Логопедические рифмовки
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедические рифмовки
Ж
Ежу и ежонку
Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.
Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?
Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!
Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.
С-Ш
Соня и Саня Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа даёт им кашу.
Вот смешная Наташа!
Ч
Танечка в булочной
Часто бывает.
Пачку печенья она покупает,
Булочку к чаю,
Сайку и пончик,
Сладкий куличик
И хлеба батончик.
Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Чибис с дятлом на неделе
В гости к чайке полетели.
Зачастили в гости к ней
Клёст, сычи и соловей.
Угостит всех птичек чайка.
Чайка - чудная хозяйка.
На стене часы висят,
Но не ходят, а стоят.
День и ночь они скучают,
О починке всё мечтают.
Гусь гогочет и гогочет,
Не пойму чего он хочет?
- Я хочу чистой водички,
- Семечек и чечевички.
Учатся медведи
Ездить на мопеде.
Учатся олени
Танцевать на сцене.
Дети учатся читать,
Чтобы обо всём узнать.
Щ
Щуку щами с овощами
Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.
Ищут Катя с Таней вещи:
Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.
Щётка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.
Л
Вот откуда эта мгла:
Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.
Р
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?
Знает Рома и Егор:
Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.
Говорил крокодил крокодилу:
Я красивый и страшно милый,
А когда я кого-то глотаю,
Долго плачу потом и страдаю.
Р-Л
У берега Нила дремал крокодил,
Внимательным взглядом
За цаплей следил.
Проворная цапля
Лягушку схватила,
Слезы блеснули
В глазах крокодила
.
На пароходах капитаны
Покоряют океаны.
Видят с борта корабля
Страны дальние, моря.
Не боятся капитаны
Ни волны, ни урагана.
И когда я взрослым стану,
Буду смелым капитаном.
В
Соня спит и видит сон:
Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.
Тихо-тихо сон идёт.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
К
Из кискиной миски пёс
Сегодня "Вискас" унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
З-С
Хозяин собаку зовёт за собою.
Собака не знает ни сна, ни покоя:
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать и не спать,
Взять след, если надо кого-то поймать.
Змейка сидит под кустом.
Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!
***
Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её ... молчит.
***
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.
***
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
***
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
***
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
***
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими... язычками.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РИФМОВКИ
Вчерашний град
Повредил виноград.
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.
Артур на портрете
В бордовом берете.
У крысы в норке
Сырные корки.
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Рожь яровая -
Культура зерновая.
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
Гусь искупался,
Но сух остался.
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Съел Филимон
С улыбкой лимон.
Коля и две Оли
В поле лук пололи.
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
- Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
- А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Мужа жена
Обожать должна.
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
Маша - малышка,
У Маши пустышка.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У ... барашка.
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Нас «огорчили»
Перчики чили.
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Ученик ворчит беззвучно -
Ах, учителю как скучно.
Меч о щит,
Щит трещит.
Хочу - ворчу,
Хочу - шучу.
Хочу - кричу,
Хочу - шепчу.
Хочу - трещу,
Хочу - свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)
Целиком вся Турция
Есть в цветке ... (настурция)
На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.
У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.
Ветви ива свесила красиво.
К васильку василёк -
И у Вали венок.
Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.
Быку букет
Будет ... на обед.
Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ-ДОБАВЛЯЛКИ
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Ночью спят все до ... (утра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
День вчерашний звать ... (вчера)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать ... (нора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
У сластён в зубах ... (дыра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Кожа дерева - ... (кора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Словно в Африке ... (жара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
В бой идут, крича ... (Ура!)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дым поднялся от ... (костра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Стук в лесу от ... (топора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Я прихлопнул ... (комара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дом собаки - ... (конура)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
На стене светильник - ... (бра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Детям спички - не ... (игра)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Выпил бык воды ... (ведро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
У ореха есть ... (ядро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Эскалатор есть в ... (метро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Любим пить в жару ... (ситро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
У Мальвины друг - ... (Пьеро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Потерял павлин ... (перо)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Сосны стройные в ... (бору)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Флаги вьются на ... (ветру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Скачет с сумкой ... (кенгуру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Мечут рыбы все ... (икру)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Рубят брёвна ... (топоры)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Надуваем мы ... (шары)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Шприц в руках у мед... (сестры)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у птицы два ... (крыла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у лодки два ... (весла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Подметать нужна ... (метла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Роза пышно ... (расцвела)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Над цветком жужжит ... (пчела)
ЛА-ЛА-ЛА,
ЛА-ЛА-ЛА -
Нам забили два ... (гола)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В раму вставлено ... (стекло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Едем к бабушке в ... (село)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Платье жмёт, оно ... (мало)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В телефон кричим: ... (алло!)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Ясным днём всегда ... (светло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Снег прошёл, вокруг ... (бело)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В шубе мне всегда ... (тепло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Счёт футбольный на ... (табло)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Кто наказан, тот в ... (углу)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Пальцы белые в ... (мелу)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в ... (иглу)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
Всех упрямее ... (ослы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
В небесах парят ... (орлы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
Шваброй драили ... (полы)
БА-БА-БА,
БА-БА-БА -
У верблюда два ... (горба)
БЕ-БЕ-БЕ,
БЕ-БЕ-БЕ -
Объявленье на ... (столбе)
БЫ-БЫ-БЫ,
БЫ-БЫ-БЫ -
Самбо - это вид ... (борьбы)
БЫ-БЫ-БЫ,
БЫ-БЫ-БЫ -
В лес с корзиной по ... (грибы)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Форма радуги - ... (дуга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
У козла на лбу ... (рога)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Стадо водят на ... (луга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Есть у речки ... (берега)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
В ступе - бабушка ... (Яга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Замела пути ... (пурга)
ГИ-ГИ-ГИ,
ГИ-ГИ-ГИ -
Чертят циркулем ... (круги)
ГИ-ГИ-ГИ,
ГИ-ГИ-ГИ -
В черепке твоём ... (мозги)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Птицы нет черней ... (грача)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Строим дом из ... (кирпича)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Тётя сливы - ... (алыча)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Ноет зуб - иди к ... (врачу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Свет потух - возьми ... (свечу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по ... (мячу).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В Пасху дарят ... (куличи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Сшили платье из ... (парчи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Отопрут замки ... (ключи).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Полотно соткут ... (ткачи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Гнут подковы ... (силачи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В трубы дуют ... (трубачи)
ЩА! ЩА! ЩА!
ЩА! ЩА! ЩА!
Стебель вьётся у ... (плюща)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы ... (плащи)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
Борщ без свёклы - это ... (щи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
С ложки свесилась ... (лапша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали ... (малыша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Нет в кармане ни ... (гроша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Точим нос ... (карандаша)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
В нашем торте три ... (коржа)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
Низкий дом в два ... (этажа)
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ,
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ -
Спят машины в ... (гараже)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
В прорубь прыгают ... (моржи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Змеи добрые - ... (ужи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Затупились все ... (ножи)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Я от холода ... (дрожу)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь ... (ежу)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два ... (конца)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два ... (кольца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Мех пушистый у ... (песца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела ... (птенца)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ,
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -
Смерть Кощеева в ... (яйце)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Очень любят лгать ... (лжецы)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Солим в бочках ... (огурцы)
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
Маршируют на ... (плацу)
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
Хочет волк задрать ... (овцу)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН
(Авторские стихи на дифференцирование звуков)
Вот окрошка - высший класс!
В ней домашний хлебный квас.
Есть в углу у мышки лаз,
Убежит в него от вас.
Ты не ешь зайчишек, лис!
Лучше манку ешь и рис.
От солнца ласковых лучей
Проснулся в рощице ручей.
Послала бабушка Марину
В лесок соседний по малину.
Строчку неровную сразу пори,
Всходы ненужные смело поли.
Варежки у Вали,
Валенки у Вари.
На уроках лепки
Мы лепили репки.
Листок под лупой рассмотри:
Там тли пасётся ровно три.
Убираем пыль и хлам -
Школа ведь науки храм.
Чтобы есть макаронные рожки, (Р-Л)
Вилки берите, не ложки.
«Спасибо» по-английски - «плиз», (Р-Л)
Кто повторит, получит приз.
Рома наш белёс, (Р-Л)
Как кора берёз.
Ты с друзьями не дерись (Р-Л)
И игрушками делись.
Петя сам пилил (Р-Л)
Брусья для перил.
Собрал наш Рома (Р-Л)
Три пуда лома.
Приготовили для школы (Р-Л)
Мы апрельские приколы.
В аллее алеют (Р-Л)
Рубины рябины.
В добротном дубовом заборе (Б-П)
Ворота всегда на запоре.
За стойкой бара (Б-П)
Барменов пара.
Когда Куранты бьют, (Б-П)
Шампанское все пьют.
