ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

 

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.

Проблема диагностики  памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. Память -  одна из наиболее сложных форм психической  деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, формирование которой у детей с общим недоразвитием речи замедленно и своеобразно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starodubtseva_o._a._statya_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Стародубцева О.А.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Разнообразие и сложность процессов, возникающих в обществе на современном этапе, приводит к необходимости формирования у дошкольников   активной позиции, способствующей решению новых проблем, эффективному взаимодействию со взрослыми. Это обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса  на основе активизации всей познавательной сферы детей - их речи, памяти, мышления.  

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.

Проблема диагностики  памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. Память -  одна из наиболее сложных форм психической  деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, формирование которой у детей с общим недоразвитием речи замедленно и своеобразно.

Несмотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина, А.Р. Лурия и др.), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что подтверждает актуальность ее исследования.

Нами проводилось изучение особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих логопедическую группу МБДОУ  №156 - Детский сад комбинированного вида города Тулы. В эксперименте принимало участие дети 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи.

При составлении диагностической программы изучения особенностей памяти были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные А.Р. Лурия,  Н.Я. Головневой, М. Н. Ильиной и др. А также при составлении диагностической программы, мы опирались на основные критерии:

1) объект запоминания. В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной или слуховой и т.д.

Поэтому на первом этапе исследования использовались методики, направленные на изучение особенностей зрительной и слуховой  памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (методики «Картинки», «Запомни рисунки», «10 слов» (А.Р. Лурия), «Запомни  фразы» (Н.Я. Головнева))

При выполнении заданий первого этапа исследования у детей с ОНР были отмечены следующие особенности:

- При запоминании слов и картинок,  дети с ОНР часто заменяли одно слово другим из одной лексико-семантической группы, а также были слова, названные без всякой связи с картинками. Трудности в запоминании и воспроизведении слов и названий картинок у детей с ОНР обусловлены бедностью словаря, неточным употреблением слов, несформированностью семантических полей, трудностями в актуализации словаря.

- При воспроизведении фраз дети часто не могли передать смысл фразы, не всегда  точно воспроизводили длину фразы. Трудности в воспроизведении фраз обусловлены узким объемом запоминаемого материала, пониженной точностью воспроизведения словесных раздражителей и слабой прочностью удержания речевых сигналов у детей с общим недоразвитием речи.

2) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную память.

На втором этапе исследования использовалась методика Н.Я. Головневой «Картинки», направленная на изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти.

При выполнении заданий второго этапа исследования встречались следующие особенности: смысловые замены; замены слов, обозначающих предметы, на слова, обозначающие действия с этими предметами; лучше запоминались название предметов, которые знакомы детям в повседневной жизни и более легкие для произношения; результат запоминания у большинства детей  значительно ухудшался при отсроченном воспроизведении названий картинок, что свидетельствует о низком уровне развития долговременной памяти у детей с общим недоразвитием речи.

 3) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память. Поэтому на третьем этапе исследования мы использовали методику А.Р. Лурия «Вспомни картинки». 

При выполнении заданий третьего этапа исследования мы отметили следующую особенность: большинство детей, получив установку на запоминание картинок, пытались запомнить их, проговаривая шепотом названия картинок. А когда называли то, что они запомнили, пытались вспомнить названия картинок, проговаривая уже названные картинки по несколько раз. Это можно объяснить тем, что дошкольники не владеют приемами и средствами запоминания, а также преобладанием механического запоминания у дошкольников с ОНР.

Анализ экспериментальных данных позволяет  сделать следующие выводы:

- зрительная память при общем недоразвитии речи  развита достаточно хорошо. Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети с ОНР на слух запоминают лучше отдельные слова, чем фразы. Часто забывают сложные инструкции, меняют последовательность предложенных заданий, не пытаются уточнить полученные задания.  Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции  еще раз указывает на низкий уровень  слуховой памяти у детей с ОНР.

- у детей с ОНР кратковременная память лучше развита, чем долговременная. Для них характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

- на более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения;

- для детей с ОНР требуется большая помощь со стороны экспериментатора.

 Общее недоразвитие речи оказывает негативное влияние на уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, а составленная нами диагностическая программа, направленная на изучение памяти, позволяет выявить некоторые характерные особенности этого психического процесса у данной категории  детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 459с.
  2. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Каро 2006.- 160с.
  3. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 2007.- 363с.
  4. Шадриков, В.Д. Черемошкина, Л.В.  Мнемические способности: развитие и диагностика.— М.: Педагогика, 2003.- 249с.
  5. Шашкина Г. Р.  Зернова, Л. П. Зимина, И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...

"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".

quot;Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведе...

Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР....

О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...