Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.
материал по логопедии на тему

Андреева Ирина Александровна

Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.

     Пособие предназначено для учителей – логопедов, воспитателей коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

     Одна из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно – оздоровительном воздействии на лиц с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы. У детей с речевой патологией необходимо развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство ритма и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушения. В этом поможет логопедическая ритмика. Но не всегда в практике удаётся использовать систему логоритмических занятий. Поэтому предлагаем включать в занятия элементы логоритмики. Эти элементы могут использовать на всех этапах занятия в соответствии с тематикой занятия.            

      Кроме упражнений на развитие общей моторики целесообразно включать задания на развитие мелкой моторики. Ритмические движения пальцев являются средством повышения функционального состояния коры больших полушариев и общего усиления ассоциативной функции мозга.

      Для совершенствования динамической координации движений и речи можно использовать чистоговорки в сочетании с движениями на развитие общей и мелкой моторики, одновременно с помощью чистоговорок закрепляется правильное произношение звуков. Кроме того, чистоговорки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата, темпа речи.

     Также можно использовать элементы самомассажа, упражнения для глаз

     Для непродолжительного активного отдыха можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий.

     Проведение таких разминок ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и умственного напряжения, позволяет развивать моторную сферу и совершенствовать речь детей.

     Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.

     Пособие предназначено для учителей – логопедов, воспитателей коррекционных групп.

Упражнения на развитие общей моторики.

(упражнения можно выполнять под музыку)

Логопедическая разминка№1.

Топ, топ!                                 Ходьба в колонне по одному, сделать два

Хлоп, хлоп!                            Шага, остановиться, два раза ударить по бёдрам  

.      

Тук, тук, тук, тук!                 Ходьба в полуприсяде, руки на поясе    

Моих пяток слышен стук.

Мио пяточки идут.

Меня к мамочке ведут.

Лёд да лёд, лёд да лёд,          Ходьба на внутреннем  своде стопы.

А по льду пингвин идёт.

Лёд да лёд, скользкий лёд,

Но пингвин не упадёт.

Мишка, мишка, косолапый,   Ходьба на наружном своде стопы.

Мишка по лесу идёт.

Мишка хочет сладких ягод,

Но ни как их не найдёт.

Цок, цок! Конь живой .          Ходьба с высоким подниманием коленей.        

С настоящей головой,

С настоящей гривой,

Вот какой красивый.

Прямой галоп. Дети щелкают язычком.  

Логопедическая разминка №2.

Чок, чок, чок, чок                   ходьба с пяточки, повторить 6-8 раз

Наступлю на каблучок.      

Возле дома во дворе              ходьба в высоким подниманием колен,

Петушок гуляет                     с хлопком по бёдрам

И любимую свою

Песню распевает

Ку-ка-ре-ку,                            ходьба на носках с хлопками над головой.

Ку-ка-ре-ку

Скачут зайцы-                       прыжки с продвижением вперёд,

Прыг да скок-                        руки на пояс

На лесной опушке,

А у зайчиков торча

Ушки на макушке

Я пингвин не один,                  ходьба на внутреннем своде стопы

Нас пингвинов стая.

Мы живём среди льдин,

И не замерзаем.

Три медведя шли домой,         ходьба на наружном своде стопы

Папа был совсем большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто

Побежали наши дети               лёгкий бег на носках.

Всё быстрее и быстрей,

Не догонит косолапый…

Ну, давайте веселей!

Логопедическая разминка №3.

На огород мы наш пойдём           свободная ходьба

И овощей там наберём.

Дорога коротка, узка,

Идём, ступая мы с носка.

Дождик, дождик, веселей,           ходьба в полуприсяде

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

И по бордюру мы пойдём,         ходьба приставочным шагом

И приседаем мы на нём.            вправо в полуприсяде

Потом обходим деревца

И пробежимся мы слегка

А что в нынешнем году              свободная ходьба

В нашем выросло саду?

Всё мы вам покажем,

Обо всём расскажем.

Логопедическая разминка №4    «Снежок».

Снежок порхает, кружится    на улице бело.

(дети кружатся)

И превратились лужицы в прозрачное стекло

(прыжки на двух ногах)

Где летом пели зяблики

(имитация клювиков)

Сегодня посмотри! –

(разводят руками)

Как розовые яблоки на ветках снегири

(вращение кистями)

Снежок изрезан лыжами, как мел скрипуч и сух.

( «едут» на лыжах)

И ловит кошка рыжая весёлых белых мух

(хлопки в ладоши с приседанием).

Логопедическая разминка №5   «Снеговик».

Давай дружок, смелей, дружок.

Кати по снегу свой снежок

(дети идут по кругу друг за другом, катят снежки)

Он превратится в толстый ком

(рисуют двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«рисуют» снеговика)

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла

(показывают голову, глаза, ноу, «держат» метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(медленно приседают)

Увы! И нет снеговика.

(пожимают плечами, разводят руками)

Упражнения на развитие мелкой моторики.

«Цветок»

Шевелились у цветка      (основание кистей прижаты, пальцы  движутся)

Все четыре лепестка       (пальчики «здороваются»)

Я сорвать его хотел         (сжимание и разжимание кулачков)

Он вспорхнул и улетел   (встряхивание кистями).

«Зима».

