"Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией".
статья по логопедии на тему

Батина Мария Анатольевна

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая  ритмика для дошкольников с речевой патологией

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией.

Введение ритмики в систему обучения нормально говорящих и слышащих детей способствует развитию их общей музыкальности и культуры движения. В отношении детей с расстройствами речи занятия ритмикой преследуют иную цель, имеют специфические задачи и свою методику. Главная задача логопедической ритмики — улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Воспитание, развитие или восстановление нарушенного ритма движений и речи приближает ребенка к среде говорящих людей.

Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности. Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.

В задачи логопедической ритмики входят:

— организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;

— выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное);

— выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;

— развитие слуховой и зрительной памяти

— развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

Для детей, страдающих  дизартрией, коррекционное обучение  осуществляется в следующих направлениях:

 -  развитие  и систематическая  тренировка таких двигательных характеристик, как произвольное  регулирование состояния  мышечного  тонуса, силы,  ловкости и выносливости, быстроты и точности  движений, ритмичности  и  пластичности движений;

 - развитие дыхательных кинестезий и кинетической системы (образа) движения; развитие соматопространственной  ориентации и зрительномоторных координаций; тренировка  высоты и силы  звучания голоса;

- развитие тембровых  характеристик  голоса и просодического  компонента речи (слогоритмическая структура);

- овладение  сложными  логико-грамматическими  связями языка через  двигательную  деятельность  детей  на логоритмических  занятиях.

Логоритмическое  коррекционное обучение детей, страдающих алалией, осуществляется  в следующих направлениях:

-  развитие восприятия (оптического, слухового, тактильного гнозиса);

- активизация стимулирования подражательной деятельности  на начальном этапе и самостоятельное  выполнение  упражнений на  заключительном  этапе работы;

- тренировка всех видов памяти при постепенном  увеличении  объема  предъявляемого материала;

 - развитие двигательного  и артикуляционного  праксиса;

 - обучение планированию  и организации любого действия, которое опирается на  смысловую  сторону действия с предметом  и реализации схемы любого действия;

- автоматизация  предметных действий  при многократном  повторении заученных схем;

 - перенесение  заученных  речедвигательных  навыков   в самостоятельную  речевую  и языковую деятельность;

- тренировка двигательных  и артикуляционных  кинестезий;

- развитие понимания  чужой и собственной речи;

-  формирование фонематического  восприятия через многократную тренировку в различении  речевых  кинестезий;

- развитие  реципрокной  координации  движений  для улучшения  межполушарного взаимодействия;

- развитие абстрактного  и образного  мышления у детей, через задачи, загадки, игры-драматизации, элементы  хореографического танца, обучение импровизации  движений на заданную тему.

Общими для детей, страдающих алалией и дизартрией,  в занятиях логоритмической деятельностью являются:

1.Комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребенка в процессе логоритмической деятельности;

2. Систематичность  занятий и строгая дозировка  нагрузки для каждого ребенка;

3. Многократность  повторения тренировочного  материала.

Компенсация  речевого  нарушения осуществляется  через активное  включение  тех видов деятельности, которые  обеспечиваются  работой  правого  полушария мозга, а также формирование  межполушарного взаимодействия, которое обеспечивает  компенсацию  нарушенных  двигательных, внешнеречевых и речевых  функций  у ребенка.    

В содержание логоритмических  занятий  включены следующие виды заданий:

- ходьба и маршировка  в различных направлениях;

- упражнение на развитие  дыхания, голоса и  артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание и память;

- счетные упражнения, формирующие  чувство  музыкального  размера;

       - ритмические упражнения;

       - пение;

       - упражнения в игре на  музыкальных  инструментах;

       - самостоятельная музыкальная деятельность;

       - игровая деятельность;

       - упражнения  для развития  творческой  инициативы.

Структура  занятия  может не всегда  включать  все перечисленные элементы. Последовательность  коррекционной работы над звуками  можно варьируются  в соответствии  с характером  нарушений  речи у детей. Основным принципом построения  всех перечисленных видов  работы  является  тесная взаимосвязь  движения с музыкой; включение речевого материала.      

Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности: ритмическая разминка, общеразвивающие упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, речевые упражнения, слушание музыки. Такая последовательность заданий обеспечивает оптимальное напряжение (с подъемом к середине занятия) и правильное чередование физической и психической нагрузки в упражнениях.

Речевая артикуляция, являющаяся базисом устной речи, представляет собой  психомоторный акт; ее формирование подчиняется тем же законам, что и формирование любого произвольного движения.

У детей с общим недоразвитием речи иногда наблюдаются парезы лицевой мускулатуры, поэтому на логоритмических занятиях проводятся специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Работа по разделу «Пение» проводится поэтапно. Первый этап — пропевание гласных. Особое внимание обращается на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи, выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух. Второй этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов. Третий этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. Четвертый этап — закрепление всех звуков в свободной речи. В процессе работы над звукообразованием и дыханием, дети учатся «тянуть» звук, не «разрывать» слово.

Усвоению основных движений способствуют ходьба, бег, поскоки и прыжки в различных направлениях с использованием зрительных и слуховых ориентиров для развития динамического слуха дается музыка разного темпа (медленный, быстрый, темп марша, бега).

Общеразвивающие упражнения позволяют детям управлять своими мышцами. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением. Упражнения с предметами (мячи, флажки, кубики и др.) нормализуют мышечный тонус, формируют правильную осанку.

На логоритмических занятиях проводятся упражнения, формирующие правильный артикуляционный уклад для произнесения конкретного звука. Для развития словаря и грамматического строя речи используются музыкально-дидактические игры.

 Проведение логоритмических и музыкальных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией

В данной статье представлены разные аспекты использования ИКТ в развитии грамматического строя речи...

Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.     Пособие предназначено для у...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"

В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реаби­литацион...