ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.
Проблема диагностики памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. Память - одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, формирование которой у детей с общим недоразвитием речи замедленно и своеобразно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starodubtseva_o._a._statya_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Стародубцева О.А.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Разнообразие и сложность процессов, возникающих в обществе на современном этапе, приводит к необходимости формирования у дошкольников активной позиции, способствующей решению новых проблем, эффективному взаимодействию со взрослыми. Это обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса на основе активизации всей познавательной сферы детей - их речи, памяти, мышления.
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.
Проблема диагностики памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. Память - одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая в процессе своего развития тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, формирование которой у детей с общим недоразвитием речи замедленно и своеобразно.
Несмотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина, А.Р. Лурия и др.), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что подтверждает актуальность ее исследования.
Нами проводилось изучение особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих логопедическую группу МБДОУ №156 - Детский сад комбинированного вида города Тулы. В эксперименте принимало участие дети 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи.
При составлении диагностической программы изучения особенностей памяти были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные А.Р. Лурия, Н.Я. Головневой, М. Н. Ильиной и др. А также при составлении диагностической программы, мы опирались на основные критерии:
1) объект запоминания. В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной или слуховой и т.д.
Поэтому на первом этапе исследования использовались методики, направленные на изучение особенностей зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (методики «Картинки», «Запомни рисунки», «10 слов» (А.Р. Лурия), «Запомни фразы» (Н.Я. Головнева))
При выполнении заданий первого этапа исследования у детей с ОНР были отмечены следующие особенности:
- При запоминании слов и картинок, дети с ОНР часто заменяли одно слово другим из одной лексико-семантической группы, а также были слова, названные без всякой связи с картинками. Трудности в запоминании и воспроизведении слов и названий картинок у детей с ОНР обусловлены бедностью словаря, неточным употреблением слов, несформированностью семантических полей, трудностями в актуализации словаря.
- При воспроизведении фраз дети часто не могли передать смысл фразы, не всегда точно воспроизводили длину фразы. Трудности в воспроизведении фраз обусловлены узким объемом запоминаемого материала, пониженной точностью воспроизведения словесных раздражителей и слабой прочностью удержания речевых сигналов у детей с общим недоразвитием речи.
2) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную память.
На втором этапе исследования использовалась методика Н.Я. Головневой «Картинки», направленная на изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти.
При выполнении заданий второго этапа исследования встречались следующие особенности: смысловые замены; замены слов, обозначающих предметы, на слова, обозначающие действия с этими предметами; лучше запоминались название предметов, которые знакомы детям в повседневной жизни и более легкие для произношения; результат запоминания у большинства детей значительно ухудшался при отсроченном воспроизведении названий картинок, что свидетельствует о низком уровне развития долговременной памяти у детей с общим недоразвитием речи.
3) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память. Поэтому на третьем этапе исследования мы использовали методику А.Р. Лурия «Вспомни картинки».
При выполнении заданий третьего этапа исследования мы отметили следующую особенность: большинство детей, получив установку на запоминание картинок, пытались запомнить их, проговаривая шепотом названия картинок. А когда называли то, что они запомнили, пытались вспомнить названия картинок, проговаривая уже названные картинки по несколько раз. Это можно объяснить тем, что дошкольники не владеют приемами и средствами запоминания, а также преобладанием механического запоминания у дошкольников с ОНР.
Анализ экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы:
- зрительная память при общем недоразвитии речи развита достаточно хорошо. Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети с ОНР на слух запоминают лучше отдельные слова, чем фразы. Часто забывают сложные инструкции, меняют последовательность предложенных заданий, не пытаются уточнить полученные задания. Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции еще раз указывает на низкий уровень слуховой памяти у детей с ОНР.
- у детей с ОНР кратковременная память лучше развита, чем долговременная. Для них характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.
- на более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения;
- для детей с ОНР требуется большая помощь со стороны экспериментатора.
Общее недоразвитие речи оказывает негативное влияние на уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, а составленная нами диагностическая программа, направленная на изучение памяти, позволяет выявить некоторые характерные особенности этого психического процесса у данной категории детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 459с.
- Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Каро 2006.- 160с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 2007.- 363с.
- Шадриков, В.Д. Черемошкина, Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика.— М.: Педагогика, 2003.- 249с.
- Шашкина Г. Р. Зернова, Л. П. Зимина, И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...
Особенности зрительной и слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе.
статья....
"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".
quot;Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведе...
Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР....
О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...