Технологическая карта "Пузырь, соломинка и лапоть"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме

Пчелина Юлия Николаевна

Занятие с проведением опытов и экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_korabliki.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

                                                                                                                                                      Разработчик: Пчелина Ю.Н.

МАДОУ ЦРР-детский сад

Тема (проект.  событие): Кораблик для героев р.н. сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»______________________________________

Возрастная группа: Средняя  группа, дети 4-5 лет___________________________________________________________________________________

Форма НОД: технология детского экспериментирования______________________________________________________________________________

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,  ___________________________________________________

Средства: наглядные Картинки: Пузырь, Соломинка и Лапоть; алгоритм проведения эксперимента; два плаката с изображением воды._________

Оборудование для эксперимента: Макеты корабликов из пенопласта, листы бумаги, скорлупа грецких орехов, пластилин, зубочистки, ножницы, шаблоны парусов, клей, силуэты сделанных корабликов; тазы с водой________________________________________________________

мультимедийные_презентация сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», _____________________________________________________________

литературные __________________________________________________________________________________________________________________

музыкальные (музыкальны записи )_звук грома_______________________________________________________________

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Цель:

Учить детей проводить простейшие эксперименты.

Задачи:

  1. Сформировать представление о плавучести предметов и их свойствах.
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить по алгоритму,  проводить опыты и эксперименты.
  3. Развивать умение изготавливать кораблики из предложенных предметов. Выполнять действия согласно тексту.
  4. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов,  любознательность.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I. Подготовительный этап:

                       

Воспитатель:

- Сегодня к нам пришли гости, назовите их.

- Сейчас мы прослушаем сказку о них.

- Что случилось с героями сказки?

Воспитатель показывает героев сказки: Пузыря, Соломинку, Лапоть.

Задает вопросы.

Организует просмотр сказки.

Отвечают на вопросы, смотрят сказку,

слушают,

выражают собственные мысли, высказывают свое мнение.

Заинтересовать детей, с мотивировать на дальнейшую деятельность.

II. Этап формулирования цели эксперимента.

Воспитатель:

- Что можно было сделать, чтобы они удачно переправились через реку?

- Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы изготовим для переправы героев сказки через реку:

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет …

                                                            Ответ: Корабль

Воспитатель:

- Покажите, ладошками, как выглядит кораблик.

- Теперь я вам, покажу, а вы повторяйте за мной:

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

Плывёт кораблик по волнам.

(Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.)

Дельфины слева, справа там.

(Волнообразные движения лев. кистью, затем пр. кистью перед собой.)

Волна кораблик догоняет

(Лёгкие движения кистями от себя.)

И ветер с парусом играет.

(Помахать обеими руками влево - вправо над головой.)

- Дети, любой корабль подойдет для наших героев?

- Наша с вами сегодня цель сделать кораблик крепкий, прочный, который хорошо плавает.

Загадывает загадку.

Задает вопросы.

Инициирует индивидуальный показ образа.

Показывает движения согласно тексту.

Наблюдает за детьми.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют индивидуальный показ корабля из ладошек.

Осуществляют движения в соответствии с текстом.

Развитие интереса, любознательности.

Развитие воображения.

Развитие умений осуществлять движения, согласно тексту.

III. Этап планирования экспериментальной деятельности.

Воспитатель:

- Что мы должны теперь сделать, чтобы помочь нашим друзьям?

(Выставить картинку 1- делаем кораблик)

- Мы будем делать кораблики из разных материалов, назовите из каких?

- Кораблик мы сделаем, что затем? Проверим, какой кораблик крепкий и хорошо плавает.

(Выставить 2 - картинку с проведением эксперимента)

- Мы проведем эксперимент и увидим, какой кораблик был лучшим, что затем? Моя подсказка: Плакат с рекой и плакат с дождиком. Здесь мы разместим то, что получится с нашими кораблями.

- И последнее, что мы сделаем? Расскажем нашим гостям,  какой кораблик самый лучший: крепкий и отлично плавает.

(Картинка с героями и рядом кораблик)

Предлагает назвать материал, из которого будут изготавливать кораблик.

Объясняет дальнейшую работу детей, помощь в составлении алгоритма эксперимента.

Составляют алгоритм действий по экспериментальной деятельности.

Осмысляют схему по проведению эксперимента.

Овладевают умением составлять алгоритм и действовать по нему.

IV. Практический

этап детского экспериментирования..

Воспитатель:

- Посчитайте, сколько у нас предметов? И столов у нас тоже три, поэтому за одним столом корабли из бумаги, за вторым из пенопласта, за третьим из скорлупы грецкого ореха.

- Когда мы сделаем кораблики, мы проверим, из какого материала кораблик выдержит проверку водой и не пойдет ко дну.

- Я дам каждому парус на мачту корабля и какого цвета она будет за тот стол вы пойдете мастерить свой кораблик.

(Изготовление корабликов из пенопласта, бумаги и скорлупы грецкого ореха.)

- Покажите, какие кораблики у вас получились?

- Посмотрите, какие этапы мы уже прошли (убрать их)?

- Проходите к нашему водоему и опустите кораблики.

- Скажите, тонет кораблик или нет?

- Подуйте на кораблик, пусть он поплавает.

- Крепкие кораблики получились, смогут они перевести наших героев?

- Что это за звук? (гром)

Подвижная гимнастика: «Приплыли тучки дождевые»

Приплыли тучки дождевые,

(Руки в стороны и вверх)

Дождинки пляшут, как живые!

(Руки на пояс, покружились)
И деревце, склоняясь, пьёт

(Наклоны вперед)
А дождь неугомонный льёт.

(Стучим пальчиками по ладошке)

- Вот и наш дождик -  лейки. Сейчас мы посмотрим, что произойдет с корабликами, если пойдет дождь.

- Какой кораблик утонул?

- Почему он пошел на дно?

- Что можно сделать?

Задает вопросы стимулирующие процесс мышления.

Изготовление корабликов.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.

Следит за проведением эксперимента.

Показывает движения согласно тексту.

Реализация эксперимента.

Задает вопросы.

Называют цвет флажка, находят нужный центр для изготовления кораблика.

Самостоятельная работа по изготовлению корабликов.

Выражают собственные суждения.

Проводят эксперимент.

Осуществляют движения в соответствии с текстом.

Проводят эксперимент.

Делают выводы.

Реализуют самостоятельную деятельность по изготовлению поделки по образцу.

Овладевают умением самостоятельно решать поставленную задачу.

Развитие умений осуществлять движения, согласно тексту.

Овладевают умением самостоятельно решать поставленную задачу.

V. Заключительный этап.

Воспитатель:

- Что мы сегодня занимались?

- Для кого мы делали кораблики и зачем они им?

- Из какого материала были сделаны кораблики?

- Кораблики плавали или тонули? Почему?

- Когда кораблики утонули? Какие? Почему?

- Какой кораблик самый крепкий, прочный и хорошо плавает?

- Вот и наши герои сели на такой кораблик из пенопласта и переплыли через речку.

Активизирует обсуждение.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Отправляет героев на корабле из пенопласта.

Отвечают на вопросы, обосновывают их.

Развитие рефлексивных умений детей.

Овладевает умением закреплять результат исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

НОД по теме: "Знакомство со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

НОД по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Пузырь, соломинка и лапоть».

Направление: познавательное развитие  Средняя группа...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...