консультация "Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?"
консультация по теме

Макшакова Наталья Дмитриевна

В консультации даны рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста. Маретиал будет полезен и специалистам, работающим с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rebenka_v_vozraste_do_odnogo_goda.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах?

Развивать речь малыша нужно с первых дней его жизни. Что же для этого нужно?   Важно установить эмоциональный контакт с малышом:

•    ловите взгляд ребенка как можно чаще;

•     чтобы привлечь внимание малыша, используйте различные приемы:

—неожиданные и утрированные выражения лица;

—  перемену интонации, пение;

—  покачивание головой;

—   потребность ребенка имитировать мимику взрослого (корчите друг другу рожицы);

—  погремушки, которые привлекают взгляд ребенка;

—яркие игрушки (проведите игрушкой перед глазами малыша, привлекая внимание, и протяните ему игрушку);

—два предмета на выбор (предложите ребенку, например, погремушку и расческу и посмотрите, что он выберет). Расскажите малышу о том предмете, который ему понравился или на который он смотрит.

С ребенком разговаривайте медленно и четко, выделяя голосом то слово, которое он должен запомнить. Чтобы малыш «переработал» услышанное, и нужна медленная речь взрослого.

Говорите  малышу только о том, что происходит в то время и в том месте, где находится малыш.

Нужно разговаривать с малышом достаточно громко, следить за правильностью вашего произношения. 

Играйте в «разговор по очереди». Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию (те звуки, которые произносит ребенок). Если же вокализация малыша сложна для воспроизведения, можно использовать реакцию удивления: «Правда? Неужели?» — говорите вы малышу, как будто звуки, которые он произносит, и вправду имеют для вас большое значение. Поощряйте желание ребенка говорить.

Используйте прием «параллельного разговора» или «ритуал называния». Следите за направлением взгляда малыша. Дайте название предмета, на который смотрит малыш, расскажите ребенку о нем.

 Совершайте с ребенком экскурсии по дому, как можно раньше научите его показывать пальчиком на тот предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребенок, например: «Дима ест кашку! Ам! Вкусная каша!» Такое «называние» способствует быстрому росту словарного запаса ребенка.

Начиная с шестимесячного возраста обязательно читайте малышу книжки и показывайте картинки.

Используйте прием дополнения и развития мысли. Малыш  говорит отдельное слово, а взрослые обязательно должны дополнить сказанное, тем самым стимулируя появление следующего этапа развития ребенка — фразовой речи. «Ав!» — говорит ребенок, указывая на собаку, а взрослый договаривает за ребенком, превращая сказанное в предложение: Да, это собака. собака говорит "Ав!"»

Прием «объяснения» Используйте тогда, когда ребенок учится запоминать, например, названия цветов. «Вот огурец. Он зеленый. Мячик тоже зеленый. Оба они зеленые».

Этот прием пригодится вам при планировании действий: для того, чтобы дать ребенку информацию о начале и окончании действия: «Сначала мы покушаем, потом оденемся и пойдем с тобой гулять», — говорит взрослый. Прием вопросов и ответов. Задавая вопрос: «Что это?», побуждайте малыша ответить, употребив знакомое для него слово. Затем, задавая этот вопрос, показывайте на другие объекты и называйте новые слова.

Прием «лесов» (подпорок). Существуют специальные речевые игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай», благодаря которым ребенок сначала запоминает весь стихотворный ряд игры. Затем взрослый сознательно пропускает, например, последнее рифмованное слово в строчке, чтобы ребенок его озвучил. Взрослый: «Ладушки, ладушки, где…», ребенок: «были» и т.д.

 Можно использовать этот прием, договаривая слово в контексте фразы и показывая ребенку картинку: «И вот из будки появился лохматый, маленький...» («Щенок», — договаривает ребенок, глядя на картинку.)

Пойте малышу разные песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова, а также различать танцевальную и колыбельную музыку.

Ходите с ребенком на целенаправленные экскурсии во двор, в парк, на которых вы будете знакомить его с новым для него понятием, объектом, а следовательно, и словом: вы покажете ему птичку, кошку, листик, одуванчик и т. п.

Не перегружайте ребенка сложными словами и фразами. В погоне за обогащением речи малыша не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на «доступном» для них уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Могут ли родители сами исправить речь ребенка?" консультация для родителей

Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребен...

Консультация "Могут ли родители сами исправить речь ребенка?"

В этой консультации Вы узнаете, возможно ли дома самостоятельно, без участия логопеда, исправить речь Вашего ребенка....

Консультация для родителей по развитию речи ребенка в раннем возрасте

Консультация для родителей по развитию речи ребенка в раннем возрасте...

Что может сделать родитель для развития речи своего ребенка?

Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо эффективнее занятия станут, если вы будете принимать больше участия в развитии речевых на...

Аутизм: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Ещ...

Презентация для родителей "Могут ли родители сами исправить речь ребенка?"

Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребенка? Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания  и с...