Формирование речи ребенка на разных этапах его развития.
статья по логопедии на тему
Формирование речи ребенка на разных этапах его развития.
Речевое развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Малыш, находясь в утробе матери, слышит окружающих и свою маму. Конечно, без осмысления. Для того, чтобы развитие ребенка было благоприятным, взрослым необходимо общаться с неродившимся малышом. До рождения дети не издают никаких звуков, но родившиеся уже умеют плакать и кричать.
С момента рождения и до 4-х месяцев мозг ребенка фиксирует и слова, и мелодику речи взрослых. Эта информация фиксируется в банке памяти малыша. С первой минуты рождения ребенок начинает общаться с матерью. Его речь – это плач и крик. Л.С. Выготский писал, что крик новорожденного представляет собой целую мысль, говорит о каком-то неблагополучии и о необходимости помощи взрослого в данный момент (помоги мне, смени пеленки, возьми на ручки).
Мать совершает большую ошибку, если считает, что не стоит приучать ребенка к рукам, лишний раз подходить к кричащему ребенку. Малыш кричит и своим криком призывает мать на свою защиту, оказавшись после рождения в незнакомом ему мире. И если мать не реагирует на призыв младенца, его речь лишается смысла, становится бесполезной и с этого момента речевое развитие тормозится. Начинаются сбои в развитии речи.
От 4 до 10 месяцев взрослые должны называть все окружающие ребенка предметы и называть все действия, так как малыш начинает соотносить слово и объект. Звуковое оформление речи не только сохраняет свои прежние функции – информировать о своем неблагополучии и управлять поведением взрослых, но и становится богаче. Появляется новая функция – сообщение о приятных моментах. Если взрослые не будут реагировать на просьбы ребенка, произойдет нарушение развития речи. Плач ребенка, который говорил взрослому о каком-то неблагополучии, приобретет оттенок назойливости, истеричности и бессилья. А радостная информация станет ненужной, бесполезной. В результате этого в характере ребенка начнут закладываться такие отрицательные черты, как грубость, беспомощность, бессердечие, озлобленность. Их порождает недоверие к взрослому и страх перед окружающей действительностью.
В период речевого развития ребенок от 10 месяцев до 3,5 лет речь взрослых должна быть более медленной и четкой. Взрослому необходимо проговаривать одни и те же слова и фразы несколько раз. Ребенок «закладывает» эти слова в банк памяти.
К 3,5 годам у малыша появляется смысловое восприятие. И взрослый теперь имеет возможность управлять поведением ребенка с помощью слова. Для того, чтобы в памяти малыша слова окружающего мира не существовали сами по себе, необходимо использовать поощряющие и запрещающие слова обязательно с подкреплением реальными событиями.
В период от 10 до 12 месяцев ребенок произносит уже отдельные слоги и слова, а к 3-м годам формируется фраза. Малыш начинает пользоваться речью самостоятельно.
Успешно овладевать речью ребенку помогает взрослый: своим поведением он показывает, как ему интересно и приятно общаться с малышом. Ребенок и взрослый общаются глазами, улыбкой и другими невербальными реакциями.
Если же мама будет выслушивать малыша с безучастным лицом, часто прерывать ребенка, формирование речи нарушается.
Мать должна живо интересоваться ближайшим окружением ребенка, потому что в это время, в этом возрасте малыш может говорить только о себе, о маме, о своих любимых игрушках.
От 3,5 до 7 лет активно формируется разговорная речь. У ребенка появляется осознание собственного «Я». Без ощущения себя как самостоятельной личности малыш не освоит разговорную речь. В это время у ребенка появляется чувство собственности. Без «мое» нет «Я». «Свое» - это место, где малыш защищен, чувствует себя уверенно. Некоторые родители нарушают формирование чувства собственности у ребенка, своего «Я», а значит – тормозят речевое развитие малыша, когда лишают ребенка своего права:
- высказывать свои мысли (помолчи; не перебивай взрослых, когда они разговаривают; успокойся и др.);
- иметь свое место в пространстве (не бегай; посиди спокойно; не бери без моего разрешения);
- иметь свое место в социуме (у нас гости, иди в свою комнату; не приводи своих друзей);
- иметь свою собственность (отдай ему свою машинку, он тоже хочет поиграть; какая ты жадная).
Прямые запреты никогда не дают положительных результатов. Взрослый должен уважать ребенка, а малыш должен это чувствовать. И тогда он поймет, что его не прервут, не продемонстрируют его глупость; а если он и ошибется, то простят его за это. Постоянно нарушает правила поведения тот ребенок, который пытается изо всех сил отвоевать себе место и в социуме, и в пространстве. А взрослый методично рушит все связи, которые малыш пытается установить.
