Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)
Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_sluhorechevoy_pamyati.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии каждого ребенка. Возраст 6-7 лет является сензитивным для большинства психических функций. Современная школа ждет детей, которые уже могут писать (печатать), читать и считать. Все это функции, связанные с деятельностью левого полушария. Но чтобы они сформировались необходимо развить предпосылки к их овладению. Давайте посмотрим, как представлены функции, которые локализуются в правом и левом полушариях.
Функции, связанные с деятельностью левого полушария | Функции, связанные с деятельностью правого полушария |
|
|
Таким образом, пока не будут сформированы функции в правом полушарии, будет страдать деятельность обусловленная функционированием левого полушария.
К сожалению, в последнее время сохраняется тенденция по увеличению количества детей, имеющих речевые нарушения. И нарушения с каждым годом носят все более сложный, многофакторный характер.
Современный образ жизни взрослых неотделим от использования различных цифровых устройств. В первую очередь это телефон-миникомпьютер. И детям то же интересно, что там смотрит мама или папа. В данной ситуации нет, и не может быть взаимообогащающего диалога. Это односторонний поток в большей степени зрительной информации. А вокруг так много разных звуков! И эти звуки, и многое другое ребенка уже не интересует!
Меня, как логопеда заинтересовала тема слухоречевой памяти. Это очень важная составляющая в будущей успешности при обучении в школе. Ведь с поступлением в школу к ребенку будут предъявляться совсем другие требования, и ведущей деятельностью будет учебная.
Л.С. Выготский считал, что память в раннем детстве – одна из центральных психических функций, в зависимости от которой и строятся все психические функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для него – значит вспомнить.
Многие отечественные ученые занимались проблемой изучения слухоречевой памяти у дошкольников, ее особенностями.
В настоящее время стремительно растет количество детей имеющих школьные трудности. А почему? Значит, в дошкольный период не уделили достаточное внимание развитию правого полушария!
А причем здесь школьные трудности и слухоречевая память спросите Вы?! Ученик просто не может запомнить и удержать в памяти все объяснения учителя, или что-то запоминает фрагментарно. Поэтому, давайте обратимся к развитию слухоречевой памяти.
Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания к произвольному. Непроизвольное запоминание базируется на восприятии, а произвольное связано с мышлением. Произвольное запоминание – это осмысленное запоминание материала. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в ином плане, чем ребенок запоминающий непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и вспомогательные операции, требуется умение создавать новые связи, новую структуру, т.е логическая память, богатое воображение, развитое мышление.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание информации. Первые специальные сознательные действия, направленные на сознательное запоминание или припоминание, начинают отчетливо проявляться к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок уже стремиться использовать для запоминания логические связи в материале. А в возрасте 8 лет происходит переориентация во взаимодействии слухоречевой памяти с системами восприятия и мышления в пользу последней.
Довольно часто у детей с ОВЗ нарушение слухоречевой памяти, как модально-специфического вида, сопровождается нарушением речевого слухового гнозиса и несформированностью произвольной регуляции психической деятельности. Поэтому коррекционно-развивающая работа по развитию слухоречевого гнозиса и произвольной регуляции психической деятельности должна предшествовать работе по развитию слухоречевой памяти.
Слухоречевой гнозис имеет свою специфику развития в онтогенезе.Т.Г. Визель выделяет следующие этапы его развития:
- Неречевой слуховой гнозис.
- Речевой слуховой гнозис.
- Фонематический слух.
В соответствии с этими этапами мы обозначили направления для внедрения в индивидуальные логопедические занятия системы заданий и упражнений, направленной на развитие и совершенствование слухоречевой памяти у дошкольников подготовительной к школе группы в условиях логопункта.
1 этап. Неречевой слуховой гнозис.
Сюда относится восприятие шумов и музыкальных инструментов.
На этом этапе я использовала
- пособие «звучащие коробки»,
- работа с музыкальными инструментами и ширмой,
- пособие О. А. Суховой «Слушать интересно».
2 этап. Речевой слуховой гнозис.
Использовала:
- пособие Т.Ю. Поневежской «Ковер нейропсихолога»,
- пособие-книга «Как научить ребенка говорить, читать и думать» А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская.
- авторская игра «Почтальон»
3 этап. Фонематическое восприятие.
- Задания способствующие развитию и совершенствованию фонематического восприятия.
- Данному этапу соответствуют задания и упражнения по закреплению и автоматизации поставленных звуков.
- Задания на словесно-логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».
Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками седьмого года жизни на тему: «Школа пешеходных наук».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....
Система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам
В статье предлагается система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам....
Методические рекомендации для родителей по развитию памяти у детей седьмого года жизни
Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечат...
Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»
Консультация для родителей«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников» Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»села Кушнаренково ...
Картотека игр на развитие слухоречевой памяти у дошкольников
Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и син...
Сообщение "Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта"
Сообщение расскажет об особенностях организации логопедических занятий с ребенков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....