В самосвале ЗИЛ
Сто лошадиных сил.
Новости в газете, (Г-К, З-С)
Песни на кассете.
Не любит Тома (Д-Т)
Сидеть дома.
Шерстяную шаль
Моль сжевала. Жаль!
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ" СТИХИ.
Виктор Лунин
ДЯТЕЛ.
Дятел
Дерево
Долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит
Древний дуб,
Добрый дятел
Дубу люб.
Виктор Лунин
ЕНОТ.
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница - река :
Енот в воде у бережка
Еду полощет, трет слегка,
А после ест досыта.
Михаил Яснов
ЁЖ-ДРАЧУН
Угрожает ёж ежу :
- На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы -
Пожалеть глажа и жубы.
Михаил Яснов
ЛИНЬ И ЯЗЬ.
Жили-были линь и язь -
Жили в иле, не ленясь.
В ясли язь возил язят,
Линь линят - в интернат.
Спайк Миллиган
РИФМЫ.
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста :
В них много-много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Рифмуются компот и кот.
И это не случайно :
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В котах сокрыта тайна.
Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мягкой тряпкой!-
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Елена Черная
Р
Разные радости, сколько от вас радости!
Радуюсь лету,
Резвому ветру,
Раннему утру,
Росе перламутровой,
Рогатой улитке,
Раскрытой калитке…
Радуюсь малости -
Растут мои радости.
Елена Черная
Ж
Жарко…
Жук жужжит в цветке.
Жаба дремлет в лопухе.Ждет тропинка поворота, чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, но все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.
Юрий Кушак.
40 СОРОК
Сорок сорок
Для соих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок -
Сразу поссорились
Сорок сорок.
Ефим Ефимовский.
ЗМЕЯ И ЗАЯЦ.
Злая змея заметила зайца,
Змея зеленая знай забавляется,
Забыл зайчишка законы зла,
Забыл, зачем здесь змея залегла.
Ефим Ефимовский.
СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ.
Раз, два, три, четыре, пять :
Вышли греки погулять :
Андросфены, Алексиды,
Агафоны, Аристиды,
Антипатры, Антиохи,
Антигоны, Антилохи,
Архимон и Архелай.
Сколько греков? Сосчитай!
Олег Григорьев
ИГРА СЛОВ.
В реку рукой
Метал металл.
Нагой ногой
Пинал пенал.
Сергей Белорусец
ПЛАКАТЬ ПОГОДИМ.
Плакать погодим :
Боли переборем,
Горе объегорим,
Беды - победим.
Прочь поворотим
Прочие печали.
Начали!
Вначале -
Плакать погодим…
***
На реке - камыши
Разыгрались там ерши :
Круг - постарше,
Круг - помладше,
И совсем малыши!
***
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок :
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
***
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите
Под горку!
Спасайте
Егорку!
***
Волк-волчок
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом
Ночевал под кустом.
***
Котасик Михасик свалился с сосны.
И снятся котасику грустные сны.
Всегда неизменно в конце этих снов
Он видит себя без хвоста и усов.
Но если не спит - он с хвостом и усами.
Найдете его - и увидите сами.
***
Музыка, музыка к нам из магазина!
Музыку, музыку, музыку везут!
В детский сад сегодня едет пианино.
Пусть в весенний праздник дети попоют.
***
На замке в буфете ваза.
В ней нарезан ананас.
От меня убрали сразу.
Только зря. Ведь эту вазу
Не разбил же я ни разу,
Хоть и лазил много раз.
***
Вот такой несносный чижик!
Не читает чудных книжек.
Научить его хочу, но никак не научу.
Скачет он и днем и ночью,
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я учусь, а он никак.
***
Наша кошка, кашка Машка,-
Шаловливая коташка.
Лишь куда-нибудь вбежит,
Все там переворошит.
Оживают вмиг у Машки
И катушки, и бумажки.
Будто бы спешит под шкаф.
Вот такой у Машки нрав.
Ну, а если там мышата -
Кошки нет, ушла куда-то.
Как мышонок там шуршит,
Кошка к шкафу не бежит.
Уж не нужен шкаф коташке.
Видно, жалко мышку Машке.
***
В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
На нее малы!
