«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у детей с речевыми нарушениями»
статья по коррекционной педагогике

Светлана Михайловна Гува

В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанные в статье, доказали свою эффективность на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения

у детей с речевыми нарушениями»

Аннотация. В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанные в статье, доказали свою эффективность на практике.

Ключевые слова. Психоэмоциональное напряжение, фонетическая ритмика, стретчинг, логоритмика, речевые нарушения.

Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Мы с вами, уважаемые педагоги, встречаемся с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов.    

В работе с детьми с речевыми нарушениями, в качестве обязательных элементов логопедического занятия, а также в индивидуальной работе с детьми, целесообразно включать современные инновационные технологии, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, такие как:

  • арт-терапевтические технологии – музыкотерапия, кинезитерапия (телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика), сказкотерапия, креативная игротерапия;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

В данной статье подробнее будут рассмотрены некоторые из них:

1.Фонетическая ритмика как телесно-ориентированная техника – улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль, произвольность нервных процессов, способствует развитию речевого дыхания.

В современном обществе из-за того, что на организм детей происходит влияние большого количества факторов как физического, так и психологического характера, зачастую дети старшего дошкольного возраста подвергаются эмоциональному напряжению. В качестве причин подобного явления выделяется усталость, стресс, трудности адаптации.

Эмоциональное напряжение детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современного дошкольного образования. В данной статье мы рассматриваем фонетическую ритмику, как средство снятия эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Точкой отсчета системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912г. Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Изначально фонетическая ритмика была использована как метод работы над произношением слабослышащих детей. На данном этапе достоинство этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. В ходе выполнения совместных упражнений формируется эмоциональное единство детей старшего дошкольного возраста, что благоприятно и эффективно сказывается на снятии эмоционального напряжения, дает расслабление и насыщает детей позитивной энергией [3].

Мы в своей работе используем пособие Натальи Юрьевны Костылевой и рекомендуем его вам.

2.Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость. Это телесно-ориентированная техника – способствует чередованию расслабления и напряжения в различных частях тела, нормализует гипертонус и гипотонус мышц. На наш взгляд, это одна из уникальных и эффективных современных методик. Автором методики является Елена Владимировна Сулим. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

В логопедической практике мы используем игровой стретчинг в качестве физминутки на занятиях для того, чтобы исключать переутомление у детей на занятиях, снять психоэмоциональное напряжение, а также для повышения работоспособности на занятиях с повышенной интеллектуальной нагрузкой. В вечернее время игровой стретчинг можно включать в совместную деятельность при организации кружковой работы, например, в логоритмике, где все движения сопровождаются речью – стихи, чистоговорки, короткие занимательные рассказы, сказки.

3.Использование логоритмики как кинезитерапевтической технологии – активизирует межполушарное воздействие, развивает мозолистое тело, повышает стрессоустойчивость [4].

С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Для решения многих проблем в коррекции и развитии речи, логоритмика как современная, эффективная, здоровьесберегающая технология, подходит идеально – с ее свободой выбора, многообразием форм, средств, методов, инструментария, творческого подхода, ее эмоциональным подъемом и, как результат – очень высоким интересом у дошкольников и их родителей.

Логоритмика — это, прежде всего комплексная технология, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основателем системы музыкально-ритмического воспитания является швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак – Далькроз (XIX век). В России успешно начинали развивать это направление Н.Г. Александрова, Г.А. Волкова. В 30-е годы XXI века в России берет свое начало логопедическая ритмика (В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская). В настоящее время разработкой авторских программ и технологий по логоритмике занимаются М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова и другие [1].

Используются разнообразные формы работы: дыхательно-артикуляционные и эмоционально – волевые тренинги, игровой массаж, танцевально – ритмические упражнения, в том числе, с использованием деревянных ложек, палок и палочек, кубиков, стаканов, музыкальных инструментов, гимнастических лент, фитболов, степов, использование чистоговорок, скороговорок, логораспевок, мелодекламаций, работа ритмического оркестра и многие другие виды логоритмики,  вызывают огромный интерес у воспитанников, их родителей [2].

Таким образом, логоритмические упражнения способствуют решению основных задач - развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления, и что очень важно, способствуют снятию психоэмоционального напряжения у детей. Занятия с элементами логоритмики создают позитивный эмоциональный фон. Использование таких упражнений могут быть рекомендованы воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций любого вида в различных видах деятельности посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.

В заключении хочется отметить, что каждый этап логопедической работы с детьми должен включать приемы, техники для снятия или недопущения психоэмоционального напряжения: это и эмоциональный настрой на занятие, и соответствие предметно-пространственной развивающей среды, и точное соблюдение режима занятий, и учет индивидуального подхода, эффективное взаимодействие с другими участниками образовательной деятельности. Результаты грамотно и регулярно проводимой работы для психоэмоциональной разгрузки повышают эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Литература

  1. Волкова, Г. А.  Логопедическая ритмика – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М.: ТЦ Сфера, 2019.
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: Т Сфера, 2007. – 64 с. – (Логопедия в ДОУ). ISBN 978-5-89144-909-1.
  4. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-

развивающей работы в детском саду – СПб, Детство – Пресс, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»

Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. Психологические речевые настройки. Психопрофилактическая работа по организации сна....

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.

Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология  акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...

Практика «Аква-анимация в технике Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

В данном материале даётся описание практики, которая используется педагогом-психологом как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста....