Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Коссе Светлана Федоровна

Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

-  Психомышечная тренировка.

- Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

- Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

- Развитие воображения, образного мышления.

- Снятие психоэмоционального напряжения.

- Успокоение и организация возбужденных детей.

- Создание позитивного фона настроения.

Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса.

В психологии релаксацией называют состояние покоя, которое вызывается мышечным расслаблением. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения.

Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. 

В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыки и релаксации

для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

-  Психомышечная тренировка.

- Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

- Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

- Развитие воображения, образного мышления.

- Снятие психоэмоционального напряжения.

- Успокоение и организация возбужденных детей.

- Создание позитивного фона настроения.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса.

В психологии релаксацией называют состояние покоя, которое вызывается мышечным расслаблением. Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения.

Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

              Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

                Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

                 Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

                 Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

                   Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация является частью психологического лечения. 

Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Применяю упражнения на релаксацию со старшими дошкольниками в коррекционно-развивающих занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы. Для детей применение звуковой релаксации имеет положительный эффект. Но, учитывая специфику и нестабильность детской нервной системы, необходима спокойная и мелодичная музыка. Наиболее подходящим вариантом для прослушивания могут служить мелодии, в основе которых присутствуют природные звуки, например:

– шум дождя;

– шелест листвы или травы;

– звук прибоя;

– пение птиц;

– звуки леса

Если дети напряжены, никак не могут успокоиться, включаю записи шумов природы на фоне спокойной музыки. Дети подготовительной группы очень любят слушать пение птиц, звуки моря. Материал для релаксации скачиваю в основном с педагогических образовательных сайтов.

         Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

 У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

 А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

 А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

 Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

 Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –  

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.

“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!  

 Прогоним мы тоску и лень.  

 Руками потрясли.

 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

“Лошадки”.

Замелькали наши ножки,

 Мы поскачем по дорожке.

 Но внимательнее будьте,  

 Что вам делать, не забудьте!

“Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 Я на солнышке лежу,

 Но на солнце не гляжу.  

 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  

 Солнце гладит наши лица,  

 Пусть нам сон хороший снится.  

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  

 Прогуляться вышел гром.  

 Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  

 И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

 Тише, тише, тишина!

 Разговаривать нельзя!

 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

 И тихонько будем спать.

            Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

В результате анализа своего опыта работы по использованию релаксационных упражнений с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: данный метод помогает мне, как педагогу-психологу ДОУ в работе с детьми на современном этапе. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

Литература:

  1.  Блаво Р Исцеление музыкой. СПб.,2003 г.
  2. Гроф С. Целительный потенциал музыки / Гроф С. Приключения всамопознании. Информационные материалы: пер. с англ. М.,1991 г.
  3. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. (http://www.studfiles.ru/preview/1763855/)
  4. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2016. — №24.
  5. Марьянин Л Музыкальная терапия. Что это такое? / Л. Марьянин //Тайны здоровья – 1995- №415
  6. Музыкальное лечение // Помоги себе сам -2001-дек.№12
  7. Овчинникова Т. Музыка для здоровья – СПб.: Союз художников, 2004
  8.  Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . -М., 1990 г.
  9. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. (sdo.mgaps.ru›books/KP5/M6/file/3.pdf)
  10. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

 Над  данной  темой  я  начала  работать  для  того,  чтоб  помочь  детям  быстрее  адаптироваться  в  детском  с...

Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...

Методические разработки по снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников

Краткое описание психоэмоционального напряжения,возможные источники и признаки стрессового состояния ребенка; виды помощи ребенку , который испытывает данное состояние...

Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

ull;Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кров...

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников. Релаксация.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающиеся снятием психического напряжения....

Мастер класс для педагогов и родителей «Использование кинезиологических упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения»

Мастер класс для педагогов и родителей «Использование кинезиологических упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения». Будет интересен педагогам детских садов, школ, других общ...