***
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности. Пособие включает в себя:
Методическое пособие включает в себя список литературы, который поможет педагогам расширить свое представление об использовании ТРИЗ и РТВ в развитии интеллектуально-творческих способностей дошкольников. Авторы благодарят дошкольные образовательные учреждение, которые участвовали в экспериментальной деятельности по созданию технологий развития связной речи дошкольников: НМЦ № 242 "Садко" г. Ульяновск, Методики, разработанные на базе этих дошкольных учреждений, входят в образовательный проект "Джонатан Ливингстон" (автор и координатор проекта Н.Н. Хоменко, Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий Страсбурга, Франция). Глубокая благодарность администрации, преподавателям и студентам социально-педагогического колледжа № 1 г.Ульяновска и особенно Душенькиной Т.В., Ашлаповой Т.В., Кузнецовой А.Б. за многолетнюю помощь в создании курса по развитию речи с помощью ТРИЗ-РТВ для студентов и учащихся колледжа. Авторы выражают глубокую признательность коллегам Гафитулину М.С. (г.Жуковский), Гину А.А., Гин С.А. (г.Гомель), Григорович Л.А. (г.Москва), Ефремову С.В. (г.Рязань), Журавлевой Н.М. (г.Тольятти), Ковардаковой М.А. (г.Ульяновск), Корзун А.В. (г.Минск), Лелюх С.В. (г.Самара), Мурашковске И.Н. (г.Елгава), Нестеренко А.А. (г.Петрозаводск), которые много лет консультируют авторов, вдохновляют и поощряют их экспериментальную деятельность. Уважаемым коллегам В.Г.Березиной, Л.А.Кожевниковой и В.И.Авдевичу (г.Челябинск) - искренняя благодарность за предоставленную возможность пользоваться фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации издательской деятельности.
|
РАЗДЕЛ 2. СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы. Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888). Характеристика текста лимерика: 1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: 2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов 1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ" Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".
2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО" Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска". Методические рекомендации Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. ПР: - называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; 3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ" Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: "Жил-был рак и был похож на мак". Методические рекомендации Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак). В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.
4. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ" Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми. ПР: Методические рекомендации Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
5. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ" Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов. Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…": Если бы певунья-птичка Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик: Что было бы, если бы певунья-птичка
6. "СТИШОК ПРО НАС" Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий. Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это. ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок: Жил-был мальчик по имени Саша, Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты: Если бы девочка Светочка Дети обмениваются между собой стишками. Методические рекомендации Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства детей. Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни.
7. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ" Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали. После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст: Жила-была единица клыкастая, После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение: Если бы кисточка была смелая, По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты: Жила-была мачеха вредна Методические рекомендации Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий. Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять рифмованные тексты.
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
|
РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. 1-ый тип: "Текст реалистического характера" Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине. Виды получаемых текстов (выделены условно):
2-ой тип: "Текст фантастического характера" Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине. Виды получаемых текстов (выделены условно):
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
1 этап "Определение состава картины" Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Базовая информация Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Методика работы с детьми Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. Советы педагогу
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине" Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Базовая информация Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Методика работы с детьми Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания:
Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине
3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цели:
Базовая информация Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете. При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д. Методика работы с детьми Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:
Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий
4 этап "Составление загадок и метафор по картине" Цели:
Базовая информация Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок: 1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами. 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или " но не" сравниваются с другими объектами. 3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. 4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений. Модели метафор 1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Вставить в смысловой контекст картины. 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Сравнение переделать из прилагательного в существительное - "кружево". Метафора вставляется в контекст: "Мама повесила на окно кружево зимы". Методика работы с детьми Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу "Свойства и качества" (графически или текстом):
2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия":
3. Выбирается объект и заполняется таблица "Части":
4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: "Части и их количество":
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про что на картине я говорю?" После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта. Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок
По окончании работы выразительное чтение загадки. Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
5 этап "Преобразование объектов во времени" Цели:
Базовая информация Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени. Методика работы с детьми Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени ("Машина времени"). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени
6 этап "Описание местонахождения объектов на картине" Цели:
Базовая информация Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Методика работы с детьми Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина". Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
а) с позиции постороннего наблюдателя; 7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов" Цели:
Базовая информаци Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания. А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
Б) О разнообразных чертах характера:
В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения. Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Методика работы с детьми Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий
Примечание. Мы не ставим задачу описывать методику работы с проблемами в этой работе. Обучение детей работе с проблемными ситуациями выходит за рамки занятий по развития речи и требует отдельного пояснения.