1,2,3,4,5,                                            (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять             («идут» указательными пальчиками)

Бабу снежную лепили,                     (лепят комочек)

Птичек крошками кормили,   (выполняют крошащие движения)

С горки мы потом катались   (ведут ук. пальцем правой руки по левой ладони

А ещё в снегу валялись           (переворачивают ладони на столе)

Все в снегу домой пришли     (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли          («кушают», затем кладут руки под щёчки )

«Мебель»

1,2,3,4,                                           (сжимают и разжимают кулачки)

Много мебели в квартире           (хлопают то кулачками, то ладошками)

В шкаф повесим мы рубашку,(поочерёдно загибают пальчики на обеих руках

А в буфет поставим чашку,

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.   (хлопают то кулачками, то ладошками)

Много мебели в квартире

Работа с чистоговорками.

За –за-за-за -                       4 хлопка

Здесь привязана коза          2 наклона влево – вправо

Зы-зы-зы-зы -                     4 хлопка

Мало травки у козы           2 поворота вправо – влево.

Зу-зу-зу-зу -                        4 хлопка

Отвязали мы козу              2 приседания.

Са-са-са-са -                         наклоны головы вперёд – назад

Укусила в нос оса               поднимание и опускание плеч

Со-со-со-со -                        наклоны туловища влево – вправо

Стал мой нос как колесо     круговые вращение прямыми руками

Сы-сы-сы-сы –                     приставные шаги влево – вправо

Не боюсь я злой осы            высокое поднимание колен

Су-су-су-су -                         прыжки на двух ногах

Я осу в руке несу                 два приседания

Жа-жа-жа-жа -                        пальцы переплетены в «замок»: поочерёдное

                                                 выпрямление пальце правой и левой рук

Есть ежата у ежа                    сжать ладони – развести

Жу-жу-жу-жу -                       делаем «колечки» на правой руке

Как-то уж пришёл к ежу       делаем «колечки» на левой руке

Жи-жи-жи-жи -                      кулак – ребро

Мне ежаток покажи               сжимание и разжимание кулачков

Ша-ша-ша-ша -                надавливание ладошек друг на друга с силой

Наша группа хороша      сжимание и разжимание кулачков

Шу-шу-шу-шу -              хлопают то кулачками, то ладошками

В нашу группу я спешу   «колечки» одновременно на обеих руках

Шо-шо-шо-шо -              пальчики «здороваются»

Занимаюсь хорошо        «ножницы» - пальчиками обеих рук.

                                                           

Самомассаж лица.

Массаж лица «Ёжик».

Жа-жа-жа-                               слегка касаясь пальцами, провести по лбу.

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу –                             провести по щекам от крыльев носа к ушам.

Подошли мы к ежу.

Ужа-ужа-ужа –               указательными пальцами провести над верхней губой

Впереди большая лужа.         провести под нижней губой.

Жок-жок-жок-                         проводить ладонями по шее сверху вниз

Надень, ёжик сапожок.

Массаж лица «Пчела».

Ла-ла-ла –                            провести пальцам от середины лба к вискам.

На цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул –                           провести пальцами по щекам сверху вниз.

Ветерок подул.

Ала-ала-ала -                      энергично постучать по крыльям носа.

Пчёлка крыльями махала.

Ила-ила-ила -                     растираем над верхней губой и под нижней губой.

Пчёлка мёд носила.

Массаж лица «Бурундук».

Щёчка, щёчка –                     поглаживаем лоб, щёки

Два мешочка,

Три – четыре корешочка.     постучать по крыльям носа

Пять брусничек,                    провести указательными пальцами по бровям

Шесть морошек,                   надавить на внутренние уголки глаз

Семь букашек,                      постукивание по нижнему веку глаз

Восемь мошек..                     оттягиваем мочки ушей

Лапкой в щёчку –                  похлопать ладонями по щекам

Стук, стук:

- На здоровье,                        вытянуть ладони и покачать головой

Бурундук.

Массаж биологически активных точек «Считалка для мышки».

Раз, два, три, четыре,             провести руками по шее от затылка к груди

Сосчитаем дыры в сыре        поглаживаем шея ладонями сверху вниз.

Если в сыре много дыр         провести по крыльям носа

Значит, вкусным будет сыр  провести по лбу от середины к вискам

Если в нём одна дыра            «вилочкой» из пальчиков  растираем за ушами

Значит, вкусным был вчера   потереть ладони друг об друга.

Гимнастика для глаз.

«Белка».

Белка дятла поджидала,     резко перемещаем глаза вправо – влево

Гостя вкусно угощала:       перемещаем глаза вверх – вниз

-Ну-ка, дятел, посмотри -  

Вот орехи: раз, два, три! –  помигать глазами

Пообедал дятел с белкой    

И пошёл играть в горелки  погладить веки указательным пальцем

«Морковка»

Дети берут по морковке и выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними,

На неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо – влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.    

«Солнышко».

Солнышко с тучками в прятки играло        поморгать глазами

Солнышко тучки-летучки считало              посмотреть вправо – влево

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких – две штучки,                                     посмотреть вверх – вниз

Тяжёлых три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало             закрыть глаза ладонями

Солнце не небе вовсю засеяло.                    широко открыть глаза

                     

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией".

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик...

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

 Над  данной  темой  я  начала  работать  для  того,  чтоб  помочь  детям  быстрее  адаптироваться  в  детском  с...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"

В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реаби­литацион...

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.Задачи:-  Психомышечная тренировка.- Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.- Тренировка умения регули...

«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у детей с речевыми нарушениями»

В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанны...