Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasny_zvuk_sh_bukva_sh_2.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект
занятия
с детьми подготовительной к школе
группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Тема:
«Согласный звук [ш], буква Ш.»
Технологии:
Здоровьесберегающие.
Игровые.
Коммуникативные
Развивающего обучения
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог
Е.В. Литвинова
Март 2016
Цель:
Познакомить с согласным звуком [Ш], буквой Ш.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах;
- Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина).
- Совершенствовать деление слов на слоги. Познакомить с написанием буквы Ш, правилом написания слов с «ши»;
- Упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику;
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Технологии:
- Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика ).
- Игровые (дидактические игры и упражнения, создание игровой мотивации).
- Коммуникативные (беседа, речевые игры).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], карточка с буквой «Ш», простые и цветные карандаши, тетради.
Демонстрационный материал:
Звуковой домик, набор картинок, буква «Ш».
Раздаточный материал:
тетради в клетку, простые карандаши, цветные карандаши, счётные палочки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Отгадайте с каким. Педагог перечисляет слова: шишка, машина, шоколад, шапка. Какой звук встречается во всех этих словах? (звук [ш])
Я хочу рассказать вам историю про этот звук. Жил да был звук «ш». Долго искал он , где бы поселиться. Наконец он решил поселиться у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумал звук «Ш».
Он сделал домик и поселился у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А звук «Ш» старался им помогать .
Основная часть
Педагог:
Ребята, давайте представим что мы камыши, которые качает ветер. Педагог предлагает детям поднять руки вверх и пошуметь (ш-ш-ш).
Педагог:
При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш». «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Дрожит горлышко?
Характеристика звука.
- Запомните: звук [ш] – согласный, потому что воздух встречает преграду; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.
Фонетическая зарядка
1. Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
2. Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)
3. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф).
5. Какой звук вы слышите в начале этих слов (звук Ш). Какой это звук?
Игровое задание «Чудесные палочки».
Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш. Показ буквы. Выкладывание буквы Ш из палочек.
Педагог:
Сколько элементов в букве?
На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.
Размещение буквы в звуковом домике : второй этаж (вторая строка снизу).
Педагог:
Сколько элементов в написании буквы? - На что похожа буква Ш?
Педагог:
Ребята, рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат. - Выберите только те, в названии которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и размещают их на фланелеграфе.
- Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку) - А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).
Д/у: «Новые слова». Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово: чашка – шашка дар – шар, маг – шаг мышка – шишка, мыло – шило, тапки – шапки ,кашка – шашка.
Д/у «Сбор урожая». - У буквы» Ш» есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами. Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.
Физминутка. - Потрудились в саду, устали, отдохнём. Поскорее в круг вставайте И зарядку начинайте. Потягушки, потянитесь! Поскорей, скорей проснитесь! По коленкам шлёп, шлёп, По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай, Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. Вправо можем, влево можем, И крест-накрест руки сложим.
Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши. Будем пальцы загибать. Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание Будьте вы теперь внимательны!. Средний мы сейчас загнём, Безымянный позовём. И мизинчик – молодец Опустился наконец! Получились кулачки, Застучали молотки: Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок. Вы послушайте свой стук!
Работа в тетрадях: - печатание букв Ш ш.
- звукобуквенный и слоговой анализ слова: шишка (знакомство с правилом написания «ши»).
Заключительная часть
Педагог:
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового узнали про эту букву и звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]
ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...
«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития
Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»
конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Слоговой анализ, звуко-буквенный анализ....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития тема: «Парк пирамид»
Конспект занятия по разувитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием конструктора LEGO. Цель занятия: закрепить и обобщить знания и пре...
Занятие по теме «Дары Осени» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития
Итоговое занятие по теме "Осень" и "Посуда"...
Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития
Занятие проводилось для детей 5-6 лет с задержкой психологического развития. На этом занятии были закреплены знания детей об осени. На занятии были использованы различные игры и упражнения, которые по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития (с 4 до 7 лет)
Рабочая программа разработана для детей с 4 до 7 лет компенсирующей направленности с задержкой псизического развития...