствуется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, развивается воображение.
В результате проведения этих игр выполняем следующие задачи:
- обеспечиваем многократное повторение отрабатываемого звука;
- обогащаем словарь;
- отрабатываем родовые понятия;
- развиваем мышление, воображение;
- развиваем мелкую моторику рук.
Данное пособие можно выполнить в виде гусеницы, что будет более интересно для ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....