Что же еще тормозит речевое развитие в этот период? Это следующие факторы:
- взрослые много читают или рассказывают, но не дают ребенку возможность говорить, не выслушивают его;
- со скучающим или раздраженным видом слушают ребенка, который пытается завязать разговор, смотрят в сторону, не помогают взглядом при затруднениях; подчеркивают примитивность суждений малыша.
У ребенка, с которым взрослые нормально общаются, на 4-м году жизни формируется богатая речь и привычка смотреть собеседнику в глаза.
Детям, лишенным личных прав, свойственна отрывочная речь, которая изобилует звукоподражательными словами; назойливость, неприятное поведение.
На 4-м году жизни взрослый начинает обучать ребенка просьбе, доказательству, обоснованию. Круг интересов малыша существенно расширяется. Он живо интересуется такими проблемами: как появился первый человек на Земле, как мы растем, где начинается и кончается Вселенная. И если взрослые говорят лишь о том, как спал, что ел и т.п., тормозится развитие речи, так как нарушено становление мыслительных процессов.
Появляется еще один важный фактор – сверстники. Ребенок старается говорить со сверстником ясно и четко, чтобы быть понятым. Собеседник – сверстник не может командовать, но и подчиняться, ведь оба – равны. А вот по отношению ко взрослому ребенок занимает подчиненное положение.
На 5-м году жизни ребенка меняется информационная функция речи. Ребенка можно обучать без опоры на наглядность. Но здесь взрослым необходимо с интересом выслушивать собственные умозаключения малыша.
Для успешного формирования речи ребенка на каждом возрастном этапе взрослые должны создавать необходимые для этого условия. В дошкольном учреждении сложнее, чем в домашних условиях осуществлять работу по развитию речи. Развивающий эффект методов описания объекта, рассказа по картинкам и пересказа, которыми пользуются в детском саду, ниже, чем у живого диалога. А у логопеда и у воспитателя нет возможности общаться с каждым ребенком по нескольку часов в день. Поэтому необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс.
А ведущая роль мамы в развитии речи малыша бесспорна. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние матери на формирование речи ее малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_rebenka.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речи ребенка на разных этапах его развития.
Речевое развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Малыш, находясь в утробе матери, слышит окружающих и свою маму. Конечно, без осмысления. Для того, чтобы развитие ребенка было благоприятным, взрослым необходимо общаться с неродившимся малышом. До рождения дети не издают никаких звуков, но родившиеся уже умеют плакать и кричать.
С момента рождения и до 4-х месяцев мозг ребенка фиксирует и слова, и мелодику речи взрослых. Эта информация фиксируется в банке памяти малыша. С первой минуты рождения ребенок начинает общаться с матерью. Его речь – это плач и крик. Л.С. Выготский писал, что крик новорожденного представляет собой целую мысль, говорит о каком-то неблагополучии и о необходимости помощи взрослого в данный момент (помоги мне, смени пеленки, возьми на ручки).
Мать совершает большую ошибку, если считает, что не стоит приучать ребенка к рукам, лишний раз подходить к кричащему ребенку. Малыш кричит и своим криком призывает мать на свою защиту, оказавшись после рождения в незнакомом ему мире. И если мать не реагирует на призыв младенца, его речь лишается смысла, становится бесполезной и с этого момента речевое развитие тормозится. Начинаются сбои в развитии речи.
От 4 до 10 месяцев взрослые должны называть все окружающие ребенка предметы и называть все действия, так как малыш начинает соотносить слово и объект. Звуковое оформление речи не только сохраняет свои прежние функции – информировать о своем неблагополучии и управлять поведением взрослых, но и становится богаче. Появляется новая функция – сообщение о приятных моментах. Если взрослые не будут реагировать на просьбы ребенка, произойдет нарушение развития речи. Плач ребенка, который говорил взрослому о каком-то неблагополучии, приобретет оттенок назойливости, истеричности и бессилья. А радостная информация станет ненужной, бесполезной. В результате этого в характере ребенка начнут закладываться такие отрицательные черты, как грубость, беспомощность, бессердечие, озлобленность. Их порождает недоверие к взрослому и страх перед окружающей действительностью.
В период речевого развития ребенок от 10 месяцев до 3,5 лет речь взрослых должна быть более медленной и четкой. Взрослому необходимо проговаривать одни и те же слова и фразы несколько раз. Ребенок «закладывает» эти слова в банк памяти.
К 3,5 годам у малыша появляется смысловое восприятие. И взрослый теперь имеет возможность управлять поведением ребенка с помощью слова. Для того, чтобы в памяти малыша слова окружающего мира не существовали сами по себе, необходимо использовать поощряющие и запрещающие слова обязательно с подкреплением реальными событиями.
