Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
методическая разработка

В данной статье раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с ТНР. Обозначены игры на развитие памяти, которые могут найти применение в ДОУ и семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речеслуховой памяти у детей

 старшего   дошкольного возраста с ТНР

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с ТНР. Обозначены игры на развитие памяти, которые могут найти применение в ДОУ и семье. 

Ключевые слова: речь, память, слухоречевая память, дошкольный возраст, мнемические действия, мнемическая цель, общее недоразвитие речи.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процессе подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в школе. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью  других психических функций (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления).

Так как память является ведущей в дошкольном возрасте, то именно ее изучение и развитие очень важно при общем недоразвитии речи.

Существует взаимозависимость между состоянием слуховой (слухоречевой) памяти и уровнем развития речи: при более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти.

Дети с системными нарушениями речи испытывают значительные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой на слух: недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов, допущенные ошибки при воспроизведении слов обычно не замечают, и не исправляют простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных) дети с ТНР не в состоянии воспроизвести. Дети часто забывают сложные инструкции (трех, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Это связано, прежде всего, с поражением речевых зон коры головного мозга. 

Коррекционную работу по развитию памяти у дошкольников с  нарушениями речи необходимо начинать с раннего возраста.    Формирование и совершенствование всех видов памяти и её свойств, у дошкольников с нарушениями речи целесообразно осуществлять как на коррекционно-развивающих и общеобразовательных занятиях, так и в ходе режимных моментов, а также в процессе свободной игровой деятельности детей. Комплексное взаимодействие учителей-логопедов, воспитателей, педагогов-психологов и родителей позволяет повысить динамику развития памяти у детей данной категории

Дети дошкольного возраста лучше запоминают слова, предложения и фразы в игровой деятельности.

Приведённые ниже  задания являются вариативными:  психолог, логопед  может менять не только сложность в зависимости от уровня каждого ребенка, но и содержание игр в зависимости от темы занятия, вида занятия. Часть игр и заданий подразумевает неоднократное их использование с постепенным усложнением материала, условий выполнения.

Предлагаю вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников, которые активно могут  использовать  в своей работе  педагоги-психологи, учителя-логопеды, воспитатели и родители. Эти игры развивают память на уровне слов и предложений. Не лишним будет напомнить, что занятия в игровой форме мотивируют ребенка, создают атмосферу заинтересованности и успешности. И не только у ребенка, но и у родителей.

Комплекс коррекционно-развивающих игр  и упражнений

Игра «Сколько кубик показал, столько я и слов назвал»

Если ребенок умеет считать до шести, то интересно будет поиграть с игральным кубиком. Тогда из ряда произнесенных взрослым слов нужно назвать первые несколько слов. А вот их конкретное количество как раз и укажет кубик. Для интереса можете продублировать названные слова предметами (только прикройте их платком). Если выпадет грань кубика с шестью точками и ребенок назовет все слова, откиньте платок. Доставьте ребенку удовольствие убедиться в своей правоте или самостоятельно найти ошибку.

Игра «Магазин». Послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди .могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

 Игра «Пары слов». Предложить ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, назвать пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем назвать первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

 Игра «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитать 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд зачитать заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

Игра  «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

Игра «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз какой?», ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.»

Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

Игра   «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок должен запомнить только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

Упражнение

Речевой материал: ДОРОГА,  ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА

Инструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».

Упражнение      

Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови с числом 5.

Упражнение

Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови детенышей (птенцов).

Упражнение

Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА

 Инструкция:     Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.

 Игра: «Кто знает – продолжает».

Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.

Оборудование: МЯЧ.

Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.

например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т.д. Игра продолжается до последнего названного предмета.

Усложнение: Каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова, потом прибавить своё.

Список использованной литературы

1. Бакумова, С.П. Нейропсихологическое исследование неречевых

функций детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / С.П. Бакумова, И.В.

Егорова // Специальное образование. – 2014. - Выпуск № X, том I. – С.17-19.

2. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.:

Питер, 2001. – 288 с.

3. Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология

памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

4. Дубровина, Т.И. Особенности слухоречевой памяти у

дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.И. Дубровина //

Специальная психология. - 2010. - № 3/4. - С.5-15. 11.

5. Иванова, А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у

детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.С. Иванова, Е.П.

Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822.

6. Истомина, З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие

7. Косякова, О.О. Логопсихология: учеб. пособие для вузов [Текст] /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти  у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...

Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста

Развитие логической памяти на основе обобщающих понятий - классификации предметов....

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия....

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия....

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия....

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ.

В статье описаны данные исследования речеслуховой памяти, связной речи, методики иследования....