8 этап "Смысловая характеристика картины" Цели:
Базовая информация Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего. Методика работы с детьми Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины
9 этап "Составление рассказов-фантазий" Цели:
Базовая информация Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Методика работы с детьми Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники:
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения. "Клубок, который научился летать" Советы воспитателям
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий
10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера" Цели:
Базовая информация Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые… Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч. Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название. Методика работы с детьми
Например: "История на лужайке" "На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала. Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили. Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. "Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я!" "А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!", - сказала равнодушная Трава. Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху. Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать. Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: "Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!" Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий
11 этап "Составление рифмованных текстов по картине" Цели:
Базовая информация Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. ПР: дети…, семья…, посуда… Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой: Жили-были как-то кто-то, Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…". Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины. Методика работы с детьми Работа должна строиться в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра "Складушки-ладушки", в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом. Советы педагогам
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов
В заключении работы выразительное чтение текста.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ Проблема обучения одаренных дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КАРТИНЫ
Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
|
РАЗДЕЛ 4. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста.
Общая характеристика текстов сказочного типа Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. Для того, чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя. С другой стороны, фантастические свойства объектов позволяют не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как часть общей морали. Поэтому в сказке в уста героя могут быть вложены жизненные правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность выглядит достаточно естественно, ненавязчиво. Необычность, отвлеченность таких признаков, как время и место, влияет на воображение слушателя и в то же время показывает некую универсальность жизненного правила, которое было, есть и будет достаточно долго действовать. Поэтому в сказке часто встречаются такие слова, как "Где-то в тридесятом царстве", "В одной деревеньке" (неизвестно какой), "Далеко отсюда", "За тридевять земель", и время "В стародавние времена", "В далеком прошлом" или "Однажды", которые позволяют не привязываться к конкретному времени и месту. Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой - злодей, то это свойство также доведено до крайности. В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам. Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго - коротко) или расстояние (не далеко - не близко). Обучать детей сочинению сказок возможно с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации. Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку. Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям: 1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ). 2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:
Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени. Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ. В основе конфликтного типа сказки лежит метод "Волшебный треугольник" (вепольный анализ). Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Составление сказок с помощью метода "Каталога" Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего. Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Алгоритм построения тренинга
Методические рекомендации Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был... Кто? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: - Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа). Правила поиска ответа на вопрос:
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Составление сказок динамического типа Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев. Базовый алгоритм составления сказки
Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой). На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали
Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время. Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения. Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.
Составление сказок описательного типа В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца"). Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):
Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности). Базовый алгоритм
Методические рекомендации Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ. ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным. ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити). Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев. ПР: История про Бабу Ягу. Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.
Ожидаемые результаты Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:
Составление сказок нравственно-этического типа Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный ("Суп из топора", "Вершки и корешки" "Лиса и журавль"). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа. Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана. Базовый алгоритм
Методические рекомендации Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев, При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости). Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники. В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст. Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои - школьные принадлежности), на письменном столе (герои типичные для этого места), в ванной комнате (герои - туалетные принадлежности).
Составление сказок конфликтного типа Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет. ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей. Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете. Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир. Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла. Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона. Базовый алгоритм
Методические рекомендации Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа ("Волшебная лампа Алладина"). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках. Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др. При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.
Пример сказки: "Счастливый день" (автор Коля Вихров, 6 лет) Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства. В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы на сайте
Хоменко Николай Николаевич, автор и координатор проекта проект "Джонатан Ливингстон", Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий, г. Страсбург, Франция. Сидорчук Татьяна Александровна, заведующая кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 12 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук г. Ульяновск, Россия.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ " Веселые рифмовки"
Такие весёлые рифмовки детям очень нравятся. Они не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей с ОНР очень важно. В течение...
Английские рифмовки как средство развития коммуникативных способностей
Данная статья отображает возможность использования рифмовок на английском языке для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....
Значение рифмовки в изучении иностранного языка с детьми дошкольниками
Значение рифмовок в обучении английскому языку...
логопедические рифмовки
автоматизация звуков...
Этапы работы над логопедической рифмовкой
Использование логопедических рифмовок в работе учителя-логопеда...
Логопедические рифмовки для автоматизации звуков [ л ], [ ль ], [ р ], [ рь ].
laquo;Блаженство рода человеческого коль много от СЛОВ зависит, всяк довольно усмотреть может!» М, В Ломоносов, 1748г. (библиография, №17, с.5). И проблема за более, чем 250 –летний...
Логопедические рифмовки и частушки для автоматизации звуков
Логопедические рифмовки и частушки для автоматизации звуков будут полезны и интересны для всех участников коррекционно-образовательного процесса......