В период от 10 до 12 месяцев ребенок произносит уже отдельные слоги и слова, а к 3-м годам формируется фраза. Малыш начинает пользоваться речью самостоятельно.
Успешно овладевать речью ребенку помогает взрослый: своим поведением он показывает, как ему интересно и приятно общаться с малышом. Ребенок и взрослый общаются глазами, улыбкой и другими невербальными реакциями.
Если же мама будет выслушивать малыша с безучастным лицом, часто прерывать ребенка, формирование речи нарушается.
Мать должна живо интересоваться ближайшим окружением ребенка, потому что в это время, в этом возрасте малыш может говорить только о себе, о маме, о своих любимых игрушках.
От 3,5 до 7 лет активно формируется разговорная речь. У ребенка появляется осознание собственного «Я». Без ощущения себя как самостоятельной личности малыш не освоит разговорную речь. В это время у ребенка появляется чувство собственности. Без «мое» нет «Я». «Свое» - это место, где малыш защищен, чувствует себя уверенно. Некоторые родители нарушают формирование чувства собственности у ребенка, своего «Я», а значит – тормозят речевое развитие малыша, когда лишают ребенка своего права:
- высказывать свои мысли (помолчи; не перебивай взрослых, когда они разговаривают; успокойся и др.);
- иметь свое место в пространстве (не бегай; посиди спокойно; не бери без моего разрешения);
- иметь свое место в социуме (у нас гости, иди в свою комнату; не приводи своих друзей);
- иметь свою собственность (отдай ему свою машинку, он тоже хочет поиграть; какая ты жадная).
Прямые запреты никогда не дают положительных результатов. Взрослый должен уважать ребенка, а малыш должен это чувствовать. И тогда он поймет, что его не прервут, не продемонстрируют его глупость; а если он и ошибется, то простят его за это. Постоянно нарушает правила поведения тот ребенок, который пытается изо всех сил отвоевать себе место и в социуме, и в пространстве. А взрослый методично рушит все связи, которые малыш пытается установить.
Что же еще тормозит речевое развитие в этот период? Это следующие факторы:
- взрослые много читают или рассказывают, но не дают ребенку возможность говорить, не выслушивают его;
- со скучающим или раздраженным видом слушают ребенка, который пытается завязать разговор, смотрят в сторону, не помогают взглядом при затруднениях; подчеркивают примитивность суждений малыша.
У ребенка, с которым взрослые нормально общаются, на 4-м году жизни формируется богатая речь и привычка смотреть собеседнику в глаза.
Детям, лишенным личных прав, свойственна отрывочная речь, которая изобилует звукоподражательными словами; назойливость, неприятное поведение.
На 4-м году жизни взрослый начинает обучать ребенка просьбе, доказательству, обоснованию. Круг интересов малыша существенно расширяется. Он живо интересуется такими проблемами: как появился первый человек на Земле, как мы растем, где начинается и кончается Вселенная. И если взрослые говорят лишь о том, как спал, что ел и т.п., тормозится развитие речи, так как нарушено становление мыслительных процессов.
Появляется еще один важный фактор – сверстники. Ребенок старается говорить со сверстником ясно и четко, чтобы быть понятым. Собеседник – сверстник не может командовать, но и подчиняться, ведь оба – равны. А вот по отношению ко взрослому ребенок занимает подчиненное положение.
На 5-м году жизни ребенка меняется информационная функция речи. Ребенка можно обучать без опоры на наглядность. Но здесь взрослым необходимо с интересом выслушивать собственные умозаключения малыша.
Для успешного формирования речи ребенка на каждом возрастном этапе взрослые должны создавать необходимые для этого условия. В дошкольном учреждении сложнее, чем в домашних условиях осуществлять работу по развитию речи. Развивающий эффект методов описания объекта, рассказа по картинкам и пересказа, которыми пользуются в детском саду, ниже, чем у живого диалога. А у логопеда и у воспитателя нет возможности общаться с каждым ребенком по нескольку часов в день. Поэтому необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс.
А ведущая роль мамы в развитии речи малыша бесспорна. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние матери на формирование речи ее малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?"
В консультации даны рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста. Маретиал будет полезен и специалистам, работающим с детьми раннего возраста....
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Взаимосвязь общения с совместной деятельностью в плане становления психики и развития личности .Доминирование различных видов общения и деят-ти на разных этапах возрастного развития.
Психологи различают:· общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;·...
Фронтальный контроль по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры на разных этапах ее развития»
Фронтальный контроль по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры на разных этапах ее развития» (план, карты контроля, аналитическая справка по итогам)...
Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...
«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики».
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута...
Индивидуальный образовательный маршрут "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Индивидуальный образовательный маршрут....